ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2915/201818Д от 18.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Резолютивная часть решение оглашена 18 декабря 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 декабря 2018 года

Дело № 2-2915/2018 18 декабря 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Иванова в составе:

председательствующего по делу судьи Пластовой Т.В.

секретаря судебного заседания Ковыневой Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Ивановской области о защите прав потребителей,

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Ивановской области о защите прав потребителей.

Исковые требования мотивированы тем, что 22 марта 2017 года ФИО1 направил ценное заказное письмо с уведомлением в адрес ГУ по вопросам миграции МВД России, РПО (регистрируемое почтовое отправление) 15300002261853, которое было доставлено ответчиком с нарушением установленного законодательством срока доставки, а именно 06 апреля 2017 года. Срок доставки данного заказного письма 28 марта 2017 года.

Ответчик нарушил контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, не исполнил надлежащим образом обязательства по оказанию услуг почтовой связи, нарушил ФЗ «О почтовой связи», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», Постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции».

На основании вышеизложенного, а так же ст. ст. 1064, 1068, 1095, 1099, 151 ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 51.000 руб.

Кроме того, ФИО1 обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Ивановской области о защите прав потребителей.

Исковые требования мотивированы тем, что 08 июня 2018 года ФИО1 направил заказное письмо РПО в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Иваново, данное заказное письмо было получено с нарушением контрольного срока на 2 дня, считает, что письмо должно было быть вручено адресату 13 июня 2018 года, а было вручено 15 июня 2018 года.

08 июня 2018 года ФИО1 направил заказное письмо РПО в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Иваново, данное заказное письмо было получено с нарушением контрольного срока на 2 дня, считает, что письмо должно было быть вручено адресату 13 июня 2018 года, а было вручено 15 июня 2018 года

09 июня 2018 года ФИО1 направил заказное письмо РПО в адрес УМВД России по Ивановской области по Ленинскому району г. Иваново, данное заказное письмо было получено с нарушением контрольного срока на 3 дня, считает, что письмо должно было быть вручено адресату 14 июня 2018 года, а было вручено 19 июня 2018 года.

12 мая 2018 года ФИО1 направил заказное письмо РПО в адрес Даниловского отдела судебных приставов по ЮАО г. Москвы, данное заказное письмо было получено с нарушением контрольного срока на 3 дня, считает, что письмо должно было быть вручено адресату 17 мая 2018 года, а было вручено 21 мая 2018 года

16 июня 2018 года ФИО1 направил заказное письмо РПО в адрес ФССП России, данное заказное письмо было получено с нарушением контрольного срока на 2 дня, считает, что письмо должно было быть вручено адресату 21 июня 2018 года, а было вручено 25 июня 2018 года

06 июня 2018 года ФИО1 направил заказное письмо РПО в адрес Фрунзенского районного суда г. Иваново, данное заказное письмо было получено с нарушением контрольного срока на 2 дня, считает, что письмо должно было быть вручено адресату 08 июня 2018 года, а было вручено 13 июня 2018 года.

По данным фактам истец обратился с письменной претензией в адрес ответчика, в ответе на которую ответчик признал нарушение сроков доставки почтовой корреспонденции.

Ответчик нарушил контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, не исполнил надлежащим образом обязательства по оказанию услуг почтовой связи, нарушил ФЗ «О почтовой связи», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», Постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции».

На основании вышеизложенного, а так же ст. ст. 1064, 1068, 1095, 1099, 151 ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 55.000 руб.

Кроме того, ФИО1 обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Ивановской области о защите прав потребителей.

Исковые требования мотивированы тем, что при рассмотрении гражданского дела № 2-884/18 и административного дела № 2а-1332/2018 истцу стало известно о том, что в рамках возбужденных исполнительных производств должностными лицами службы судебных приставов в адрес ФИО1 направлялись простой корреспонденцией копии постановлений судебного пристава, однако, данные постановления, направленные простой почтовой корреспонденцией истец не получал.

Истцом не были получены постановления, направленные в адрес истца должностным лицом УФССП России по Ивановской области, по вине сотрудников почтового отделения связи УФПС по Ивановской области, оказавшие тем самым истцу ненадлежащего качества услуги связи.

Ответчик нарушил ФЗ «О почтовой связи», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», Постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции».

На основании вышеизложенного, а так же ст. ст. 1064, 1068, 1095, 1099, 151 ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 55.000 руб.

Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 10 декабря 2018 года указанные выше гражданские дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением номера 2-2915/2018.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в заявлениях, дополнительных пояснениях, указывая, что ответчик нарушил сроки пересылки и доставки почтовой корреспонденции, а так же сроки ответа на претензии истца.

Ответчик представитель ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС по Ивановской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил, ранее представлял письменные возражения на иски, в которых указывал следующее.

Согласно Постановления Правительства РФ №160 от 24 марта 2006 года «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а так же контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) между городами федерального значения (Иваново-Москва» составляют 4 дня.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу 9повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов, иные нарушения установленных требований по оказанию почтовой связи.

22 марта 2017 года в ОСП принято РПО для доставки в адрес МВД России г. Москва. 27 марта 2017 года РПО прибыло в место вручения ОСП 101000 г. Москва, окончанием срока доставки является день поступления РПО в место вручения. 06 апреля 2017 года РПО вручено адресату. РПО должно было прибыть в место вручения 26 марта 2017 года (день недели воскресенье), поступило 27 марта 2017 года (понедельник), то есть, контрольные сроки доставки РПО не нарушены.

08 июня 2018 года РПО принято в ОСП для доставки в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Иваново, 10 июня 2018 года РПО прибыло в место вручения, окончанием срока доставки является день поступления РПО в место вручения. Поскольку 10, 11, 12 июня 2018 года являлись выходными днями, судебный участок не работал, РПО было вручено адресату 13 июня 2018 года, то есть замедления в доставке не имеется.

08 июня 2018 года РПО принято в ОСП для доставки в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Иваново, 10 июня 2018 года РПО прибыло в место вручения, окончанием срока доставки является день поступления РПО в место вручения. Поскольку 10, 11, 12 июня 2018 года являлись выходными днями, судебный участок не работал, РПО было вручено адресату 13 июня 2018 года, то есть замедления в доставке не имеется.

09 июня 2018 года РПО принято в ОСП для доставки в адрес УМВД России по Ленинскому району г. Иваново, 13 июня 2018 года РПО прибыло в место вручения, окончанием срока доставки является день поступления РПО в место вручения. Поскольку 10, 11, 12 июня 2018 года являлись выходными днями, УМВД России по Ленинскому району секретариат не работал, РПО выдано в доставку 14 июня 2018 года и вручено адресату 18 июня 2018 года, то есть контрольные сроки доставки не нарушены.

12 мая 2018 года РПО принято в ОСП для доставки в адрес Даниловского отдела судебных приставов по ЮАО г. Москва, 21 мая 2018 года РПО прибыло в место вручения ОСП 115230 г. Москвы, указанное РПО должно было прибыть в место вручения 16 мая 2018 года, а фактически поступило 21 мая 2018 года, то есть имеет место замедление сроков доставки на 5 дней.

16 июня 2018 года РПО принято в ОСП для доставки в адрес ФССП России, 22 июня 2018 года РПО прибыло в место вручения ОСП 107996 г. Москвы, указанное РПО должно было прибыть в место вручения 20 июня 2018 года, а фактически поступило 22 июня 2018 года, то есть имеет место замедление сроков доставки на 5 дней.

За нарушение сроков доставки истцу полагается неустойка в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки.

06 июня 2018 года РПО принято в ОСП для доставки в адрес Фрунзенского районного суда г. Иваново, 08 июня 2018 года РПО прибыло в место вручения, 09 июня 2018 года РПО вручено адресату, замедления сроков доставки не имеется.

Считает, что поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих его физические и нравственные страдания, отсутствует причинно-следственная связь между действиями ответчика и страданиями истца, просил суд в иске отказать.

В соответствии со ст. 10 Приказа № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» по совокупности признаков, определяющих порядок и условия, приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) почтовые отправления подразделяются на следующие категории: простые и регистрируемые. Простые отправления принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату без подтверждения факта вручения.

Согласно п. 32 Приказа в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых ящиков опускаются в соответствии с указанными в них адресами простые почтовые отправления. Таким образом, ФГУП «Почта России» подтвердить или опровергнуть факт отправления или доставки простых почтовых отправлений в адрес ФИО1 не имеет возможности. Просил суд в иске отказать.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель УФССП России по Ивановской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения заявления был извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил, возражений на иск не представил.

Суд, заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Права пользователей услуг почтовой связи в силу ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" защищаются данным Законом, а также Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" определяет, что почтовая связь общего пользования представляет из себя составную часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам, и услугами почтовой связи являются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

В этой же статье дано определение пользователей услуг почтовой связи. Таковыми являются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.

Исходя из статьи 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее Закон N 176-ФЗ) к услугам почтовой связи относятся действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Почтовыми отправлениями в той же статье названы адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Из приведенных норм следует, что и отправитель, и адресат относятся к пользователям услуг почтовой связи.

Этот же вывод следует из анализа положений, предусмотренных в ст. 19 указанного Федерального закона и в ст. ст. 56 и 62 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" о правах пользователей услуг почтовой связи на получение почтового отправления и предъявление претензий операторам почтовой связи, связанных с оказанием данной услуги.

Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 (далее - Правила оказания услуг), согласно пункту 46 которых операторы почтовой связи обязаны, в частности, пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Положениями ст. 34 названного Федерального закона предусмотрено, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом потребителем является гражданин, не только заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, но и имеющий намерение заказать или приобрести такие товары (работы, услуги).

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Поскольку ФИО1 ДЭ.Д. оглы в рассматриваемых правоотношениях с ФГУП "Почта России" выступает в качестве потребителя услуг, к данным правоотношениям при разрешении вопроса о наличии оснований ко взысканию компенсации морального вреда подлежат применению положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Ответственность операторов почтовой связи предусмотрена в случае утраты, порчи (повреждения), недостачи вложения, недоставки или нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иных нарушений установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. Указанной нормой предусмотрена ответственность за конкретные виды нарушений и размеры указанной ответственности. Данный перечень является исчерпывающим.

Согласно абз. 3 ст. 4 ФЗ "О почтовой связи", порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (ред. от 13.02.2018), утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 N 35442) – далее Правила.

Согласно подпунктам а) и в) пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

В соответствии с п. 9 Правил - почтовые отправления и почтовые переводы подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории Российской Федерации) и международные (принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации).

Согласно пункту 10 Правил, в зависимости от способа обработки по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил; б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).

В силу абзаца 2 статьи 16 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ 24 марта 2006 года N 160 утверждены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, введенные действие с 1 июля 2006 г.

В соответствии с Нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, норматив частоты обмена письменной корреспонденцией между объектами почтовой связи устанавливается в соответствии с частотой доставки письменной корреспонденции на эти объекты почтовой связи (п.2)

Норматив частоты перевозки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации, административными центрами муниципальных районов, иными поселениями - не реже 3 дней в неделю не менее 1 раза в день (п. 3)

Нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день; на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день; на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день (п.4).

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют: между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации согласно приложению; на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня; между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня; между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района, - 3 дня.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между поселениями, входящими в различные муниципальные районы субъекта Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков (п.6).

Таким образом, из положений Федерального закона от 17.07.1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" и принятых в его исполнение подзаконных актов следует, что почтовая связь это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; а срок оказания услуги почтовой связи - совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи.

Законодательное урегулирование нормативов частоты обмена письменной корреспонденции, нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативов частоты доставки письменной корреспонденции на территории городов федерального значения, на территории административных центров муниципальных районов, а также на территории иных поселений обеспечивает возможность операторам почтовой связи соблюдать контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, а пользователям услуг почтовой связи позволяет своевременно получать письменную корреспонденцию.

При этом, установленные Правительством Российской Федерации контрольные сроки пересылки (п. 6 упомянутых Нормативов) не содержат каких-либо исключений (например: выходные/праздничные дни) для исчисления названных сроков.

Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что 22 марта 2017 года принято в отделение связи № 153000 г. Иваново письмо с объявленной ценностью 5 руб., отправитель ФИО1, письму присвоен идентификационный для доставки в адрес МВД России г. Москвы.

Согласно подп. "а" п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют между городами «Иваново – Москва» - 4 дней (пункт 21 Приложения).

Как следует из представленного отчета об отслеживании отправления, срок пересылки (перевозки) заказного письма с почтовым идентификатором (исключая 22 марта 2017 года - день приема почтового отправления) составил 5 дней (23 марта 2017 года - покинуло сортировочный центр; 27 марта 2017 года - прибыло в место вручения)

Таким образом, срок пересылки (перевозки) письменной корреспонденции (без учета дня приема и дня доставки) между структурными подразделениями оператора почтовой связи - отделением почтовой связи 153000 г. Иваново и отделением почтовой связи 101000 г. Москва составляет 5 дней, что является нарушением 4-х дневного срока, установленного подпунктом "б" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160.

Установлено и не оспаривается сторонами, что 08 июня 2018 года принято в отделение связи № 153048 г. Иваново, регистрируемое почтовое отправление, отправитель ФИО1, письму присвоен идентификационный для доставки в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Иваново.

Как следует из материалов дела, срок пересылки (перевозки) заказного письма с почтовым идентификатором (исключая 08 июня 2018 года - день приема почтового отправления) составил 2 дня (08 июня 2018года - покинуло место приёма, сортировочный центр; 10 июня 2018 года - прибыло в место вручения).

В данном случае, как установлено судом, контрольные сроки пересылки не были нарушены, с учетом вышеприведенных положений, а также Приложения к нормативам частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня)

Согласно Производственному календарю на 2018 год 10 июня 2018 года, 11 июня, 12 июня 2018 года - праздничные и выходные нерабочие дни.

Таким образом, отправленное письмо было получено адресатом (представителем по доверенности) 13 июня 2018 года (первый рабочий день), что нельзя рассматривать как нарушение нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.

Установлено и не оспаривается сторонами, что 08 июня 2018 года принято в отделение связи № 153048 г. Иваново регистрируемое почтовое отправление, отправитель ФИО1, письму присвоен идентификационный номер для доставки в адрес мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Иваново.

Как следует из материалов дела, срок пересылки (перевозки) заказного письма с почтовым идентификатором (исключая 08 июня 2018 года - день приема почтового отправления) составил 2 дня (08 июня 2018года - покинуло место приёма, сортировочный центр; 10 июня 2018 года - прибыло в место вручения).

В данном случае, как установлено судом, контрольные сроки пересылки не были нарушены, с учетом вышеприведенных положений, а также Приложения к нормативам частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня)

Согласно Производственному календарю на 2018 год 10 июня 2018 года,11 июня 2018 года, 12 июня 2018 года - праздничные и выходные нерабочие дни.

Таким образом, отправленное письмо было получено адресатом (представителем по доверенности) 13 июня 2018 года (первый рабочий день), что нельзя рассматривать как нарушение нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.

Установлено и не оспаривается сторонами, что 09 июня 2018 года принято в отделение связи № 153048 г. Иваново регистрируемое почтовое отправление, отправитель ФИО1, письму присвоен идентификационный номер для доставки в адрес УМВД России по Ленинскому району г. Иваново.

Как следует из материалов дела, срок пересылки (перевозки) заказного письма с почтовым идентификатором (исключая 09 июня 2018 года - день приема почтового отправления) составил 4 дня (09 июня 2018года - покинуло место приёма, 13 июня 2018 года - прибыло в место вручения).

В данном случае, как установлено судом, контрольные сроки пересылки были нарушены на 2 дня, с учетом вышеприведенных положений, а также Приложения к нормативам частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня)

Установлено и не оспаривается сторонами, что 12 мая 2018 года принято в отделение связи № 153048 г. Иваново регистрируемое почтовое отправление, отправитель ФИО1, письму присвоен идентификационный номер для доставки в адрес Даниловского отдела судебных приставов по ЮАО г. Москвы.

Как следует из материалов дела, срок пересылки (перевозки) заказного письма с почтовым идентификатором (исключая 12 мая 2018 года - день приема почтового отправления) составил 9 дней (12 мая 2018года - покинуло место приёма, 21 мая 2018 года - прибыло в место вручения).

Таким образом, срок пересылки (перевозки) письменной корреспонденции (без учета дня приема и дня доставки) между структурными подразделениями оператора почтовой связи - отделением почтовой связи 153048 г. Иваново и отделением почтовой связи 115230 г. Москва составил 9 дней, вместо установленных 4-х дней, установленных подпунктом "б" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160.

В данном случае, как установлено судом, контрольные сроки пересылки были нарушены на 5 дней.

Установлено и не оспаривается сторонами, что 16 июня 2018 года принято в отделение связи № 153013 г. Иваново регистрируемое почтовое отправление, отправитель ФИО1, письму присвоен идентификационный номер для доставки в адрес Федеральной Службы Судебных приставов г. Москвы.

Как следует из материалов дела, срок пересылки (перевозки) заказного письма с почтовым идентификатором (исключая 16 июня 2018 года - день приема почтового отправления) составил 6 дней (17 июня 2018года - покинуло место приёма, 22 июня 2018 года - прибыло в место вручения).

Таким образом, срок пересылки (перевозки) письменной корреспонденции (без учета дня приема и дня доставки) между структурными подразделениями оператора почтовой связи - отделением почтовой связи 153013 г. Иваново и отделением почтовой связи 107996 г. Москва составил 6 дней, вместо установленных 4-х дней, установленных подпунктом "б" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 N 160.

В данном случае, как установлено судом, контрольные сроки пересылки были нарушены на 2 дня.

Установлено и не оспаривается сторонами, что 06 июня 2018 года принято в отделение связи № 153048 г. Иваново регистрируемое почтовое отправление, отправитель ФИО1, письму присвоен идентификационный номер для доставки в адрес Фрунзенского районного суда г. Иваново.

Как следует из материалов дела, срок пересылки (перевозки) заказного письма с почтовым идентификатором (исключая 06 июня 2018 года - день приема почтового отправления) составил 2 дня (06 июня 2018года - покинуло место приёма, 08 июня 2018 года - прибыло в место вручения, 09 июня 2018 года вручено адресу – представителю по доверенности).

В данном случае, как установлено судом, контрольные сроки пересылки не были нарушены, с учетом вышеприведенных положений, а также Приложения к нормативам частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доводы истца о нарушении ответчиком нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции подтвердились частично. В иных случаях, нарушений нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции со стороны ответчика ФГУП «Почта России» судом не установлено.

Заявленные истцом требования по факту не доставки ему постановлений должностных лиц Ленинского РОСП г. Иваново УФССП России по Ивановской области, направленных в адрес истца ФИО1 простым письмом, суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Ранее суд указывал, что согласно пп. "а" п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на несколько категорий, в том числе простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении.

Как следует из материалов дела, постановления должностных лиц Ленинского районного отдела судебных приставов - исполнителей были направлены истцу ФИО1 простой почтовой корреспонденцией.

В соответствии с п. 32 почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.

Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.

В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.

Итак, простые почтовые отправления опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

Таким образом, Правилами оказания услуг почтовой связи не предусмотрена фиксация хода отправки простых почтовых отправлений, и простая почтовая корреспонденция, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами связи, лично адресату не вручается, доставляется до почтового ящика адресата.

Доказательств, подтверждающих нарушение прав ФИО1 со стороны ФГУП "Почта России" по доставке указанных простых почтовых отправлений от Ленинского РОСП г. Иваново УФСПП России по Ивановской области, материалы дела не содержат. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в указанной части не имеется.

Доводы истца о нарушении его прав ответчиком, связанные с нарушением срока ответа на его претензии, являются несостоятельными, поскольку действующим законодательством не предусмотрена ответственность в виде компенсации морального вреда за не соблюдение сроков направления ответа на претензию оператором связи.

В силу п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 от 28.06.2012 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Согласно статье 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

В рассматриваемом случае суд полагает установленным, что ответчиком истцу вследствие нарушения сроков пересылки почтовой корреспонденции были причинены нравственные переживания и неудобства. Вина ответчика в нарушении прав потребителя доказана в ходе рассмотрения настоящего дела, доказательств отсутствия вины в допущенном нарушении прав потребителя ответчиком суду не представлено. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда.

Размер подлежащей взысканию компенсации, с учетом принципа разумности и справедливости, обстоятельств причинения истцу морального вреда, степени причиненных нравственных страданий, минимального срока нарушения прав истца, минимального срока нарушения срока пересылки почтовой корреспонденции, не предоставлении со стороны истца доказательств причинения вреда в большем размере, причинения особый нравственных страданий, связанных с нарушением сроков пересылки почтовой корреспонденции, суд считает возможным определить в сумме 300 руб. Доказательств причинения вреда в большем объеме истцом суду не представлено и материалы дела не содержат, оснований, которые могли бы повлечь за собой увеличение размера компенсации морального вреда, суд не находит.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ N 2300-1 от 07 февраля 1992 года "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

На основании п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Таким образом, с ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию штраф в размере 150 руб. за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя. Оснований, которые могли бы повлечь за собой уменьшение размера штрафа, суд не находит.

В соответствии со ст. 91, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.п.1,3 п.1 ст. 333.19, п.п. 4 п.2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец освобожден, в сумме 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Ивановской области о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Ивановской области в пользу ФИО1 огды компенсацию морального вреда в сумме 300 руб., штраф в сумме 150 руб., а всего взыскать 450 (четыреста пятьдесят) руб.

В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Ивановской области расходы по оплате государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования город Иваново в сумме 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Пластова