ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2918/2023 от 15.12.2023 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2-2918/2023

64RS0047-01-2023-002842-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2023 г. г. Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Корчугановой К.В.,

при секретаре судебного заседания Ефимовой В.Е.,

с участием представителя ответчика Воробьевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лариной Натальи Григорьевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об отмене решения об отказе в установлении пенсии, обязать пересмотреть решение, назначить пенсию, включить периоды работы, взыскать судебные расходы,

установил:

Ларина Н.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об отмене решения об отказе в установлении пенсии, обязать пересмотреть решение, назначить пенсию, включить периоды работы, взыскать судебные расходы.

В обоснование требований указала, что 27 февраля 2023 г. Лариной Н.Г. из пенсионного органа поступил отказ в назначении пенсии по возрасту. В отказе указано, что истец обратилась за назначением пенсии 10 февраля 2023 г. Ранее являлась получателем пенсии по старости на территории Республики Таджикистан. При обращении в пенсионный фонд уже не получала на территории Таджикистана пенсию, было оформлено вид на жительство. Был отказ от гражданства Таджикистана. Истец является гражданином Российской Федерации. Трудовой стаж истца был с 11 августа 1972 г. в СССР. Порядок учета трудового стажа, приобретенного в период существования СССР, в целях назначения пенсии в настоящее время регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Вступило в силу 13 марта 1992 г. Участниками соглашения являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Соглашением предусмотрено, что пенсии назначаются и выплачиваются государством, на территории которого проживает гражданин, достигший пенсионного возраста. При этом учитывается стаж за период работы в государстве – участнике Соглашения, а также на территории бывшего СССР за период до 13 марта 1992 г. В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 175 – ФЗ Россия перестает быть участником указанного Соглашения. В пояснительной записке к закону сказано, что нормы Соглашения перестают действовать для РФ с 01 января 2023 г. Это означает, что стаж, заработанный в СССР, а также государствах СНГ, при назначении пенсии на территории России начиная с 01 января 2023 г. учитываться не будет.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просит отменить решение об отказе в установлении пенсии от 27 февраля 2023 г., обязать пересмотреть данное решение, обязать назначить пенсию с 10 февраля 2023 г., обязать включить периоды работы начиная с 11 августа 1972 г. по 06 декабря 1996 г., взыскать расходы по оказанию юридической помощи, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений на исковое заявление, согласно которым 10 февраля 2023 г. истец обратилась в ОСФР с заявлением о назначении ей пенсии по старости, предоставив паспорт гражданина Республики Таджикистан и вид на жительство иностранного гражданина от 17 января 2023 г., указав, что пенсия получалась на территории Республики Таджикистан, последний раз в августа 2022 г. На территории РСФСР и Российской Федерации страхового стажа не имеет, индивидуальный пенсионный коэффициент отсутствует. Указывает, что в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30 июня 2022 г., Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 г. Кроме того, ст. 21 Договора предусмотрено прекращение действия Соглашения СНГ одновременно со вступлением в силу указанного договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Таким образом, в соответствии с договором от 15 сентября 2021 г. истец имеет право обратиться за назначением пенсии на территории Республики Таджикистан. Поскольку право на пенсию истца было определено Республикой Таджикистан, право на назначение социальной пенсии по старости на территории РФ отсутствует.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст. 7 ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2). Данное положение полностью соответствует Конституции Российской Федерации, пункт 4 статьи 15 которой устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Тем самым, Конституция России включает общепризнанные принципы и нормы международного права, а также закрепляет примат международного договорного права над внутригосударственным. При этом, приоритет по отношению к Российскому законодательству имеют не только международные договоры, но и указанные принципы и нормы.

При помощи международного договора пенсионные права, приобретенные на территории одного государства, могут учитываться при установлении пенсии на территории другой страны.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).

Судом установлено, что 10 февраля 2023 г. Ларина Н.Г., <дата> года рождения, обратилась в ОСФР по Саратовской области за назначением страховой пенсии по старости.

Право на назначение страховой пенсии по старости имеют женщины 1956 года рождения по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 6 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.

Ранее Ларина Н.Г. являлась получателем пенсии по старости в Республике Таджикистан. С августа 2022 г. пенсия прекращена.

Решением ОСФР от 27 февраля 2023 г. Лариной Н.Г. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с тем, что Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 г. Ларина Н.Г. в соответствии с договором от 15 сентября 2021 г. имеет право обратиться за назначением пенсии на территории Республики Таджикистан. Поскольку право на пенсию истца было определено Республикой Таджикистан, право на назначение социальной пенсии по старости на территории РФ отсутствует.

Согласно Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30 июня 2022 г., Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 г. вступил в силу 21 октября 2022 г., основан на пропорциональном принципе и предусматривает назначение и выплату пенсии каждой договаривающейся стороной за страховой стаж, приобретенный на ее территории, в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Договором.

В соответствии со ст. 9 Договора, при определении права на пенсию под страховым стажем в отношении РФ понимается страховой стаж, приобретенный на территории РФ и РСФСР, в отношении Республики Таджикистан – страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.

Согласно п. 8 ст. 9 Договора, если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.

Указанный Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством о пенсионном обеспечении обеих договаривающихся сторон (ст. 2 Договора).

В силу ст. 3 Договора, он распространяется на застрахованных лиц, отвечающих одновременно следующим условиям: 1) являются гражданами одной из договаривающихся сторон; 2) подпадали или подпадают под действие законодательства договаривающихся сторон.

Пунктом 1 ст. 5 Договора предусмотрено, что по заявлению застрахованного лица назначенные пенсии могут выплачиваться ему на территории договаривающейся стороны, их назначившей, либо переводиться на территорию другой договаривающейся стороны.

Пунктом 3 ст. 5 Договора установлено, что при переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, включая выплаты, устанавливаемые к пенсии, и повышения, с территории одной договаривающейся стороны на территорию другой договаривающейся стороны или на территорию третьего государства для проживания, ее выплата продолжается договаривающейся стороной, ее назначившей.

Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Ларина Н.Г. является гражданином РФ с 02 июня 2023 г., подпадала и подпадает под действие законодательства договаривающихся сторон, является лицом, переехавшим из Республики Таджикистан в РФ, в Республике Таджикистан ей была назначена пенсия на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, на территории РФ истец не имеет страхового стажа.

Установлено, что в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30 июня 2022 г., Соглашение СНГ прекратило свое действие для РФ 31 декабря 2022 г.

Статьей 21 Договора предусмотрено прекращение действия Соглашения одновременно со вступлением в силу указанного Договора между РФ и Республикой Таджикистан.

Пенсионные правоотношения носят заявительный характер.

С заявлением о назначении пенсии в РФ истец обратилась 10 февраля 2023 г., то есть в период начала действия Договора и когда Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения уже не действовало. Доказательств наличия у истца препятствий для более раннего обращения, чем 10 февраля 2023 г., с заявлением о назначении пенсии в территориальный орган пенсионного фонда, истцом не представлено.

Поскольку право на пенсию истца было определено Республикой Таджикистан, право на назначение страховой пенсии по старости на территории РФ у истца отсутствует. Истец не лишена возможности обратиться с заявлением о переводе выплаты пенсии на территорию РФ.

С учетом изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления Лариной Натальи Григорьевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об отмене решения об отказе в установлении пенсии, обязать пересмотреть решение, назначить пенсию, включить периоды работы, взыскать судебные расходы – отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья К.В. Корчуганова