ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/13 от 01.08.2013 Серафимовичского районного суда (Волгоградская область)

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №2-291/13

Серафимовичский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Разуваева А.В. с участием прокурора <адрес> ФИО3,

при секретаре ФИО4

рассмотрев дата в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Администрации ФИО2 сельского поселения <адрес> О понуждении к постановке на регистрационный учет безхозяйной вещи

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском, указав, что ответчиком в нарушение норм федерального законодательства не принимаются меры к признанию памятников и воинских захоронений бесхозяйными объектами и дальнейшему их принятию в муниципальную собственность администрацией ФИО2 сельского поселения <адрес>. Просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать администрацию ФИО2 сельского поселения <адрес> принять меры направленные на постановку на регистрационный учет в качестве бесхозяйной вещи, следующих объектов: Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы.

- Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, <адрес>

- Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, в 1942-1943г. около <адрес>.

- Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, в 1942-1943г. около <адрес>.

- Стелла погибшим односельчанам в годы ВОВ 1941-1945 годах в х<адрес>

- Памятный знак на месте расположения концлагеря советских военнопленных.

- Памятный знак на месте расположения концлагеря советских военнопленных.

- Памятный знак на месте расположения концлагеря советских военнопленных в <адрес>.

- Памятный знак на месте расположения концлагеря советских военнопленных в <адрес>.

- Памятный знак на месте расположения концлагеря советских военнопленных в <адрес>.

- Памятник Ленина.

-Могила первого председателя ФИО2 П.Т. в <адрес>.

- Могила жителей хутора, расстрелянных белобандитами <адрес>

В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил и просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать его в срок до дата принять меры направленные на регистрацию права собственности, следующих объектов: Памятник, инвентарный номер № х. ФИО1;

Стела, инвентарный номер № в <адрес>, Памятник, инвентарный номер № в <адрес>, Памятник, инвентарный номер № в <адрес>, Стела (2шт), инвентарный номер № в <адрес>, Могила советским военнопленным, инвентарный номер№ в <адрес>, Стела, инвентарный номер № в <адрес>, Стела, инвентарный номер № в х<адрес>, Памятник. Инвентарный номер № в х<адрес>.

В судебном заседании прокурор ФИО5 исковые требования поддержал, не возражает рассмотреть дела в заочном производстве.

Представитель ответчика администрации ФИО2 сельского поселения <адрес> в судебное заседание не прибыл, но от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признаёт в полном объеме.

Суд выслушав сторону, исследовав материалы дела считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 33 Федерального закона от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.

В силу ст. 3 Закона РФ от дата N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" основными формами увековечения памяти погибших при защите отечества являются, в том числе, сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.

Согласно ст. 11 указанного закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Федеральными законами от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от дата № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться как в собственности субъекта Российской Федерации, так и в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные на территории поселения или городского округа соответственно.

В силу ст. 48 Федерального закона от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1). Собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учётом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п. 3).

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 50 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия - памятников истории и культуры, в ходе которой установлено, что на основании <адрес> «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием <адрес> и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» от дата №1344-ОД в собственность ФИО2 сельского поселения <адрес> переданы объекты культуры, в том числе: Памятник, инвентарный номер № х. ФИО1; Стела, инвентарный номер № в х. ФИО6, Памятник, инвентарный номер № в х. Гусынка, Памятник, инвентарный номер № в х. Гусынка, Стела (2шт), инвентарный номер № в х. ФИО7, Могила советским военнопленным, инвентарный номер№ в х. ФИО8, Стела, инвентарный номер № в х. ФИО8, Стела, инвентарный номер № в х. ФИО9, Памятник. Инвентарный номер № в х. ФИО9.

Право муниципальной собственности на указанные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Согласно ст. 1 и 3 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от дата N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Братская могила относится к такому виду объектов культурного наследия как памятники истории.

Таким образом, памятники истории представляют собой особый вид недвижимого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Статьями 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие Администрации ФИО2 сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты культурного наследия препятствует осуществлению охраны данных памятников истории, в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия, в интересах настоящего и будущего поколений народа Российской Федерации, то есть нарушает интересы неопределённого круга лиц и исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Учитывая требования ст. 333.20 НК РФ, суд считает возможным взыскать с ответчика госпошлину в размере 100 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие администрации ФИО2 сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер к регистрации права собственности на воинские захоронения незаконным.

Обязать администрацию Пронинскогосельского поселения <адрес> в срок до дата принять меры направленные на регистрацию права собственности, следующих объектов: Памятник, инвентарный номер № х. <адрес>;

- Стела, инвентарный номер № в х. <адрес>,

- Памятник, инвентарный номер № в <адрес>,

- Памятник, инвентарный номер № в х<адрес>,

- Стела (2шт), инвентарный номер № в <адрес>,

- Могила советским военнопленным, инвентарный номер№ в <адрес>,

- Стела, инвентарный номер № в <адрес>,

- Стела, инвентарный номер № в <адрес>

- Памятник. Инвентарный номер № в х<адрес>.

Взыскать с Администрации ФИО2 сельского поселения <адрес> в доход государства государственную пошлину в сумме 100 рублей.

       Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Серафимовичский районный суд <адрес> в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

      Заочное решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда через Серафимовичский районный суд.                                                                                                                      

                               Судья        подпись         Разуваев А.В.     

            Копия верна судья         подпись                           Разуваев А.В.