Дело № 2-2917/2016
Категория дела - 57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2016 года г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя в составе:
председательствующего судьи Кагитиной И.В.,
при участии секретаря ФИО1,
помощника прокурора ФИО4,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Киевского района г. Симферополя в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», третье лицо – Отдел по вопросам доступности Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя, о понуждении совершить определенные действия-
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Киевского района г. Симферополя ФИО3 действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать ООО «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, ГРН № в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения на объекте Аптека, а именно: привести в соответствии с нормативами ширину входной двери; окрасить края дверного полотна (наличники) и дверную ручку в отличные от дверного полотна контрастные цвета; отрегулировать доводчик, обеспечивающий задержку автоматического закрывания дверей, разместить тактильные средства информации перед входом в помещение, отрегулировать высоту каждого элемента порога; установить кнопку вызова персонала.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Киевского района г. Симферополя совместно со специалистами Отдела по вопросам доступности Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополь проведена проверка ООО «<данные изъяты>» по вопросам исполнения законодательства по доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 утвержден Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35- 01.2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2012). Так, согласно п. 5.1.5 СП 59.13330.2012 прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути. Дверные наличники или края дверного полотна и ручки рекомендуется окрашивать в отличные от дверного полотна контрастные цвета. В нарушении указанного пункта СП 59.13330.2012 ООО «<данные изъяты>» края дверного полотна (наличники) и дверная ручка не окрашены в отличные от дверного полотна контрастные цвета. В соответствии с п. 5.1.6. Входные двери, доступные для входа инвалидов, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемы и иметь символ, указывающий на их доступность. Целесообразно применение автоматических распашных или раздвижных дверей (если они не стоят на путях эвакуации). На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" или "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд. Следует использовать распашные двери с доводчиком (с усилием 19,5 Нм). Проведенной проверкой установлено, что при входе в Аптеку ООО «<данные изъяты>» не отрегулирован дверной доводчик, обеспечивающий задержку автоматического закрывания дверей. Пунктом 5.1.4 СП 59.13330.2012 установлено, что входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1.2 м., а высота дверного порога не должна превышать 0,014 м. При этом в нарушении указанного пункта ширина входной двери в Аптеку составляет только 0,85 м. (с учетом внутренней дверной железной решетки - 0, 79 м.), а высота дверного порога составляет 0,04 м. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012 тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию, следует размещать не менее чем за 0,8 м. до входа в помещение. Однако в нарушении вышеуказанного пункта в Аптеке отсутствуют тактильные средства информации перед входом в помещение. В соответствии с п.4.2 (таблица п.5.4 ) СП 35- 101-2001 - в случае отсутствия технических возможностей обеспечить свободный доступ инвалидам при входах в помещения размещаются элементы благоустройства и средства связи с администрацией (кнопка вызова персонала). Расположение кнопки вызова персонала должно быть на высоте от 0,85 до 1м от уровня земли и на расстоянии не менее 0, 4 м от выступающих частей (например, первой ступени), работа кнопки производится под напряжением 12 Вольт. Указанная кнопка вызова персонала ООО «<данные изъяты>» не установлена. Таким образом, деятельность учреждения здравоохранения ООО «<данные изъяты>» (<адрес>) осуществляется с нарушением требований действующего законодательства, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора Киевского района г. Симферополя ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» ФИО5 исковые требования признал.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО «<данные изъяты>» на основании договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ, приняла в субаренду нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для ведения в нем хозяйственной деятельности - аптека.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой <адрес> была проведена проверка здания, в котором расположено ООО «<данные изъяты>» на предмет доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения. По результатам проверки установлены нарушения строительных норм и правил Российской Федерации.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в ходе проведения выявлены следующие нарушения:
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Частью 2, 3 ст. 4 Конституции Республики Крым предусмотрено, что социальная политика Республики Крым направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, доступность основных материальных благ, при этом в Республике Крым обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
В соответствии с нормами Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом № 46-ФЗ от 03.05.2012, основными принципами для государств-участников являются недискриминация, полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество, равенство возможностей, а также доступность.
Согласно статьи 9 данной Конвенции, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими лицами к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно- коммуникационные технологий и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением.
Статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотрено, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
На основании ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Строительными нормами и правилами «СП 59.13330.2012. Свод правил. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденными приказом Минрегиона России № 605 от 27.12.2011, определены требования к зданиям и сооружениям, обеспечивающие беспрепятственный удобный доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Предусмотрены обязательные к применению универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения, к которым относятся, в том числе лестницы и пандусы.
Пунктами 1.5, 1.6. Общих положений СНиП 35-01-2001 определено, что проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении: досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда маломобильных групп населения; эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов; своевременного получения маломобильными группами населения полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.; удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения. Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
В соответствии со ст.ст. 4, 6, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормы СНиП и СП являются обязательными к применению.
Как установлено судом, ООО «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, в силу положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относится к объектам социальной инфраструктуры по обслуживанию инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями.
Учитывая изложенное, действующим законодательством предусмотрено создание надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здания и помещения,. Требования о надлежащем оборудовании входа в магазин направлены на обеспечение минимальных потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями, позволяющих ознакомиться с ассортиментом, сделать самостоятельный выбор продуктов питания.
Вместе с тем в нарушение указанных норм ответчиком надлежащих мер, направленных на выполнение требований законодательства, не принято.
Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам, а также другим маломобильным группам населения с ограниченными возможностями передвижения условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры приводит к нарушению их прав на достойную жизнь и свободное развитие.
Одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд, с учетом позиции представителя ответчика, соглашается с доводами искового заявления прокурора о том, что на ответчика должна быть возложена обязанность совершать действия, поскольку это соответствует Своду правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ №605 от 27.12.2011 (СП 59.13330.2012), Строительным нормам и правилам Российской Федерации 35-01- 2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 35-101-2001).
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставление конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы, значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Учитывая, что ответчиком нарушено законодательство о социальной защите инвалидов, влекущее за собой нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц-инвалидов, а также маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку вход в здание для них не доступен, требования Заместителя прокурора Киевского района г. Симферополя подлежат удовлетворения в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку данных об его освобождении от ее уплаты у суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Заместителя прокурора Киевского района г. Симферополя в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», третье лицо – Отдел по вопросам доступности Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя, о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, ГРН № в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» путем проведения работ по обеспечению доступности объекта Аптека для инвалидов и иных маломобильных групп населения, а именно: привести в соответствии с нормативными требованиями п.5.1.4 СП 59.13330.2012 ширину в свету входной двери, которая должна составлять 1,2 м; в соответствии с требованиями п. 5.1.5 СП 59.13330.2012 окрасить ручку двери и дверные наличники в отличные от дверного полотна контрастные цвета, на прозрачное полотно двери нанести яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1м и шириной не менее 0,2м, расположенную на уровне не ниже 1,2м и не выше 1,5м от поверхности пола; в соответствии с требованиями п. 5.1.6 СП 59.13330.2012 отрегулировать доводчик, обеспечивающий задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд; в соответствии нормативными требованиями п.п. 4.1.10 СП 59.13330.2012 установить тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию, которые размещаются не менее чем за 0,8 м до входа в помещение; в соответствии с п.4.2 СП 35-101-2001 установить кнопку вызова персонала и информационную табличку о ее наличии (расположение кнопки вызова персонала должно быть на высоте от 0,85м до 1м от уровня земли. Кнопка должна работать под напряжением 12 Вольт); привести в соответствие с требованиями п.5.1.4 СП 59.13330.2012 высоту порогов, которая не должна превышать 0,014м.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в бюджет на счет №40101810335100010001, получатель – Управление Федерального казначейства по Республике Крым (ИФНС России по г. Симферополю), банк получателя – отделение Республика Крым, ИНН получателя - 7707831115, КПП получателя – 910201001, БИК – 043510001, ОКТМО – 35701000, КБК – 182 1 08 03010 01 1000 110, государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2016 года
Судья И.В.Кагитина