ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2917/2021 от 20.09.2021 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-2917/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

судьи Шешукова Д.А.,

при секретаре Бальзиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД по Удмуртской Республике о признании незаконным заключения по результатам служебной проверки от 21.01.2021, признании незаконным приказа об увольнении, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 (далее - истец) обратилась в суд с иском к МВД по УР (далее – ответчик) о признании незаконным заключения по результатам служебной проверки от 21.01.2021, признании незаконным приказа об увольнении, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования следующим.

Согласно приказу УМВД России по г. Ижевску <номер> от 06.08.2018 ФИО1 назначена стажером на должность полицейского (кинолога) 2 отделения взвода (кинологической) службы полка патрульно-постовой службы полиции Управления МВД России по г. Ижевску с 30.07.2018. Согласно приказу УМВД России по г. Ижевску <номер> от 29.10.2018 да ФИО1 назначена на должность полицейского (кинолога) 1 отделения взвода (кинологической) службы полка патрульно-постовой службы полиции Управления МВД России по г. Ижевску с 30.10.2018. Согласно приказу УМВД России по г. Ижевску <номер> от 12.03.2019 ФИО1 назначена на должность полицейского (кинолога) 1 отделения 2 взвода 1 роты полка патрульно-постовой службы полиции Управления МВД России по г. Ижевску с 25.02.2019. В период с 12.11.2019 по 30.03.2020 ФИО1 находилась в отпуске по беременности и родам (приказ УМВД России по г. Ижевску от 28.11.2019 <номер>). В период с 11.05.2020 года по 11.07.2021 года ФИО1 находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (приказ УМВД России по г. Ижевску от 26.03.2020 <номер>) В период времени с 02.12.2020 по 21.01.2021 была проведена служебная проверка, по результатам которой принято решение об увольнении ФИО1 со службы в органах внутренних дел по п.9 ч.3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Заключение служебной проверки незаконно, необоснованно, содержит недостоверные сведения и подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с п. 7 ст. 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу. Таким образом, служебная проверка проведена в отношении ФИО1 в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, в период времени, когда она не могла в полной мере осуществлять права, предусмотренные п. 2 ч. 6 ст. 52 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ». На период нахождения ФИО1 в отпуске по уходу за ребенком, который мог быть основанием для продления 6-месячного срока, предусмотренного п.7 ст.51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ», проведение служебной проверки не приостанавливалось. Решение об увольнении ФИО1 со службы в органах внутренних дел по п.9 ч.3 ст.82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ», то есть в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, принято по истечении 6-месячного срока. Кроме того, исходя из анализа служебной проверки следует, что фактически увольнение ФИО1 связано не с совершением дисциплинарного проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, а с совершением преступления, расследованием которого занимается СО по Индустриальному району г. Ижевска СУ СК РФ по УР. В соответствии с ч.11 ст.82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» контракт с сотрудником органов внутренних дел, осужденным за преступление, расторгается после вступления в законную силу приговора суда. В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел: в связи с осуждением сотрудника за преступление; в связи с прекращением в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом. Таким образом увольнение по указанному основанию произведено незаконно. В результате незаконных действий работодателя истцу причинен моральный вред. Руководствуясь положениями закона, истец просила суд: признать заключение по результатам служебной проверки ль 21.01.2021 незаконным, признать незаконным приказ УМВД России по г. Ижевска от 21.01.2021 от года № 41 л/с о расторжении контракта и увольнении со службы органах внутренних дел ФИО1 по п. 9 ч. 3 ст. 82 ФЗ «О службе органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации» и восстановить должности, взыскать с УМВД России по г. Ижевску компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании истец и третье лицо – Министерство финансов УР, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, не присутствуют, о причинах неявки суду не сообщили, гражданское дело на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в их отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, настаивал на удовлетворение заявленных требований по основаниям иска.

Представители МВД по Удмуртской Республике, Управления МВД России по г. Ижевску в судебном заседании поддержали доводы ранее представленных возражений, просили в иске отказать.

Выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, прокурора, полагавшего заиленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.

Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.

Истец ФИО1 проходила службу в органах внутренних дел с июля 2018 г. на различных должностях, с 25 марта 2019 г. проходила службу в должности полицейского 1 отделения 2 взвода 1 роты ПППСП УМВД России по г.Ижевску.

В МВД по Удмуртской Республике проведена служебная проверка по факту использования сержантом полиции ФИО2 справочных учетов МВД Российской Федерации без наличия правовых оснований, и неправомерной передачи сержантом полиции ФИО1 персональных данных на гражданина ФИО3 третьим лицам.

Основанием для проведения служебной проверки послужило указание Министра внутренних дел по Удмуртской Республике генерал – майора полиции ФИО4 по результатам рассмотрения спецсообщения начальника смены дежурной части МВД по Удмуртской Республике подполковника полиции ФИО5 (вх. <номер> от 02.12.2020 года) о том, что 12.07.2019 года полицейский ПППСП УМВД России по г. Ижевску сержант полиции ФИО1 обратилась с просьбой к своему супругу – полицейскому ПППСП УМВД России по г. Ижевску сержанту полиции ФИО2, через информационные базы МВД России установить анкетные данные физического лица – ФИО3, <дата> года рождения.

Сержант полиции ФИО2, 12.07.2019 года, находясь на службе в ОП № 2 УМВД России по г. Ижевску, используя информационные ресурсы МВД России – Интегрированный банк данных коллективного пользования федерального уровня, установил анкетные данные ФИО3 и передал их своей супруге – сержанту полиции ФИО1, которая полученные персональные данные передала ФИО6 Указанные данные ФИО6 использовал в мошеннических действиях для оформления фиктивных дорожно – транспортных происшествий с целью получения страховых выплат.

В ходе проведения служебной проверки установлено, что согласно выписки из книги постовой ведомости ПППСП УМВД России по г. Ижевску, 11.07.2019 года с 17.00 до 02.00 часов 12.07.2019 года стажер по должности полицейского 1 отделения 2 взвода 1 роты ПППСП УМВД России по г. Ижевску ФИО2 заступил на службу по охране общественного порядка на территории Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики.

В период с 13 мая по 6 ноября 2019 года, на основании приказа МВД по Удмуртской Республике от 08.05.2019 года <номер> полицейский 1 взвода 2 роты ПППСП УМВД России по г. Ижевску сержант полиции ФИО1 была откомандирована в Центр профессиональной подготовки МВД по Удмуртской Республике и находилась там на обучении.

В вечернее время 11.07.2019 года посредством телефонной связи к сержанту полиции ФИО1 обратился её знакомый ФИО6 с просьбой установить полные анкетные данные гражданина «ФИО3», проживающего в г. Сочи. В свою очередь, сержант полиции ФИО1 с указанной просьбой обратилась к своему супругу - полицейскому ПППСП УМВД России по г. Ижевску сержанту полиции ФИО2, который в тот день находился на службе.

12.07.2019 года в 01.53 сержант полиции ФИО2, находясь на службе в ОП № 2 УМВД России по г. Ижевску, без ведома оперативного дежурного ДЧ ОП № 2 УМВД России по г. Ижевску капитана полиции ФИО7, используя его учетную запись, через информационные ресурсы МВД России – «ИБД-Ф» установил анкетные данные гражданина ФИО3, <дата> года рождения, и передал их своей супруге – сержанту полиции ФИО1, которая полученные персональные данные гражданина ФИО3 передала ФИО6

В последующем ФИО6 полученные данные гражданина ФИО3 внес в договор купли – продажи на автомобиль <данные изъяты> После этого указанный автомобиль был использован в фиктивном ДТП с целью получения страховой выплаты.

22.01.2020 года СЧ СУ МВД по УР возбуждено уголовное дело № 12001940015001203 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования) в отношении неустановленных лиц, которые 01.10.2019 г., действуя в составе организованной преступной группы, с целью получения страховой выплаты, организовали фиктивное ДТП с участием автомобиля <данные изъяты>, принадлежащий ФИО3, под управлением ФИО8, и автомобиля марки «Лада Веста», г.р.з. Р259АР/18, под управлением ФИО9 В результате мошеннических действий причинен материальный ущерб страховой компании «Согласие» в размере 164 881, 50 рублей.

Согласно графику дежурств ДЧ ОП № 2 УМВД России по г. Ижевску, оперативный дежурный ДЧ ОП № 2 УМВД России по г. Ижевску капитан полиции ФИО7 11.07.2019 года с 08.00 до 08.00 часов 12.07.2019 года заступил на суточное дежурство.

Из справки ИЦ МВД по Удмуртской Республике следует, что проверка данных на гражданина «ФИО3» осуществлена 12.07.2019 г. в 00.53 (московское время) по учету «ИБД-Ф» пользователем под учетной записью <данные изъяты> оперативного дежурного ДЧ ОП № 2 УМВД России по г. Ижевску ФИО10.

Кроме того, представленными в СЧ СУ МВД по Удмуртской Республике результатами проведенного оперативно – розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» задокументирован разговор между сержантом полиции ФИО1 и ФИО6 Из телефонного разговора, состоявшегося 11.07.2019 г., следует, что ФИО6 обратился к сержанту полиции ФИО1 с просьбой установить полные анкетные данные жителя г. Сочи, которые необходимо внести в договор – купли продажи автомобиля. Далее сержант полиции ФИО1 сообщила ФИО6, что выполнит его просьбу, используя базы данных МВД России, при этом добавила, что об указанной просьбе она попросила своего супруга – сотрудника органов внутренних дел, который в данное время находится на службе.

10.12.2020 г. СО по Индустриальному району г. Ижевска СУ СК РФ по Удмуртской Республике в отношении сержанта полиции ФИО1 возбуждено уголовное дело № 12002940002023365 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ, которая, не имея на то правовых основании, передала персональные данные гражданина ФИО3, полученные в информационной базе МВД России «ИБД-Ф», третьему лицу – ФИО6

Опрошенная в ходе служебной проверки сержант полиции ФИО1 пояснила, что в ночь с 11 на 12 июля 2019 г. ей на мобильный телефон позвонил её знакомый ФИО6, с которым знакома с 2018 года. ФИО6 было достоверно известно, что ФИО1 в указанный период проходила службу в ОВД, так как ранее видел её в форме сотрудника полиции. В ходе телефонного разговора ФИО6 попросил её о просьбе узнать дату рождения гражданина по фамилии, имени и отчеству, добавив, что данный гражданин проживает в г. Сочи. Сержант полиции ФИО1 ответила, что в настоящее время не на службе, но попросила ФИО6 отправить данные человека, чьи анкетные данные необходимо установить, так как попробует узнать, как можно установить человека, который проживает за пределами Удмуртской Республики. После указанного разговора сержант полиции ФИО1 позвонила своему супругу – полицейскому 1 отделения 2 взвода 1 роты ПППСП УМВД России по г. Ижевску сержанту полиции ФИО2, который в ночь с 11 на 12 июля 2019 г. находился на службе. В ходе разговора ФИО1 сообщила ФИО2, что в связи со служебной необходимости ей нужно установить дату рождения гражданина по фамилии, имени и отчеству, при этом для чего конкретно, не пояснила. После этого ФИО2 сообщил ФИО1, что гражданина, который зарегистрирован в другом регионе, можно установить, используя информационные ресурсы МВД России «ИБД-Ф», и как у него появится возможность, он сможет это сделать, и попросил отправить ему данные гражданина, которого необходимо установить. После этого сержант полиции ФИО1 позвонила ФИО6 и сообщила, что узнать дату рождения необходимого лица получится, но позже. Далее ФИО6 посредством смс-сообщения отправил данные гражданина. Данные того гражданина в настоящее время ФИО1 не помнит. После чего полученные анкетные данные она перенаправила ФИО2

Через некоторое время сержант полиции ФИО2 сообщил сержанту полиции ФИО1 дату рождения гражданина, данные которого она передала ему ранее. Полученные полные персональные данные ФИО1 перенаправила ФИО6 Как воспользовался полученными данными ФИО6, ФИО1 не известно, выполнила просьбу, так как они состояли в дружеских отношениях. Сержант полиции ФИО1 добавила, что когда передавала полученную от супруга – ФИО2 служебную информацию, а именно дату рождения гражданина, которую он получил посредством использования информационного ресурса МВД России «ИБД-Ф», то осознавала, что поступает незаконно и нарушает статьи 23-24 Конституции Российской Федерации, иные Федеральные законы, связанные с персональными данными людей, а также внутренние приказы МВД России и МВД по Удмуртской Республике, и за указанное действие может быть привлечена к установленной законом ответственности. Вину в том, что в ночь с 11 на 12 июля 2019 г. осуществила действия, явно выходящие за пределы её полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов государства, а именно осуществила действия, направленные на передачу персональных данных гражданина, полученных в информационной базе данных МВД России «ИБД-Ф» третьему лицу - ФИО6, сержант полиции ФИО1 признает в полном объеме и в содеянном искренне раскаивается.

В ходе проведения служебной проверки установлено, что сержант полиции ФИО1 в период с 01.10. по 08.10.2019 г. была освобождена от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (листок освобождения <номер> от 01.10.2019 г. выдан ФКУЗ «МСЧ МВД России по УР); в период с 10 по 21.10.2019 г. находилась в отпуске за 2018 г. (приказ УМВД России по г. Ижевску от 08.11.2019 г. <номер>); в период с 12.11.2019 г. по 30.03.2020 г. находилась в отпуске по беременности и родам (приказ УМВД России по г. Ижевску от 28.11.2019 г. <номер>); в период с 01.04. по 10.05.2020 г. находилась в отпуске за 2019 г. (приказ УМВД России по г. Ижевску от 31.03.2020 г. <номер>); в период с 11.05.2020 г. по 11.07.2021 г. находится в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет (приказ УМВД России по г. Ижевску от 26.03.2020 г. <номер>).

Опрошенный в ходе служебной проверки сержант полиции ФИО2 пояснил, что согласно постовой ведомости ПППСП УМВД России по г. Ижевску, с 11.07.2019 г. 14.00 по 02.00 часов 12.07.2019 г. заступил на суточное дежурство по охране общественного порядка на территории Октябрьского района г. Ижевска УР. В указанный период времени сержанту полиции ФИО2 позвонила его супруга – ФИО1, которая попросила установить точные анкетные данные гражданина, сообщив, что это связано со служебной необходимостью. В последующем, 12.07.2019 г. при сдаче дежурства сержант полиции ФИО2, около 02.00, находясь в служебном кабинете оперативного дежурного ДЧ ОП № 2 УМВД России по г. Ижевску, который занимается оформлением и составлением административных протоколов, без разрешения и уведомления оперативного дежурного воспользовался его служебным компьютером, а именно информационными ресурсами МВД России «ИБД-Ф», где осуществил проверку анкетных данных гражданина, которые отправила его супруга. В этот момент сержант полиции ФИО2 в кабинете находился один. После получения установочных данных передал своей супруге – ФИО1 При этом о факте передачи полученных им персональных данных гражданина третьим лицам ФИО1 ему неизвестно, а также каким образом она использовала данную информацию. На момент проведения служебной проверки сержант полиции ФИО2 не помнит анкетных данных гражданина, которого проверял и передал супруге. Однако не исключает, что осуществлял проверку по базе «ИБД-Ф» гражданина ФИО3, <дата> года рождения.

Согласно ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Конституцией Российской Федерации определено, что каждый имеет право не неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В п.п. 1, 4, 7 ч. 1 ст. 12, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.Согласно п. 33 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3 – ФЗ «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Из содержания ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3 – ФЗ «О полиции» установлено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).

В соответствии ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3 – ФЗ «О полиции» формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Также в ч.ч. 4, 5 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3 – ФЗ «О полиции» указано, что полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий; информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В соответствии ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторами и иными лицами, получающими доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотренное федеральным законом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные – это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Из содержания ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя. Персональные данные (информация о гражданах) относится к категории конфиденциальной информации.

В соответствии п.п. 5.1.2, 5.3.1, 5.3.2 Инструкции по обеспечению информационной безопасности в МВД по Удмуртской Республике, утвержденной приказом МВД по УР от 30.04.2019 г. № 246, пользователь обязан при обработке персональных данных руководствоваться правилами обработки в помещении, в которых ведется обработка персональных данных, установленными в пункте 4 настоящей инструкции; пользователи несут персональную ответственность за правомерность использования стационарных рабочих станций, персональных переносных компьютеров и действия, совершенные от имени учетной записи, а также за своевременную смену пароля.

Согласно п.п. 4.2.3, 4.2.4 приведенной Инструкции: бесконтрольный доступ посторонних лиц в помещения ПДн должен быть исключен; для помещений ПДн должен быть организован режим безопасности, при котором обеспечивается сохранность носителей информации, содержащих персональные данные, а также исключается возможность неконтролируемого проникновения и пребывания в этих помещениях посторонних лиц. Данный режим должен обеспечиваться запиранием помещения ПДн на ключ, в частности, при выходе из него в рабочее время.

В соответствии с п.п. 12.1, 13.1 Инструкции о порядке эксплуатации программно-технического комплекса интегрированного банка данных коллективного пользования федерального уровня, утвержденной приказом МВД по УР от 21.12.2018 г. № 741: защита информации в ПТК "ИБД-Ф" обеспечивается ограничением доступа посторонних лиц в помещения, где размещены технические средства, осуществляющие обработку персональных данных, а также хранятся носители информации ПТК «ИБД-Ф»; пользователям запрещается покидать АРМ без завершения сеанса работы с ПТК «ИБД-Ф».

Таким образом, сержант полиции ФИО1, не имея законных оснований на осуществление запроса и получение персональных данных гражданина ФИО3, в ночь с 11.07. на 12.07.2019 года обратилась к своему супругу – стажеру по должности ФИО2, достоверно зная о том, что он не имеет доступа к базам данным МВД России, и отсутствуют законные основания для запроса, с просьбой установить дату рождения гражданина ФИО3 В последующем сержант полиции ФИО1, не имея на это законных оснований и полномочий, полученные от своего супруга – ФИО2 персональные данные указанного лица передала третьему лицу – ФИО6, который в последующем использовал данные ФИО3 в своих интересах, с целью совершения мошенничества.

Приказом УМВД России по г.Ижевску от 26 января 2021 г. истица уволена из органов внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел).

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются представленными суду доказательствами, в том числе материалами служебной проверки и сторонами по делу не оспариваются.

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.1995 № 7-П).

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут нанести ущерб авторитету полиции.

Полиция в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 3-ФЗ является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 12Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

В соответствии с пунктами 1-3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен: исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод.

В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Анализ вышеперечисленных норм позволяет сделать вывод, что в случае, если сотрудником органов внутренних дел совершен проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению со службы, а контракт с ним подлежит расторжению.

Применение иных мер ответственности в таком случае невозможно, поскольку законом руководителю органа внутренних дел не предоставлено право избрать для такого сотрудника иную более мягкую меру ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел. Увольнение сотрудника органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.

Изложенные в заключении служебной проверки выводы подтверждены исследованными в суде доказательствами, факт совершения проступка истцом нашел свое подтверждение.

Для разрешения вопроса о законности увольнения истца со службы в органах внутренних дел юридически значимым обстоятельством является установление совершения им как сотрудником органов внутренних дел действий, нарушающих профессионально-этические принципы, нравственные правила поведения, закрепленные приведенными положениями нормативных правовых актов, как при исполнении служебных обязанностей, так и вне служебной деятельности, подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании, суд соглашается с выводом ответчика, содержащимся в материалах служебной проверки, о том, что действия истца являются проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел.

Данное поведение не сопоставимо с предъявляемыми к сотрудникам органов внутренних повышенными требованиями к поведению в служебное и внеслужебное время, нарушает установленные профессионально-этические принципы, нравственные правила поведения.

С учетом изложенного истец уволена со службы в органах внутренних дел при наличии законных к тому оснований.

Кроме того, увольнение сотрудника в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, и в связи с осуждением его за преступление, являются самостоятельными основаниями для увольнения.

При этом истец уволена не за совершение преступления, поскольку на момент ее увольнения основания для избрания в отношении нее такого основания увольнения отсутствовали. МВД по Удмуртской Республике в ходе проведения служебной проверки установило факт совершения истицей проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, и избрало соответствующее основание увольнения истицы.

Относительно доводов истицы о пропуске срока привлечения к ответственности судом установлено следующее.

Проступок совершен истицей с 11 на 12 июля 2019 г.

В соответствии с частью 6 и 7 статьи 51 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342 – ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели с того дня, когда прямому руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки – не позднее чем через месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в командировке или отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в командировке или отпуске, а также время производства по уголовному делу.

Поскольку данным Федеральным законом не установлено специальной процедуры увольнения сотрудника из органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 данного Федерального закона, по аналогии может применяться процедура увольнения за совершение дисциплинарного проступка

Соответственно, срок для привлечения истицы к дисциплинарной ответственности истекал 11 января 2020 г.

В этот период времени истец:

1. с 13 мая по 27 сентября 2019 г. проходила обучение в Центре профессиональной подготовки МВД по УР (приказ МВД по УР от 8 мая 2019 г. <номер>, свидетельство о должности служащего <номер>)

2. с 01.10. по 08.10.2019 г. была освобождена от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (листок освобождения <номер> от 01.10.2019 г. выдан ФКУЗ «МСЧ МВД России по УР);

3. с 10.10 по 21.10.2019 г. находилась в основном отпуске за 2018 г. (приказ УМВД России по г. Ижевску от 08.11.2019 г. <номер>);

4. с 12.11.2019 г. по 30.03.2020 г. находилась в отпуске по беременности и родам (приказ УМВД России по г. Ижевску от 28.11.2019 г. <номер>) на основании листка освобождения о выполнения служебных обязанностей <номер> от 12 ноября 2019 г.;

5. с 01.04. по 10.05.2020 г. находилась в основном отпуске за 2019 г. (приказ УМВД России по г. Ижевску от 31.03.2020 г. <номер>);

6. с 11.05.2020 г. по 11.07.2021 г. находится в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет (приказ УМВД России по г. Ижевску от 26.03.2020 г. <номер>).

Таким образом, от шестимесячного срока привлечения к ответственности со дня совершения проступка истекло: с 11 июля 2019 по 30 сентября 2019 – 82 дня, 9 октября 2019 – 1 день, с 22 октября 2019 по 11 ноября 2019 – 21 день

Всего прошло 104 дня, без учета времени освобождения истцы от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью и нахождением в отпуске.

Таким образом, увольнение истицы произведено в пределах установленного шестимесячного срока привлечения к ответственности.

В соответствии с частью 12 статьи 89 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342 – ФЗ увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением увольнения в соответствии с частью 1, пунктами 1, 2, 4, 7, 8, 9 и 11 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Таким образом, увольнение истицы в период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком также произведено правомерно.

Относительно доводов истицы о неприостановлении служебной проверки на период отпуска по уходу за ребенком судом установлено следующее.

В соответствии с пунктами 16 и 17 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161, в соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

Таким образом, законодатель не обязывает сотрудника, проводящего служебную проверку, в обязательном порядке продлять ее на период отпуска сотрудника, в отношении которого она проводится. Кроме того, как следует из приведенной нормы, служебная проверка может быть закончена и ранее установленного 30-ти дневного срока.

В ходе служебной проверки ФИО1 13 декабря 2010 г. была опрошена, при этом ей были разъяснены права и обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342 – ФЗ. Вину в совершении проступка признала в полном объеме, в содеянном раскаялась, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца при проведении служебной проверки.

В части заявления истцом о пропуске срока давности на обращения в суд, судом установлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 72 Федерального закона
от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Указанная норма права корреспондируется со статьей 392 Трудового кодекса РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

25 января 2021 г. ФИО1 ознакомлена с заключением по результатам проведенной в отношении нее МВД по УР служебной проверки, утвержденной 21января 2021 г.

Согласно представленной суду расписке копию приказа об увольнении и трудовую книжку ФИО1 получила 26 января 2021 г.

С учетом этого, 26 января 2021 года истец узнала о нарушении своего права, установленный месячный срок обращения в суд окончился 27 февраля 2021 г.

Исковое заявление направлено в суд почтой 23.03.2021, т.е. за пределами установленного законом срока, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Более того, истец уволена в соответствии с приказом УМВД России по г.Ижевску от 26 января 2021 г., которое является надлежащим ответчиком по требованию о признании незаконным приказа и восстановлении в должности, вместе с тем заявлений о замене ненадлежащего ответчика или привлечении соответчика суду не поступало, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данных требований

Поскольку в судебном заседании не установлено нарушения трудовых прав истца не установлен, оснований для компенсации морального вреда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО1 к МВД по Удмуртской Республике о признании незаконным заключения по результатам служебной проверки от 21.01.2021, признании незаконным приказа об увольнении, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.

В окончательной форме решение изготовлено 29.10.2021.

Судья Д.А. Шешуков