ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2915/2022 от 30.05.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

30 мая 2022 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Монгуш А.В., при секретаре М, с участием истца Ч, представителя ответчика – представителя Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии -оол А.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ч к мэрии , Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии , С, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о прекращении права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признании права собственности истца на земельный участок, признании ранее составленного межевого плана с уточненным местоположением границ и площади земельного участка, внесении изменений на указанный земельный участок в сведениях ЕГРН с уточненными границами земельного участка и поставить на кадастровый учет, обязании изменить территориальную зону земельного участка путем проведения публичных слушаний, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Ч обратился в суд с иском (с учетом уточнений исковых требований) к мэрии , Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных и имущественных отношений мэрии , С, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о прекращении права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признании права на земельный участок, признании составленного межевого плана с уточненным местоположением границ и площади земельного участка, внесении изменений на указанный земельный участок в сведениях ЕГРН, изменении территориальной зоны земельного участка, возмещении расходов по оплате государственной пошлины, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование исковых требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ им по договору купли-продажи был приобретен жилой дом по адресу: . ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Pосреестр) ему было выдано свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись Кадастровый . При оформлении купли-продажи дома никто не претендовал на земельныйучасток, продавец, М не пояснила, почему не внесла изменения в кадастровый учет по земле. С целью оформления земельного участка в собственность он ДД.ММ.ГГГГ письменно обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, без проведения торгов. Ответ в установленные сроки не поступил и он 19.08.2021г. обратился с жалобой в прокуратуру Республики Тыва. Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что указанный земельный участок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости содержится без установленных законом границ и рассмотрение заявления по существу не предоставляется возможным. Согласно выписки из ЕГРН правообладателем земельного участка является С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с правом пожизненного наследуемого владения землей от ДД.ММ.ГГГГ, вид категории: «земли населенных пунктов», по документам «для производственной базы». Таким образом, С обязан был платить земельный налог. Обязанность налогоплательщика - своевременно и в полном объёме совершать налоговые отчисления в бюджет. За просрочку или неуплату предусмотрена ответственность в виде пеней и штрафов, а в некоторых случаях и уголовное преследование. Таким образом, налог на имущество не будет списан, если его долго не платить. Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством основанием для списания задолженности по налоговым платежам является смерть лица или признание его умершим. Общий порядок и сроки уплаты земельного налога определены в ст.396- 397 НК РФ. Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст.388 НК РФ). Контроль за исчислением и уплатой налогов отнесен к компетенции налоговых органов, и проводится он исключительно в определенных НК РФ формах в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Вопрос об изъятии земельного участка в силу статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации относится к компетенции органа местного самоуправления. В соответствии со статьей 6 Устава городского округа от ДД.ММ.ГГГГ все земли в пределах городской черты независимо от использования и форм собственности находятся в ведении органов городского самоуправления. Система землепользования в основана на праве собственности. Основными видами собственности являются государственная (федеральная и республиканская), муниципальная и частная. Использование земель и разделение по видам собственности осуществляется в соответствии с планом земельно-хозяйственного устройства, разрабатываемого на основе генерального плана . Из Свидетельства, выданного администрацией , следует, что С был предоставлен вышеуказанный земельный участок с разрешенным использованием для производственной базы. Таким образом, были выявлены расхождения, которыми не представляется возможным установить вид разрешенного использования, которые необходимы для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Для внесения изменений в части разрешенного использования земельного участка в свидетельство на право пожизненного наследуемого владения земельным участком, в июле месяце 2016 года он ранее обращался в Департамент Архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии , от которых был получен ответ по результатам правовой оценки, что в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, а именно невозможности установления факта допущения ошибки при оформлении свидетельства, а также учитывая то, что на момент предоставления свидетельства земельный участок С предоставлялся для строительства производственной базы, то есть, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и до утверждения Решения Хурала представителей от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа « Республики Тыва», ему было рекомендовано обратиться в суд. Статья 266 гражданского кодекса РФ определяет его (С) как «владельца земельного участка». C целью уточнения границ земельного участка, фактического землепользования, зафиксированного ограждением, он обратился к кадастровому инженеру, который составил межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, где согласно заключению кадастрового инженера, были проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером: по адресу: . По сведениям кадастрового паспорта земельного участка, граница земельногоучастка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и площадьземельного участка составляет 582 кв.м., расхождение с фактической площадью земельного участка равным 819 кв.м., составляет +237 кв.м. Местоположение границы фактического землепользования зафиксировано ограждением, согласовано со смежными земельными участками. Кадастровым инженером было принято решение определить размер площади уточняемого земельного участка равным 819 кв.м., поскольку это не нарушает пределов, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О кадастровой деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ). Согласно межевому плану и акту согласования местоположения границ земельного участка в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ площадь увеличилась. Однако в постановке уточненных границ земельного участка с кадастровым номером: расположенного по адресу: , ему было отказано. Для составления уточняющего межевого плана, после получения ответов из государственных и муниципальных органов Республики Тыва в октябре 2021 года он обращался к кадастровым инженерам, которые изучив все имеющиеся у него на руках документы и ответы, отказались проводить межевание земельного участка и составлять межевой план, так как с их слов земельный участок все равно не поставят на кадастровый учет. Таким образом, государственные органы и органы местного самоуправления (Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Мэрия , Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии ) длительное время, не давая разрешения на оформление земельного участка в собственность, длительное время не давая объективных ответов, перекладывая государственную и муниципальную обязанность друг на друга и на собственника, причиняли ему моральные и нравственные страдания, он плохо себя чувствовал, в силу возраста, хронических заболеваний, гипертонии, высокого давления. Моральный вред оценивает в сумме 500000,0 руб. Поскольку земельный участок, предоставленный гражданам в пожизненное наследуемое владение, не выбывает из государственной и муниципальной собственности, при прекращении у землепользователя права пожизненного наследуемого владения земельный участок остается в государственной или муниципальной собственности и может быть отведен другим лицам. В соответствии с пунктом 16 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «O некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством. Таким образом, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено только на те земельные участки, которые находятся в частной собственности (в собственности физических или юридических лиц). Для прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком гр. С ему было рекомендовано обратиться в суд, указав ответчиком С Ему не удалось узнать, что выехал ли С за пределы республики, остались ли родственники в Кызыле или не остались. Из домовой книги для прописки граждан имеется запись под в которой видно, С ранее по штемпелю ПВС Кызылского ГУВД был снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ По какой причине по закону С своевременно не внес изменения в кадастровом учете при продаже дома, неизвестно, им не выполнена обязанность по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В 2021 году из социальной сети «Одноклассники», он узнал, что ДД.ММ.ГГГГ после тяжелой болезни С умер. На сайте Федеральной нотариальной палаты в разделе реестра наследственных дел им было установлено, что нотариусом Г за номером 189/2021 открыто наследственное дело в нотариальной палате, по адресу: 654044, . Со времени покупки каждый год сажает огород, добросовестно, открыто и непрерывно пользуется земельным участком около 6 лет, уплатил земельный налог в 2016 году по квитанции, полученной по почте, в которой налогоплательщиком был указан С, в сумме 1413 рублей от своего имени, согласно прилагаемому чеку безналичной оплаты, через терминал Сбербанка. В 2017 году после получения налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, в сентябре 2017 года он обратился с письменным заявлением в Межрайонный ИФНС России по о предоставлении льготы (перерасчета) по налогу на имущество физических лиц, так как является пенсионером и предоставил пенсионное удостоверение , выданное в соответствии с Законом России «О пенсионном обеспечении военнослужащих» Министерством внутренних дел по Республики Тыва. Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. Прежние собственники жилого дома и земельного участка на основании договоров купли-продажи были С и М, которые согласно п.9.1. ст.3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе были зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Поскольку при заключении договоров купли-продажи жилого дома переоформление права на земельный участок не производилось, юридически осталось не прекращенным право пожизненного наследуемого владения земельным участком с разрешенным использованием для производственной базы за гр. С хотя с момента отчуждения жилого дома право пожизненного наследуемого владения также должно было перейти к покупателю, то при данных обстоятельствах требование о признании прекращенным права С пожизненного наследуемого владения обоснованно и подлежит удовлетворению. При оформлении купли-продажи дома никто не претендовал на земельный участок, продавец М не пояснила, почему не внесла изменения в кадастровый учет по земле. Просит суд прекратить право пожизненно наследуемого владения на земельный участок, расположенный по адресу: , с кадастровым номером С, аннулировать Свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, признать право собственности на указанный земельный участок за Ч; признать ранее составленный межевой план с уточненным местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: ФИО1, , от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по внести изменения на указанный земельный участок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости с уточненными границами земельного участка и поставить на кадастровый учет; Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии изменить территориальную зону земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: ФИО1, , с «зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1) на зону застройки «индивидуальными жилыми домами» (Ж-3), путем публичных слушаний; взыскать расходы по уплате госпошлины лицу, которое их понесло, за счет лиц, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу; взыскать моральный вред в сумме 500 000,0 (пятьсот тысяч) рублей с мэрии и Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии .

ДД.ММ.ГГГГ истец Ч обратился в суд с уточненным иском к мэрии , Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных и имущественных отношений мэрии , С о прекращении права пожизненно наследуемого владения на земельный участок, расположенный по адресу: , с кадастровым номером принявшей наследство С, аннулировании свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок от 03.12., закреплении права собственности на земельный участок за истцом Ч; взыскании с ответчиков судебных расходов, расходов по уплате государственной пошлины, за счет лиц, не в пользу которых принят итоговый судебный акт по делу, и взыскании морального вреда в сумме 500000,00 рублей, в обоснование исковых требований указав, что по своему положению право пожизненного наследуемого владения следует отнести к правовому титулу реформенного переходного периода, возникшего еще в союзном законодательстве. Если же право собственности не оформлено надлежащим образом, допускается только владение и пользование участком земли. Распоряжаться землей правообладатель пожизненного наследуемого владения земельного участка не имеет права, за исключением передачи такого права на соответствующий участок по наследству. Вследствие ненадлежащего использования владельцем участка земли (к примеру, систематическая неуплата землевладельцем земельного налога или другие нарушения) для прекращения у землевладельцев прав в названном случае требуется соответствующее судебное решение. В возражениях ответчик Мэрия изложила неочевидность и субъективность критериев оценки, импринтинг, когда факты трактуются совершенно однозначно и не могут быть никак перевраны. Согласно выписки ЕГРН в сведениях об основных характеристиках недвижимости и зарегистрированных правах правообладателем домостроения указан истец (Ч). По поводу изменения спорного земельного участка с «зоны делового, общественного и коммерческого назначения» (ОД-1) на зону застройки «индивидуальными жилыми домами» (Ж-3) подтверждается обращением от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии и полученным ответом от ДД.ММ.ГГГГ, что вопрос спорного земельного участка и обращение истца (Ч) изучен, в связи с чем рассмотрение заявления по существу не представляется возможным. Возражение Мэрии о том, что моральный вред истцу не причинен, так как у истца никаких прав на земельный участок не имеется и не возникло, не соответствует действительности. Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях, временным ограничением или лишением каких-либо прав, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другое, что доказывает справка о заболеваниях и медицинских осмотрах из ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ Мэрия показало свое безразличие и цинизм в спорном земельном вопросе, направив по электронной почте ответ на его имя от ДД.ММ.ГГГГ за в обращении указав не его имя и отчество, а женское «ФИО3», что указывает на профессиональную безграмотность, безразличие и равнодушие, отчего при получении такого ответа у него как человека, страдающего гипертонией, ухудшилось самочувствие, поднялось артериальное давление, появилась расплывчатость зрения, мелькание мурашек, головная боль, нарушился сердечный ритм, начался гипертонический кризис, слабость, тревожность и страх, мышечная дрожь, боль в груди, из-за чего мог бы наступить летальный исход. И только после принятия воды и лекарственных препаратов от давления, гипертонический кризис после двухчасового отдыха и спокойствия прошел. Посовещавшись с членами семьи им было принято решение обратиться в суд с иском. Мэрия , указав в возражении, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа « Республики Тыва», в том числе то, что порядок подачи заявлений лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и принятия решения регулируется органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика , соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки, не оправдывает ответчика Мэрию , а только дополняет о привлечении в качестве соответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. В соответствии с Уставом городского округа « Республики Тыва» Мэрия обладает правами юридического лица. В структуру мэрии входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы, в том числе и «Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии », который является отраслевым (функциональным) органом мэрии , обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении у Мэра . В связи с принятием наследства С, наследницей имущества супруга С, умершего ДД.ММ.ГГГГ году, в соответствии со ст.1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст.256 Гражданского кодекса Российской Федерации, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными данным кодексом. И согласно разъяснениям, данным в п.33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество, а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное. При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства. Просит суд прекратить право пожизненного наследуемого владения на земельный участок, расположенный по адресу: , с кадастровым номером 17:18:0105039:74 принявшей наследство С и аннулировать (признать не действительным) Свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, закрепить право собственности на земельный участок за истцом Ч, взыскать с ответчиков Мэрии , и Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии , Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва понесенные по делу судебные расходы, расходы по уплате госпошлины лицу, которое их понесло, за счет лиц, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу, и взыскать моральный вред в сумме 500 000,0 (пятьсот тысяч) рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истец дополнил исковые требования в части взыскания с ответчиков Мэрии Республики Тыва, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, С) в пользу истца дополнительных судебных расходов в размере 1022,02 рублей, обосновав тем, что в связи с подачей иска в суд истцом были понесены судебные издержки. Всего дополнительные судебные расходы, понесенные истцом в связи с рассмотрением дела в суде, составили 1022,02 рубля.

На исковое заявление от представителя ответчика мэрии К поступило возражение, согласно которому земельный участок с кадастровым номером с площадью 582 кв.м., расположенный по адресу: , обременен правом пожизненного наследуемого владения за С В случае если, правообладатель спорного земельного участка С умер, наследники в соответствии со статьями 1152-1154 Гражданского кодекса РФ не приняли в наследство спорный земельный участок за умершим правообладателем ПНВ, то право наследуемого владения прекращается за С Спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва. Таким образом, земельный участок согласно выписке из ЕГРН обременен правом пожизненного наследуемого владения за С Его право не прекращено. При наличии такого обременения Министерство земельных и имущественных отношений PT не имеет права распоряжаться спорным земельным участком. Истец не является правообладателем земельного участка. Требования истца изменить границы спорного земельного участка, а также территориальную зону подлежат отказу, так как его права не нарушаются, он не является собственником, арендатором, правообладателем спорного земельного участка. Изменение территориальной зоны земельного участка - муниципальная услуга, оказываемая в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, Правилами землепользования застройки , утвержденными решением Хурала представителей , оказываемая на основании заявлений, предложений правообладателей земельного участка по утвержденному регламенту. С заявлением об изменении территориальной зоны спорного земельного участка с зоны общественно-делового назначения на зону «индивидуальное жилищное строительство» правообладатели С или Министерство земельных и имущественных отношений PT не обращались. Истец не является правообладателем спорного земельного участка, ни собственником, ни арендатором, ни правопользователем по договорам бессрочного пользования или безвозмездного пользования. С таким заявлением по оказанию муниципальной услуги истец может обратиться в уполномоченный орган – Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии только после того, как будет прекращено право пожизненного наследуемого владения за С после выкупа спорного земельного участка истцом в соответствии с п.9 ч.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации у Министерства земельных имущественных отношений PT, после получения соответствующего договора аренды или купли-продажи спорного земельного участка, зарегистрированного в ЕГРН за истцом. Только после того, как истец станем титульным правообладателем спорного земельного участка, он может обращаться в уполномоченные органы по изменению границ земельного участка, по изменению территориальной зоны. Истец является правообладателем земельного участка, его права не нарушены. Требования истца о признании права на спорный земельный участок в обход установленных норм Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению так же, как и требования об изменении границ земельного участка и территориальной зоны. Моральный вред истцу не причинен, у истца никаких прав на земельный участок не имеется, не возникло. Обратного истцом не доказано. В выписке из ЕГРН не стоит имя истца как собственника, арендатора или право пользователя земельного участка, там стоит другое имя. Прекращение права пожизненного наследуемого владения за С на спорный земельный участок оставляют на усмотрение суда. В остальной части в иске просят отказать в полном объеме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований о признании ранее составленного межевого плана с уточненным местоположением границ и площади земельного участка, внесении изменений на указанный земельный участок в сведениях ЕГРН с уточненными границами земельного участка и поставить на кадастровый учет по ходатайству истца прекращено.

От ответчика С поступило письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия, об отсутствии каких-либо претензий на земельный участок.

В судебное заседание представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва и мэрии , представитель третьего лица - Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по не явились, извещены, о причинах неявки не известили, ходатайств об отложении не заявили, поэтому суд признает причину их неявки неуважительной и рассматривает дело без их участия в порядке ст.167 ГПК РФ,

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии -оол А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления, поскольку с заявлением об изменении территориальной зоны спорного земельного участка с зоны общественно-делового назначения на зону «индивидуальное жилищное строительство» истец может обратиться только после того, как судом будет прекращено право пожизненного наследуемого владения за С Только после того, как истец станем титульным правообладателем спорного земельного участка, он может обращаться в уполномоченные органы по изменению границ земельного участка, по изменению территориальной зоны.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту собственности, ее охрану законом (статьи 8 и 35 части 1 и 2).

В соответствии со статьей 265 Гражданского кодекса Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка) имеет право владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству (пункт 1 статьи 266 Гражданского кодекса РФ).

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству (пункт 2 статьи 21 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, владелец земельного участка правом собственности на него не обладает. При предоставлении земельного участка в пожизненное наследуемое владение право государственной или муниципальной собственности на него сохраняется.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела С является владельцем земельного участка по адресу: , на праве пожизненного наследуемого владения.

На основании договора купли - продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С продал М жилой дом общей площадью 51,0 кв.м. на земельном участке общей площадью 739,94 кв.м. по адресу: . Жилой дом СДД.ММ.ГГГГ передан М по передаточному акту.

Согласно договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М продала Ч жилой дом по адресу: . Дом передан по передаточному акту ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ч является собственником жилого дома с кадастровым номером жилой площадью 51 кв.м., по адресу: на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Согласно межевого плана, выполненного кадастровым инженером Д от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: . По сведениям государственного кадастра недвижимости, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и площадь земельного участка составляет 582 кв.м., расхождение с фактической площадью земельного участка, равного 819 кв.м., составляет +237 кв.м. Местоположение границы фактического землепользования согласовано со смежными земельными участками. Решено определить размер площади уточняемого земельного участка равным 819 кв.м., поскольку это не нарушает пределов, установленных пунктом 5.1 статьи 27 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07. 2007г. «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: , с кадастровым номером внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, статус ранее учтенные.

ДД.ММ.ГГГГЧ обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: , с кадастровым номером , находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, на основании подп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ответу начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проведенной проверки по обращению Ч о не получении ответа от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на его жалобу от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность без проведения торгов, установлено, что заявление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, то есть на 57 день, тогда как заявление подлежало рассмотрению в течение 23 дней. В связи с этим прокуратурой республики внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственных услугах в адрес и.о. министра земельных и имущественных отношений республики. Кроме того, в отношении начальника отдела управления не разграниченными землями инициировано возбуждение дела об административно правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.9 КоАП РФ.

Согласно ответу начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по обращению Ч по факту нарушений требований земельного законодательства, прокуратурой республики в отношении начальника отдела Министерства возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого по постановлению мирового судьи судебного участка должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Согласно ответу начальника отдела делопроизводства Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обращение Ч направлено для рассмотрения по принадлежности в Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии для рассмотрения и уведомления о принятом решении.

Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предоставление земельного участка с кадастровым номером не предоставляется возможным ввиду необходимости приведения в соответствие характеристик испрашиваемого земельного участка. Однако целях оказания содействия в приведении в соответствии с требованиями законодательства характеристик исходного земельного участка, Министерством ДД.ММ.ГГГГ за №ЧС-3122 в адрес Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии направлено письмо для вынесения на рассмотрение вопроса об изменении территориальной зоны земельного участка с «Зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1)» на зону «застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3)» в Комиссию по землепользованию и застройки , а в случае одобрения дальнейшее внесение на рассмотрение в Комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний Хурала представителей . После данных процедур Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии сведения об изменении территориальной зоны на «зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3)» будут внесены в ЕГРН. Министерство рекомендует провести межевание земельного участка с целью уточнения координат границ земельного участка на кадастром плане территории путем обращения к кадастровому инженеру (частная услуга) и предоставить в Министерство на согласование, направление для постановки на государственный кадастровый учет в Управление Росреестра по . Министерство по вопросу снятия в ЕГРН обременения в виде: пожизненно наследуемого владения земельным участком за С на основании свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ рекомендует обратиться в частном порядке с исковым заявлением в суд. После положительных рассмотрений данных вопросов у Министерства появится возможность предоставления земельного участка в собственность без торгов на основании договора купли- продажи земельного участка.

Согласно ответу заместителя начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, расположенный по адресу: , в сведениях Единого государственного реестра недвижимости содержится без установленных законом границ, в связи с чем рассмотрение заявления по существу не представляется возможным.

Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105039:74, расположенный по адресу: , принадлежит С на основании Свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. Для прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком С необходимо обратиться в суд с указанием его или его наследников.

Согласно ответу заместителя мэра по строительству Мэрии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: , в сведениях ЕГРН содержится без установленных законом границ. Необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ для установления границ.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по о приостановлении государственной регистрации следует, что в связи с расхождениями не предоставляется возможным установить вид разрешенного использования, которые необходимы для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по направлен межведомственный запрос в Мэрию Республики Тыва об уточнении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на государственном кадастровом учете состоит земельный участок по адресу: , Подгорная, , с кадастровым номером категория «земли населенных пунктов», целевое назначение «для производственной базы», границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, правообладателем является С на основании Свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером категории земли населенных пунктов для производственной базы по адресу: принадлежат на праве пожизненного наследуемого владения С

Согласно ответу Мэрии архитектуры, градостроительства и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре Департамента отсутствует информация об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .

Согласно свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец , и С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка края, заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись , с присвоением мужу и жене фамилии С.

Из свидетельства о смерти ИI ЛO , выданного ДД.ММ.ГГГГ Органом ЗАГС и Кузбасса следует, что С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец , Республики Хакасия, умер ДД.ММ.ГГГГ в Кузбасс.

Из наследственного дела С следует, что его наследниками являются С, Ч, - дочь, С, С, С – внуки. При этом Ч, С, С и С отказались от наследства в пользу С

Согласно Свидетельству о праве на наследство по закону выданного И, временно исполняющим обязанности нотариуса Новокузнецкого нотариального округа Г, от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследником С, умершего ДД.ММ.ГГГГ является супруга С, наследство состоит из ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 459 и ? доли в праве собственности жилого помещения с кадастровым номером площадью 33,4 кв.м., находящихся по адресу: .

Согласно Свидетельству о праве на наследство по закону, выданного И, временно исполняющим обязанности нотариуса Новокузнецкого нотариального округа Г, от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследником имущества С, умершего ДД.ММ.ГГГГ является супруга С, наследство состоит из прав на денежные средства, находящиеся на счетах , , в подразделении ПАО Сбербанк, с причитающимися процентами, принадлежащие наследодателю на праве собственности.

Согласно Свидетельству о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Новокузнецкого нотариального округа Г от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наследником имущества С, умершего ДД.ММ.ГГГГ, является супруга С, наследство состоит из прав на денежные средства, находящиеся на счетах в подразделении ПАО Сбербанк, с причитающимися процентами и компенсациями на счетах , принадлежащие наследодателю на праве собственности.

Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок по адресу: , с кадастровым номером принадлежал на праве пожизненного наследуемого владения С, который умер, а его наследником является С.

Статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации говорит о том, что правообладатель земельного участка подает заявление об отказе от права пожизненного наследуемого владения земельным участком в орган местного самоуправления. В связи с тем, что правообладатель земельного участка умер, на основании статьи 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежащий ему на праве пожизненного наследования земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

В соответствии со ст.1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. (ч.1) Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ч.2).

В соответствии с ч.1 ст.1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно ч.1 и ч.3 ст.1157 Гражданского кодекса Российской Федерации наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества. Отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно.

Из материалов дела следует, что наследство в виде земельного участка по адресу: , с кадастровым номером на которое у умершего С имелось право пожизненного наследуемого владения, наследником С не принималось.

В соответствии с ч.3 ст.53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина).

Доказательств тому, что наследодатель С и его наследница С обращались с заявлением в орган местного самоуправления о прекращении права пожизненного наследуемого владения спорным земельным участком в связи с продажей жилого дома, в суде не представлено.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в основания и порядок принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. При этом принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания в виде штрафа).

Таким образом, поскольку обладатель права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, находящегося по адресу: , кадастровый , С умер ДД.ММ.ГГГГ, наследуемое право на данный земельный участок наследником С не принято, то право С на пожизненное наследуемое владение на данный земельный участок подлежит прекращению, соответственно, исковые требования истца в этой части подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с п.5 ч.3 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Согласно ч.4 и ч.5 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (ч.4). Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям. (ч.5).

В соответствии с п.п.1,2 и первого абзаца пункта 4 статьи 17 Правил землепользования и застройки городского округа « Республики Тыва», утвержденных Решением Хурала представителей от ДД.ММ.ГГГГ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости обладают: собственники земельных участков, являющиеся одновременно собственниками расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений.

В соответствии с п. п.1 и 10 статьи 3 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие земельного кодекса РФ. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, сроком не ограничивается.

Правообладатель С не оформил в собственность указанный земельный участок в соответствии с указанными положениями закона.

Действующая редакция ст.267 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правомочия владельца земельного участка, владеющего таким участком на праве пожизненного наследуемого владения, по распоряжению земельным участком. Аналогичные правила содержит п.2 ст.21 Земельного кодекса Российской Федерации: распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается.

Таким образом, право пожизненного наследуемого владения предполагает два правомочия: владение - обладание вещью, пользование - извлечение полезных свойств из вещи. Законодатель не наделяет гражданина, имеющего земельный участок такой категории, правом на распоряжение им, т.е. правом продать, подарить, обменять, так как прямое указание на данный запрет вытекает из требований п. 2 ст.21 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные ограничения связаны с тем, что приобретение права пожизненного наследуемого владения земельным участком не свидетельствует о смене собственника на данный земельный участок, каковой остается в муниципальной или государственной собственности.

Земельный участок, предоставленный гражданам в пожизненное наследуемое владение, не выбывает из государственной или муниципальной собственности.

Из изученных в суде материалов дела следует, что спорный земельный участок по адресу: , кадастровый принадлежит на праве собственности Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, обременен правом пожизненного наследуемого владения С

При наличии такого обременения Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва не обладает правом распоряжения спорным земельным участком.

Истец в настоящее время не является правообладателем данного земельного участка.

Доказательств того, что собственник земельного участка Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва или правообладатель пожизненного наследуемого владения на земельный участок С или его наследник обращались в орган местного управления с заявлением об изменении территориальной зоны спорного земельного участка на зону «индивидуальное жилищное строительство» в суде не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п.1-4 ч.1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу подп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно ч.1 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Статьей 2 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа " Республики Тыва" и органами государственной власти Республики Тыва в области земельных отношений» установлено, что специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва осуществляет полномочия органа местного самоуправления городского округа « Республики Тыва» по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение земельными участками, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа " Республики Тыва» земельными участками, расположенными на территории городского округа « Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена, распоряжается Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

В соответствии со ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок, находящий в государственной собственности, отводится Министерством земельных и имущественный отношений Республики Тыва.

Согласно п.9 ч.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной собственности может быть предоставлен по договору аренды земельного участка, без проведения торгов собственникам зданий, сооружений расположенных на таком земельном участке.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истцом принимались меры к оформлению своих прав на спорный земельный участок, что подтверждается его обращениями в адрес Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .

Из обращения истца в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, переадресованного в Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии , следует, что он просит оформить спорный земельный участок в его собственность.

Из ответов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии следует, что земельный участок на момент обращения истца имеет обременение в виде права пожизненного наследуемого владения С, в связи с чем разрешение обращения истца о предоставлении земельного участка в собственность истца не представляется возможным.

Ответы Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии соответствуют требованиям ст.267 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.

С заявлением по оказанию муниципальной услуги истец может обратиться в уполномоченный орган - Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии только после прекращения права пожизненного наследуемого владения за С

При таких обстоятельствах исковые требования истца о признании права собственности истца на спорный земельный участок и об обязании Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии изменить территориальную зону спорного земельного участка подлежат отказу в удовлетворении.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права собственности истца на спорный земельный участок и об обязании изменить территориальную зону спорного земельного участка, то производные от данных исковых требований требования истца о взыскании с мэрии и Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии компенсации морального вреда также подлежат отказу в удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Ч к мэрии , Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии , С, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о прекращении права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признании права собственности истца на земельный участок, обязании изменить территориальную зону земельного участка путем проведения публичных слушаний, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, удовлетворить частично.

Прекратить право пожизненного наследуемого владения С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села Республики Хакасия, на земельный участок, расположенный по адресу: , с кадастровым номером

В остальной части исковых требований в удовлетворении оказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).

Судья подпись А.В. Монгуш

Копия верна: _________________ А.В. Монгуш