ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2917/2022 от 04.07.2022 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июля 2022 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,

при секретаре Вилявиной Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2917/2022 по исковому заявлению Точилиной ФИО5 к АО «Аэропорт Астрахань» о защите прав потребителей,

установил:

Точилина В.И. обратилась в суд с иском к АО «Аэропорт Астрахань» о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что 30.01.2022 года она приобрела электронный билет на рейс № 4 214 на 10.02.2022 года «Астрахань-Москва» и согласно билету имела право на провоз ручной клади до 10 кг.

В аэропорту г. Астрахани она прошла регистрацию, никаких претензий к багажу не возникло, по габаритам и массе ее ручная кладь, в которой находился утюг, соответствовала предъявляемым требованиям. При прохождении предполетного досмотра сотрудники транспортной безопасности аэропорта указали, что утюг для провоза в ручной клади запрещен. Между тем, действующее законодательство не содержит запрета на провоз утюга в ручной клади.

Считает, что действия ответчика являются незаконными, нарушающими ее права потребителя, действия сотрудников АО «Аэропорт Астрахань» носили грубый, оскорбительный характер, все происходило в присутствии других пассажиров, что причинило ей нравственные страдания, она на протяжении всего полета переживала, плохо себя чувствовала, просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере руб.

В судебном заседании Точилина В.И. требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель АО «Аэропорт Астрахань» Финникова М.В. просила в иске отказать.

Представитель ООО «Северный ветер» при надлежащем извещении не явился.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 84 Воздушного кодекса РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается посредством предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со ст. 85 ВК РФ.

Согласно ст. 85 ВК РФ в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, ручная кладь, грузы и почта.

Предполетный досмотр, послеполетный досмотр пассажиров, багажа, ручной клади, членов экипажа, лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводятся в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности.

При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что Точилина В.И. 30.01.2022 года приобрела электронный билет на рейс № 4 214 на 10.02.2022 года «Астрахань-Москва» и согласно билету имела право на провоз ручной клади до 10 кг, в которую она взяла утюг.

При прохождении предполетного досмотра сотрудники транспортной безопасности аэропорта указали, что утюг для провоза в ручной клади запрещен.

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 29 Приказа Минтранса России от 28.11.2005 № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил. Требования авиационной безопасности к аэропортам» предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется в соответствии с Руководством по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.11.1995 № 102, с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2005 № 117.

Технология послеполетного досмотра пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты разрабатывается администрацией аэропорта применительно к условиям аэропорта, согласуется с соответствующим органом внутренних дел на транспорте и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Лица, производящие предполетный и послеполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении пассажиров и не допускать действий, унижающих их достоинство.

Согласно п. 48 Приказа Минтранса России от 25.07.2007 № 104 «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров», также отмечено, что предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом

Багаж и вещи, находящиеся при пассажире, который определен как потенциально опасный, подвергаются ручному (контактному) методу досмотра.

Пунктом 62 Приказа Минтранса России от 25.07.2007 № 104 «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» предусмотрено, что предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения (топор, пила, ледоруб, арбалет, пневматическое оружие, ружье для подводной охоты и т.п.), перевозятся только в багаже.

При предполетном досмотре пассажира обнаруженные опасные предметы и вещества, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, но не запрещенные к перевозке на борту воздушного судна, упаковываются пассажиром и перевозятся в качестве зарегистрированного багажа (п. 72).

Также Руководством по авиационной безопасности, утвержденным Генеральным секретарем Международной организацией гражданской авиации (Doc 8973/9 ICAO) Добавлением № 43 «Перечень запрещенных предметов», запрещается провозить в пассажирском салоне воздушного судна предметы, которыми можно нанести удар и причинить серьезные телесные повреждения.

Основной задачей проведения предполетного досмотра является своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проноса на борт воздушного судна предметов, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия.

Согласно требованиям нормативно-правовых документов по авиационной безопасности при проведении предполетного досмотра и воздушного кодекса РФ сотрудниками службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Астрахань», должны быть приняты все меры по предотвращению и устранению риска совершения противоправных действий, а также проносу средств, способствующих к совершению противоправных действий.

В соответствии с пп. 1 е), с) Добавления № 43 «Перечень запрещенных предметов» Руководства об авиационной безопасности предметы с заостренным концом или заостренной кромкой, а также предметы с затупленным концом, которыми можно нанести удар и причинить серьезные телесные повреждения запрещены к провозу пассажирами в салоне воздушного судна и проносу в охраняемую зону ограниченного доступа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Анализ представленной по делу совокупности доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что сотрудники авиационной безопасности АО «Аэропорт Астрахань» действовали в рамках установленных правил и требований, нарушений прав потребителя Точилиной В.И. в судебном заседании не установлено, в связи отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Точилиной ФИО6 к АО «Аэропорт Астрахань» о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2022 года.

Судья: