Дело № 2-51/2013Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
25 января 2013 года г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Карповой О.Н.
при секретаре Емельяновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г.Златоуста об оспаривании нормативного правового акта администрации Златоустовского городского округа,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Златоуста в порядке статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановление администрации Златоустовского городского округа от 21.11.2011г. № 429(5)-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Златоустовском городском округе на 2012-2013 г.г.» в редакции постановлений от 22.05.2012 г. № 160-п, от 27.11.2012 г. № 445-п; обязать Главу Златоустовского городского округа опубликовать сообщение о решении суда в газете « Златоустовский рабочий» (л.д. 4-8,81).
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что оспариваемым постановлением утверждена долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической Эффективности в Златоустовском городском округе на 2012-2013 годы». Данная программа не соответствует Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поскольку не содержит значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате ее реализации. В перечень мероприятий муниципальной программы не включены мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов; по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов; по увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности.
Кроме того, постановление не опубликовано в официальном печатном издании, в то время как на исполнение указанного нормативного правового акта из бюджета Златоустовского городского округа рассчитано на 2012 и 2013 годы выделение и освоение бюджетных средств.
Нарушение норм федерального законодательства, порядка обнародования правового акта, затрагивающего права, свободы неопределенного круга лиц являются безусловным основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
В судебное заседание прокурор г.Златоуста не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление об отказе от заявленных требований в связи с добровольным исполнением требований прокурора, прекращении производства по делу (л.д.65, 83).
Представитель ответчика администрации ЗГО Ахмадуллин Д.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35), с иском не согласен. Пояснил, что существует муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в ЗГО на период до 2020 года». Программа разработана в соответствии с Законом № 261-ФЗ и постановлением Правительства от 31.12.2009г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности». Указанная программа описательная, в ней задолжены целевые показатели, программа не предусматривает финансирования. Оспариваемая прокурором долгосрочная программа дополняет муниципальную целевую программу, направлена на распределение финансирования по тем мероприятиям, которые заложены в долгосрочной программе. В настоящее время оспариваемая прокурором программа с внесенными изменениями опубликована в газете «Златоустовский рабочий».
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает требования прокурора г.Златоуста не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (пункт 1).
Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу (пункт 3).
Таким образом, отказ прокурора г.Златоуста от заявленных требований не может быть принят судом, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным данной статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним.
Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы (пп. 1 п. 3 ст. 14 Закона № 261-ФЗ).
Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать семь обязательных требований, установленных в п. 4 ст. 14 Закона № 261-ФЗ.
Согласно требований п. 6 ст. 14 Закона № 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: 1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда; 2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; 3) энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; 4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; 5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами; 6) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов; 7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; 8) энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом; 9) иным определенным органом местного самоуправления вопросам.
Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225.
Согласно пункта 1 указанного постановления региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно приложению N 1 к постановлению и перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложению N 2.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ № 1225 Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273 утверждена методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, согласно которой целевые показатели определяются соотношением индикаторов расчетного года и года, предшествующего году начала реализации региональных и муниципальных программ. Расчет целевых показателей осуществляется для оценки эффективности мероприятий, включенных в региональные и муниципальные программы, с применением индикаторов, отражающих общее состояние субъекта Российской Федерации и муниципального образования в области энергоснабжения.
Расчет значений целевых показателей, достижение которых обеспечивается в результате реализации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется разработчиком.
Расчет целевых показателей для муниципальных программ производится на основании индикаторов, приведенных в Приложении N 2 к Методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением администрации городского округа №429 (5)-п от 21.11.2011 утверждена долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической Эффективности в Златоустовском городском округе на 2012-2013 годы», в которую в последующем внесены изменения постановлениями администрации ЗГО от 22.05.2012г. № 160-п, от 27.11.2012г. № 445-п (л.д. 15-21, 23-26).
Оспариваемый прокурором акт обладает существенными признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт: он издан управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, направленные на урегулирование общественных отношений, адресован неопределенному кругу лиц, регламентирует вопросы, касающиеся бюджетного финансирования.
Как следует из искового заявления, прокурор г.Златоуста считает данную программу противоречащей закону, поскольку в нарушение требований Закона № 261-ФЗ и постановления Правительства РФ от 31.12.2009г. N 1225 она не содержит положений, предусмотренных пунктом 1 пункта 3 статьи 14, подпунктами 4-8 пункта 6 статьи 14 Закона № 261-ФЗ.
Доводы прокурора г.Златоуста суд находит необоснованными.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением главы ЗГО от 30.07.2010г. № 276-п утверждена муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Златоустовском городском округе на период до 2020 года» (л.д. 86-227). Программа разработана в соответствии с Законом № 261-ФЗ и постановлением Правительства от 31.12.2009г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности».
В последующем, в соответствии с постановлением администрации ЗГО от 07.02.2012г. № 32-п «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Златоустовского городского округа», постановлением администрации ЗГО от 21.11.2011 № 429(5)-п была утверждена долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Златоустовского городском округа на 2012-2013 гг.», с изменениями, внесенными постановлениями администрации ЗГО от 22.05.2012г. № 160-п, 27.11.2012г. № 445-п (л.д. 16-21, 23-26).
Указанная программа дополняет и конкретизирует муниципальную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Златоустовском городском округе на период до 2020 года», устанавливает источники и механизм финансирования по тем мероприятиям, которые заложены в муниципальной целевой программе.
Из текста муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Златоустовском городском округе на период до 2020 года» следует, что в ней, в частности, содержится раздел IX (л.д.157об.-164), посвященный целевым показателям в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате ее реализации, раздел IV, п. 4.3 по энергосбережению на транспорте (л.д.111об.-116), п.5.4 по развитию нетрадиционной и возобновляемой энергетики (л.д. 137-145).
Отдельные показатели реализации мероприятий Программы имеются также в разделе 2 оспариваемой прокурором Программы (л.д. 17 об.-18, 24).
Положений, касающихся мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами; стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов, в программах не содержится.
Однако само по себе данное обстоятельство не может являться основанием для признания всей программы не соответствующей закону и недействующей. Иное толкование нарушало бы права и законные интересы населения Златоустовского городского округа, участников соответствующих правоотношений, которые регулирует программа, в том числе участников бюджетного процесса.
По смыслу положений главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации целью судебного контроля за правотворчеством уполномоченных на принятие нормативных актов органов является недопущение наличия в нормативных актах положений, ухудшающих права граждан, организаций, органов, по сравнению с теми, которые они имеют на основании нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.
Оспариваемая программа принята органом местного самоуправления в пределах своей компетенции, в установленном порядке, не содержит положений, противоречащих нормам федерального законодательства, и нормативных актов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно п. 10 ст. 34 Устава Златоустовского городского округа правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления городского округа, затрагивающие интересы, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, вступают в силу только после их официального опубликования в печатном средстве массовой информации, учрежденном органом местного самоуправления.
Постановлением Главы Златоустовского городского округа Челябинской области от 30.01.2006 N 19-п официальными печатными изданиями для публикации правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления являются газета «Златоустовский рабочий» и «Златоустовская панорама».
Представителями ответчика не оспаривается, что на момент подачи прокурором иска постановление администрации ЗГО от 21.11.2011 № 429 (5)-п, а также постановления администрации ЗГО о внесении изменений в указанное постановление от 22.05.2012г. № 160-п, 27.11.2012 № 445-п, 19.12.2012г. № 491-п в установленном порядке не были опубликованы в официальном печатном издании. Однако, в настоящее время данные нарушения устранены, вышеуказанные постановления с приложениями опубликованы в газете «ФИО1 рабочий от 21.12.2012г., 22.12.2012г., 12.01.2013г., 17.01.2013г. (л.д.58-63,84-85).
Поскольку на момент вынесения решения суда оспариваемые прокурором г.Златоуста постановления администрации ЗГО опубликованы в официальном печатном издании - газете «ФИО1 рабочий», оснований для удовлетворения требований прокурора о признании указанных нормативных правовых актов недействующими в связи с нарушением порядка обнародования, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Прокурора г.Златоуста о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановления администрации Златоустовского городского округа от 21 ноября 2011 года № 429(5)-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Златоустовском городском округе на 2012-2013 годы» в редакции постановлений от 22 мая 2012 года № 160-п, от 27 ноября 2012 года № 445-п отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через ФИО1 городской суд.
Председательствующий О.Н. Карпова
Решение не вступило в законную силу