ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2916/20 от 28.07.2020 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-2916/2020 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]

Автозаводский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Дубовской О.М.,

при секретаре судебного заседания Сивове О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надежкиной Л.В. к администрации [Адрес] о признании права собственности на реконструированный жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику с упомянутыми требованиями, указав, что Надежкина Л.В. является собственником земельного участка кадастровый [Номер] площадью 880 кв.м, расположенного по адресу: [Адрес], о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]

На вышеуказанном земельном участке расположен принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом кадастровый [Номер]. Жилой дом площадью 67,3 кв.м вместе с земельным участком был приобретен истцом по договору купли- продажи от [ДД.ММ.ГГГГ]. Право собственности истца на жилой дом зарегистрировано в Едином • государственном реестре недвижимости за номером [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ].

Земельный участок с кадастровым номером [Номер] относится к категории земель населенных пунктов, разрешенный вид использования - земли, занятые жилищным фондом и выделенные для индивидуального жилищного строительства.

В период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [Адрес] собственником была проведена реконструкция жилого дома, которая заключалась в перестройке надворных строений в жилой пристрой в осях [Адрес]5 и в надстройке старой части в осях [Адрес]

В результате реконструкции жилого дома его общая площадь увеличилась и согласно техническому плану от [ДД.ММ.ГГГГ]. составляет 239,9 кв.м.

Надежкина Л.В. направила в адрес администрации [Адрес] уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого дома. Уведомлением от [ДД.ММ.ГГГГ]г. [Номер] Администрация [Адрес] сообщила Надежкиной Л.В. о несоответствии параметров планируемого к реконструкции жилого дома.

Истец считает, что вышеуказанные основания несоответствия являются необоснованными в силу следующего.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от [ДД.ММ.ГГГГ], выданной после осуществления государственной регистрации права собственности истца на земельный участок, разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером [Номер] - земли, занятые жилищным фондом и выделенные для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с техническим паспортом жилой дом возведен в [ДД.ММ.ГГГГ]. Реконструкция дома осуществлена в период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ]. Таким образом, деятельность истца по реконструкции жилого дома осуществлялась им в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

Приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] утверждены изменения в Правила землепользования и застройки [Адрес]. Согласно п. 1 указанного Приказа зона ТР-4 (зона коллективного садоводства), частично зона П*ТЖи-1 (зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку) изменена на зону ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки) в районе [Адрес] и [Адрес] в [Адрес].

Таким образом, в настоящее время вид разрешенного использования объекта капитального строительства «индивидуальный жилой дом» соответствует территориальной зоне Тжи-1(зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки).

Истец, считает необоснованной ссылку ответчика в уведомлении на «Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий авиационного шума».

Согласно п. 1.1. вышеуказанных рекомендаций они предназначены для решения вопросов размещения проектируемого аэропорта относительно городской территории, определения возможности строительства жилых, общественных и других зданий в районе существующего аэропорта, а также принятия, в случае необходимости, мер по защите территорий городской застройки от шума, создаваемого при эксплуатации существующего аэропорта.

Как уже указывалось выше, жилой дом построен в [ДД.ММ.ГГГГ]. Истцом осуществлена лишь реконструкция жилого дома.

Письмом от [ДД.ММ.ГГГГ] исх/[Номер] Центральное МТУ Росавиации согласовало истцу реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: [Адрес].

Указание на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с нахождением его в санитарно-защитной зоне по фактору электромагнитного воздействия от источников электромагнитных излучений противоречит

Правилам землепользования и застройки [Адрес], в соответствии с которыми жилой дом истца расположен в зоне ТЖи-1 (зоне индивидуальной низкоплотной жилой застройки).

В техническом заключении, подготовленном ООО [ ... ]», сделаны следующие выводы:

1. По результатам проведенного инженерного обследования строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по адресу: [Адрес], было установлено, что с точки зрения механической безопасности в объеме строительных конструкций здание жилого дома отвечает требованиям строительных нормативов, предъявляемых к одноквартирным жилым домам:

-


по объемно-планировочным и конструктивным решениям;

- по пожарной безопасности;

- по безопасности эксплуатации;

- по внутриквартирному оборудованию, долговечности и ремонтопригодности;

- но энергосбережению.

2. Строительные конструкции обследуемого здания жилого дома находятся в работоспособном техническом состоянии и пригодны для дальнейшей безопасной эксплуатации.

3. Обследуемый жилой дом соответствует требованиям СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные».

4. Вышеуказанное здание является жилым, пригодным для постоянного круглогодичного проживания с нравом регистрации в нем.

5. С точки зрения механической безопасности нарушений, которые создавали бы угрозу жизни и здоровью граждан, при реконструкции не обнаружено.

Просит: Признать за Надежкиной Л.В., [ДД.ММ.ГГГГ] г.р. право собственности на жилой дом площадью 239,9 кв.м. кадастровый [Номер], расположенный по адресу: [Адрес].

Истец Надежкина Л.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца – Максимова В.В. по [Адрес]

Ответчик – представитель администрации [Адрес] в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом, просят о рассмотрении дела в свое отсутствие, в дело представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что от истца в администрацию [Адрес] поступило соответствующее уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

[ДД.ММ.ГГГГ] в адрес Надежкиной Л.В. было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу [Адрес] (кадастровый [Номер]).

Раздел 4 исследовательской части (л. 17) Технического заключения по результатам инженерного обследования строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по адресу: [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] (далее также Заключение) содержит вывод о соответствии возведенной постройки требованиям СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» по пожарной безопасности.

В соответствии с Разделом 7 СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001 при проектировании и строительстве домов, относящихся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.4 (одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные) в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", меры по предупреждению возникновения пожара, по обеспечению возможности эвакуации людей из дома на прилегающую территорию, по нераспространению огня на соседние дома, строения и здания, по обеспечению доступа личного состава пожарных подразделений к дому для проведения мероприятий по тушению пожара и спасению людей.

Противопожарные расстояния между домами и другими зданиями и сооружениями должны соответствовать требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и СП 4.13130 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно­планировочным и конструктивным решениям (вместе с СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям)

В соответствии с п. 5.3.2 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты, требования к объемно­планировочным и конструктивным решениям: противопожарные расстояния между жилыми зданиями при организованной малоэтажной застройке, устанавливаются в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности, и минимальное расстояние составляет не менее 6 метров.

В Заключении не рассматривается вопрос о соответствии постройки требованиям СП 4.13130, в связи с чем считают, что вывод о соответствии постройки требованиям пожарной безопасности не может быть принят судом во внимание.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером [Номер] расположен:

- в зоне санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов ОАО [ ... ]» - зона «Г» (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] о [ДД.ММ.ГГГГ][Номер]

В соответствии с «Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий авиационного шума» в указанной зоне запрещается строительство жилой и социальной застройки;

- в границах полос воздушных подходов ОАО [ ... ][Адрес]).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства в границах полос воздушных подходов на аэродромах должны осуществляться при условии согласования этих объектов в федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации (Центральное МТУ Росавиации). Границы полос воздушных подходов утверждены приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Министерство транспорта Российской Федерации) от 07.11.2017 № 900-П и размещены на сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) в сети «Интернет» - [Адрес]

- в санитарно-защитной зоне по факту электромагнитного воздействия от источников электромагнитных излучений (п. 3.16 СанПин 2.1.8/2.2.4.1190-03, п. 3.17 СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03).

Согласно п. 3.17 СанПин 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» СЗЗ не может использоваться в качестве территории жилой застройки и согласно п. 3.19 СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» не может иметь статус селитебной территории.

Между тем, истцом не представлены соответствующие заключения органов пожарной охраны и иные документы, подтверждающие отсутствие угрозы для третьих лиц, в частности соответствие санитарным нормам и правилам

построенного объекта.

Кроме того, истцом не представлены доказательства нахождения спорного объекта в границах земельного участка, занимаемого объектом недвижимости.

В соответствии с правилами землепользования и застройки [Адрес], утвержденными приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций [Адрес][Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] (далее - Правила) земельный участок по адресу: [Адрес] (кадастровый [Номер]) расположен в территориальной зоне ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки).

Градостроительные регламенты территориальной зоны ТЖи-1 установлены ст. 29.2 Правил, также данной статьей установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Из представленных документов, невозможно определить соответствие спорной постройки параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки.

Таким образом, спорная постройка не соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки.

Исходя из вышеизложенного, доказательств того, возведенная постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; а также доказательств того, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан - нет.

С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, просят в иске отказать [ ... ]

Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, в порядке заочного производства.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу ч. 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии с ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из пункта 26 постановления Пленума Верховного суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (п. 28).

В силу положений п.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства. Статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от [ДД.ММ.ГГГГ]. Надежкина Л.В. является собственником жилого дома, кадастровый [Номер], расположенного на земельном участке площадью 880 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земли, занятые жилищным фондом и выделенные для индивидуального жилищного строительства, по адресу: [Адрес] ([ ... ] – выписка из ЕГРН)

Согласно техническому паспорту от [ДД.ММ.ГГГГ]. общая площадь спорного жилого дома, год постройки [ДД.ММ.ГГГГ], стала составлять 216,6 кв.м., жилая площадь: 80,1 кв.м., число этажей: 2. В примечании указано: общая площадь здания с учетом внутренних перегородок в соответствии с приказом № 90 Министерства экономического развития РФ 239,9 кв.м. Увеличение площади произошло в результате реконструкции [ ... ]

Истец обратился с заявлением к Администрации [Адрес]. Ответчику.

Уведомлением от [ДД.ММ.ГГГГ]г. [Номер] ([ ... ] аадминистрация [Адрес] сообщила Надежкиной Л.В. о несоответствии параметров планируемого к реконструкции жилого дома по следующим основаниям.

Земельный участок с кадастровым номером [Номер]14 и планируемый к реконструкции индивидуальный жилой дом расположены:

- в границах территориальной зоны ТР-4 (зона коллективного садоводства).

Градостроительные регламенты территориальной зоны ТР-4 установлены ст. 32.9 Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденных приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер] «Об утверждении Правил землепользования и застройки [Адрес]».

Вид разрешенного использования объекта капитального строительства «индивидуальный жилой дом» и параметры разрешенного строительства индивидуального жилого дома для территориальной зоны ТР-4 отсутствуют.

О недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям.

Планируемый к реконструкции объект на земельном участке с кадастровым номером [Номер] находится:

- в зоне санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов ОАО [ ... ]» - зона «Г» (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер]).

В соответствии с «Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий авиационного шума» в указанной зоне запрещается строительство жилой и социальной застройки.

- в границах полосы воздушных подходов ОАО [ ... ]» [Адрес]

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства в границах полос воздушных подходов на аэродромах должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации (Центральное МТУ Росавиации).

- в санитарно-защитной зоне по фактору электромагнитного воздействия от источников электромагнитных излучений (п. 3.16 СанПин 2.1.8/2.2.4.1190-03, п.3.17 СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03).

Согласно п. 3.17 СанПин 2.1.8/2.2.4.119-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» СЗЗ не может использоваться в качестве территории жилой застройки и п. 3.19 СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03 «гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» СЗЗ не может иметь статус селитебной территории.

Согласно заключения Центрального МТУ Росавиации от [ДД.ММ.ГГГГ] реконструкция жилого дома, расположенного по адресу г[Адрес] согласована ([ ... ]).

Согласно технического заключения № от [ДД.ММ.ГГГГ]., выполненного ООО «[ ... ]» [ ... ]

1. По результатам проведённого инженерного обследования строительных конструкций здания жилого дома, расположенного по адресу: [Адрес], было установлено, что с точки зрения механической безопасности в объёме строительных конструкций здание жилого дома отвечает требованиям строительных нормативов, предъявляемых к одноквартирным жилым домам:

- по объемно-планировочным и конструктивным решениям;

- по пожарной безопасности;

- по безопасности эксплуатации;

- по внутриквартирному оборудованию, долговечности и ремонтопригодности;

- по энергосбережению.

2. Строительные конструкции обследуемого здания жилого дома находятся в работоспособном техническом состоянии и пригодны для дальнейшей безопасной эксплуатации.

Хотя СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные» не входят в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2014 года N 1521) и применение СП 55.13330.2016 (разделы, пункты и абзацы) осуществляется только на добровольной основе, для обеспечения условий комфортабельного проживания потенциального застройщика ИЖС, обследуемый жилой дом соответствует требованиям СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные».

3. В соответствии с Постановлением правительства РФ №47 от 28 января 2006 г. (с изменениями от 3 февраля 2016 г.) «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» вышеуказанное здание является жилым, пригодным для постоянного круглогодичного проживания с правом регистрации в нём.

4. С точки зрения механической безопасности нарушений, которые создавали бы угрозу жизни и здоровью граждан, при реконструкции не обнаружено.

- Согласно уведомлению администрации [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]. земельный участок с кадастровым номером [Номер] и планируемый к реконструкции индивидуальный жилой дом расположены в территориальной зоне ТР-4 (зона коллективного садоводства). Градостроительными регламентами территориальной зоны ТР-4 не предусмотрено такого вида разрешенного использования земельного участка, как индивидуальное жилищное строительство. Таким образом, строительство, реконструкция индивидуального жилого дома на данном участке не соответствует градостроительным регламентам территориальной зоны. Кроме того, земельный участок расположен в зоне санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов ОАО [ ... ]» - зоне «Г», (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [Адрес] о [ДД.ММ.ГГГГ][Номер].).

В соответствии с «Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий авиационного шума» в указанной зоне запрещается строительство жилой и социальной застройки;

- в границах полос воздушных подходов ОАО [ ... ]» ([Адрес]

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства в границах полос воздушных подходов на аэродромах должны осуществляться при условии согласования этих объектов в федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации (Центральное МТУ Росавиации). Границы полос воздушных подходов утверждены приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Министерство транспорта Российской Федерации) от 07.11.2017 № 900-П и размещены на сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) в сети «Интернет» - [Адрес]

- в санитарно-защитной зоне по факту электромагнитного воздействия от источников электромагнитных излучений (п. 3.16 СанПин 2.1.8/2.2.4.1190-03, п. 3.17 СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03).

Согласно п. 3.17 СанПин 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» СЗЗ не может использоваться в качестве территории жилой застройки и согласно п. 3.19 СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» не может иметь статус селитебной территории [ ... ]

В соответствии с Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из уровней шума, рекомендованными к применению письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от [ДД.ММ.ГГГГ] N 01/6084-8-32, в зависимости от величины эквивалентного уровня звука и максимального уровня звука устанавливаются четыре зоны ограничения застройки (А, Б, В, Г), определяющие пригодность территории в окрестностях аэропорта к застройке из условий шума. Согласно указанным рекомендациям строительство жилых зданий, детских дошкольных учреждений разрешается с повышенной звукоизоляцией наружных ограждений, обеспечивающих снижение шума, если допустимые уровни шума не превышают 85 дБА.

Согласно п.1.1 преамбулы к данным Рекомендациям, они предназначены для решения вопросов размещения проектируемого аэропорта относительно городской территории, определении возможности строительства жилых, общественных и других зданий в районе существующего аэропорта, а также принятия в случае необходимости, мер по защите территорий городской застройки от шума, создаваемого при эксплуатации существующего аэропорта.

Суд находит, что реконструированное жилое строение существовало до принятия вышеназванных рекомендаций и до возникновения аэропорта.

Установлено, что согласно Постановления Правительства Нижегородской области [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] Об утверждении изменений в генеральный план [Адрес], утвержденный постановлением городской Думы [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] постановлено:

1. Утвердить прилагаемые изменения в генеральный план [Адрес], утвержденный постановлением городской Думы [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] (далее - генеральный план [Адрес]) в части:

1.1. Изменения (частично) зоны Р-4/Жи-1, где Р-4 (зона коллективных садов и садовых участков) - основной регламент, действующий с момента утверждения генерального плана [Адрес], Жи-1 (зона индивидуальной низ ко плотной жилой застройки) - отсроченный регламент проектного функционального использования до [ДД.ММ.ГГГГ] года, на зону Жи-1 (зона индивидуальной низ ко плотной жилой застройки) в районе [Адрес] и [Адрес] в [Адрес].

1.2. Изменения (частично) зоны Р-4/Жи-1, где Р-4 (зона коллективных садов и садовых участков) - основной регламент, действующий с момента утверждения генерального плана [Адрес], Жи-1 (зона индивидуальной низко плотной жилой застройки) - отсроченный регламент проектного функционального использования до [ДД.ММ.ГГГГ] года, рекомендуемых территорий земель общего пользования на зону Жи-1 (зона индивидуальной низко плотной жилой застройки) в районе [Адрес]

Согласно Приказа Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций [Адрес][Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] «Об утверждении изменения в Правила землепользования и застройки [Адрес], утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер]», утверждены Правила землепользования и застройки [Адрес], утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер], в части изменения зоны ТР-4 (зона коллективного садоводства), (частично) зоны П*ТЖи-1 (зона реорганизации застройки в индивидуальную низкоплотную жилую застройку) на зону ТЖи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки) в районе [Адрес] и [Адрес] в [Адрес], согласно приложению к настоящему приказу ([ ... ]

До настоящего времени вид разрешенного использования земельного участка «земли, занятые жилищным фондом и выделенные для индивидуального жилищного строительства» не изменялся, земельный участок у собственника в установленном порядке в связи с наличием аэропорта не изымался.

Кроме того, [ДД.ММ.ГГГГ] вступили в силу положения Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установлении и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». В частности, указанным законом отменена ст.46 Воздушного кодекса РФ, по которой требовалось согласование строительства в приаэродромной территории с собственником аэродрома.

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Как установлено судом, земельный участок, находящийся на территории города и предоставленный для целей использования под индивидуальный жилой дом, был использован истцом по назначению в виде реконструкции жилого строения, что следует из технического паспорта.

При этом нарушений земельного законодательства при реконструкции объекта недвижимости не установлено, поскольку дом построен в пределах земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности.

Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1) определяет правовой режим земель исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Кроме того, Градостроительный кодекс РФ (ч. 2 ст. 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, при этом возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.

Из материалов дела видно, что согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером: [Номер], расположенный по адресу: [Адрес] относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования земли, занятые жилищным фондом и выделенные для индивидуального жилищного строительства ([ ... ]).

Жилой [Адрес]. постройки [ ... ]

Таким образом, доводы ответчика о том, что земельный участок расположен в территориальной зоне коллективного садоводства Тр-4, в зоне санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов ОАО [ ... ] - зоне «Г», в зоне электромагнитных излучений от передающего радиотехнического объекта (ПРТО) ОАО [ ... ]», не могут влиять на вывод суда о возможности признания за истцом права собственности на жилой дом, поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлено, что реконструированный жилой дом по адресу: [Адрес], не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует установленным требованиям, возведен на земельном участке, в отношении которого истец, осуществивший постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта. Жилой дом находится в пределах границ земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами.

Кроме того, в Постановление Городской Думы [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] N 22 "О генеральном плане [Адрес]" внесены изменения, утвержденные Постановлением Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер], согласно которым зоны Р-4/Жи-1, где Р4 (зона коллективных садов и дачных участков) - основной регламент, действующий с момента утверждения генерального плана [Адрес], Жи1 (зона индивидуальной низкоплотной застройки) – отсроченный регламент проектного функционального использования до [ДД.ММ.ГГГГ] изменены на зоны Жи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки) в районе [Адрес] в [Адрес], следовательно, нахождение земельного участка с кадастровым номером [Номер] в указанной территориальной зоне не свидетельствует о нарушениях градостроительных и строительных норм и правил при строительстве истцом своего индивидуального жилого дома, поскольку строительство в указанной зоне индивидуальной жилой застройки не запрещено.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным сохранить жилой дом, расположенный по адресу: [Адрес] общей площадью 216,6 кв.м., в том числе жилая площадь – 80,1 кв.м., общей площадью согласно Приказу Минэкономразвития РФ № 90 от 01.03.2016г. - 239,9 кв.м., в реконструированном состоянии.

Суд считает возможным указать, что данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о жилом доме в связи с признанием за истцом право собственности на жилой дом, в том числе основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части увеличения площади жилого дома, расположенного по адресу: [Адрес] с 216,6 кв.м. до 239,9 кв.м. согласно Приказу Минэкономразвития РФ № 90 от 01.03.2016г..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Надежкиной Л.В. к администрации [Адрес] о признании права собственности на реконструированный жилой дом - удовлетворить.

Признать за Надежкиной Л.В. право собственности на реконструированный жилой [Адрес]. расположенный по [Адрес] с кадастровым номером [Номер], общей площадью 216,6 кв.м., жилой площадью 80,1 кв.м.; общей площадью согласно Приказу Минэкономразвития РФ № 90 от 01.03.2016г. - 239,9 кв.м.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Дубовская О.М.