ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/19 от 15.05.2019 Буйнакского городского суда (Республика Дагестан)

Дело N 2-291/2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Буйнакск 15 мая 2019 года

Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Нурмагомедова Н.Б.,

при секретаре Баштукаевой З.М.,

с участием старшего помощника прокурора г.Буйнакска РД Исаева Р.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к Аташев А.Р. и Магомедов М.К. о приостановлении деятельности автозаправочной станции,

УСТАНОВИЛ:

первый заместитель прокурора г.Буйнакска Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Аташеву А.Р. и Магомедову М.К. о приостановлении деятельности автозаправочной станции, указав, что прокуратурой города совместно с ОНД и ПР N 4 по г.Буйнакску, Буйнакскому и Унцукульскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, государственным инспектором Центрального межрайонного управления экологии и природопользованию Минприроды РД и заведующим отделом СГМ филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии по РД в г.Буйнакске» проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 «О федеральном государственном пожарном надзоре», Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 24.06.1998 N 89 «Об отходах производства и потреблении» на территории и в здании МАЗС «Русснефть», ИП «Аташев А.Р.» (владелец), ИП «Магомедов М.К.» (арендатор), расположенных по адресу: Республика Дагестан, Буйнакский район, с.Кафыр-Кумух, вдоль трассы «Буйнакск - Махачкала», в ходе которой установлено, что автозаправочная станция эксплуатируется с нарушениями требований действующего законодательства. Проверка показала, что МАЗС осуществляет деятельность по реализации сжиженного газа без соответствующей лицензии. Нарушение требований норм и правил пожарной безопасности: на объекте защиты отсутствует нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения (статья 99 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК ЖМТ (п.29* НПБ 111-98); не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (п.35* НПБ 111-98*); на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки или дренажные лотки. На МАЗС не предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами (п.9; п.39 НПБ 111-98*); система заземления для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, то есть для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (п.71 НПБ 111-98*); имеющаяся в помещениях МАЗС автоматическая пожарная сигнализация находится в не рабочем состоянии. Не представлен договор на обслуживание имеющейся автоматической пожарной сигнализации (НПБ 110-03; п.61; п.63 ППР N 390); резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95%-го заполнения резервуара (п.54 НПБ 111-98*); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (Приложение 6 п.20.5 НПБ 111-98*); наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется не через трубопроводы, проложенные подземно (п.60 НПБ 111-98*); не оборудована площадка для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. (Не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ; поверхность площадки (включая отбортовку) выполнить из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров; оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей) (п.14 НПБ 111-98*); на МАЗС наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ производится без приостановки работы станции (п.15 НПБ 111-98*); заправочный островок СУГ, площадка для автоцистерны с СУГ на МАЗС не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п.20.9 НПБ 111-98*); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара (п.8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*); на МАЗС единичная вместимость резервуара СУГ превышает допустимые нормы, то есть более 10 м3 (п.20.1* НПБ 111-98*); не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуара СУГ до края проезжей части автомобильной дороги - менее 25 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.П.6.1); не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.П.6.1); не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуаров с жидким моторным топливом до проезжей части автодороги - менее 12 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.1); не предусмотрено противопожарное расстояние от площадки АЦ СУГ до автодороги (составляет менее 25 м) (таб.П.6.1 НПБ 111-98*); не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуара СУГ до линий электропроводов - менее 9 м (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.П.6.1); не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК до операторской - менее 9 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.2); высота расположения верхнего среза трубопровода линии деаэрации не соответствует требованиям НПБ (составляет менее 2,5 м). При размещении трубопровода линии деаэрации на расстоянии не менее 5 м (по горизонтали) от проездов высота расположения его верхнего среза по отношению к прилегающей площадке должна быть не менее 2,5 м. Если это расстояние менее 5 м, то его высота определяется соотношением Н = Н + 50 х D, где Н - высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации, определяемая от уровня прилегающих проездов для транспортных средств, м; Н - максимальная высота транспортного средства, допускаемого для м заправки на АЗС (м), но не менее 2 м; D - внутренний диаметр трубопровода линии деаэрации, м. На трубопроводах линии деаэрации резервуара перед дыхательными клапанами или огнепреградителями рекомендуется устанавливать запорную арматуру (п.51 НПБ 111-98*); на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (п.62 НПБ 111-98*); линия рециркуляции не оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса (п.62 НПБ 111-98*); отсутствуют электромагнитные клапаны для перекрытия трубопроводов (п.19.9* НПБ 111-98*); на объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты, при срабатывании которых должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п.19.4 НПБ 111-98); на объекте защиты не предусмотрена технологическая система, обеспечивающая возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (п.20.2 НПБ 111-98); для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п. 450 ППР РФ); на МАЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также не определены данные площадки (п.6.38 СП 156.13130.2014); высота сбросной трубы паров СУГ не выполнена исключающим образование взрывоопасных смесей в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений МАЗС (п.111 НПБ 111-98); не представлена документация, свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111-98); не представлена утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности (п.1 ППР N 390); лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума) (п.3 ППР N 390); руководитель организации не назначил лиц, ответственных за пожарную безопасность, которая обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 ППР N 390); в административных помещениях, местах размещения технологических установок руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.6 ППР N 390); руководитель организации не обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (п.14 ППР N 390); руководитель организации не обеспечивает наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.20 ППР N 390); площадка для АЦ не обеспечена первичными средствами пожаротушения - огнетушителями (не менее 2 ОП-50 или передвижные воздушно-пенные по 100 л каждый) и ТРК ОП-5 или воздушно-пенными огнетушителями и покрывалом для изоляции очага возгорания (п.456 и 457 ППР N 390); не представлена декларация пожарной безопасности (статья 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация, определяющая категорию наружных установок (статья 26 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация, определяющая класс взрыво - пожаро защищенности электрооборудования (статьи 22 и 23 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация, содержащая информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо (статья 133 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива (Приложение 5 НПБ 111-98); не представлена документация о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п.438 ППР N 390); на объекте не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п.336 ППР N 390); объект защиты не оснащен жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (п.455 ППР N 390); огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковые номера (п.455 ППР N 390); учет и наличие, периодичность осмотра и сроки перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения не ведется в специальном журнале произвольной формы (п.478 ППР N 390). Выявлены нарушения требований законодательства в части охраны атмосферного воздуха.В процессе деятельности МАЗС «Русснефть», ИП «Аташев А.Р.» (владелец), ИП «Магомедов М.К.» (арендатор), расположенной по адресу: <адрес> осуществляется накопление отходов, образовавшихся у предпринимателя для последующей их утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2011 N 22050). В соответствии с данным приказом учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. На момент проверки МАЗС «Русснефть», ИП «Аташев А.Р.», ИП «Магомедов М.К.», данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не представлены. Согласно статье 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства й потребления»» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности; на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации отходов установлен постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности»). Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В ходе проверки паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности на АЗС, не представлены. В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. При проверке, документ о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не представлен. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Форма заявки для постановки на учет утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2016 N 40963). Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ со дня вступления в силу указанного Закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Настоящий закон вступил в силу с 1 января 2015 года, то есть ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, наступает с 1 января 2017 года. МАЗС «Русснефть», ИП «Аташев А.Р.» (владелец), ИП «Магомедов М.К.» (арендатор), не состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Федеральными законами предусмотрено обязательное самостоятельное создание субъектом малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, достоверной экологической информации о движении отходов, ее своевременную передачу в определенной форме государственному органу в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. На момент проверки индивидуальным предпринимателем МАЗС «Русснефть», ИП «Аташев А.Р.» (владелец), ИП «Магомедов М.К.» (арендатор), не представлены отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов; декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Нарушения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» N 2300-1 от 07.02.1992: не представлена информация об организации проведения производственного контроля, не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п.2.6, п.4.4., п.4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий» п.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения N 1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий»; не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции, что является нарушением п.4.1.1., п.4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; работники МАЗС не обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты от воздействия вредных производственных факторов, что является нарушением п.2.11 ПС 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам»; не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов, не установлены мусоросборники (п.6.3 СанПиН 42-128-46990-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»); не организован централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории МАЗС, что является нарушением требований п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»; отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на МАЗС услугах в соответствии с требованиями статей 9, 10 Закона РФ N 2300-1 «О защите прав потребителей»; не предоставлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работников, приказа Минсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, выявленные на МАЗС «Русснефть», угрожает жизни и здоровью находящихся на нем сотрудников, а также посещающих МАЗС граждан. Просит запретить ИП «Аташев А.Р.» (владелец), ИП «Магомедов М.К.» (арендатор) и другим лицам эксплуатацию объекта - многотопливной автозаправочной станции, МАЗС «Русснефть», расположенной по адресу: <адрес>, вдоль трассы «<адрес>», за кадастровым номером 05:11:000005:0015, доустранения изложенных нарушений требований законодательства о лицензировании, противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Буйнакска Республики Дагестан Исаев Р.З. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики Аташев А.Р. и Магомедов М.К., будучи заблаговременно извещенные о нахождении в производстве суда настоящего гражданского дела путем получения судебных извещений и искового заявления, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем дело с согласия процессуального истца на основании статьи 233 ГПК РФ рассмотрено в порядке заочного производства.

Третьи лица ОНД и ПР N 4 по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, ТО Управление Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, в установленном законом порядке уведомленные о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, уважительность причин неявки суду не представили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.

Выслушав объяснения представителя процессуального истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик Аташев А.Р. является собственником нежилого помещения, общей площадью 61,2 кв.м., с кадастровым (или условный) номером 05-05-05/004/2002-135, и земельного участка, площадью 1300 кв.м., с кадастровым номером 05:11:000005:0015, расположенных по адресу: <адрес>, вдоль трассы «Буйнакск - Махачкала», о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП сделаны записи о регистрации N 05-05-05/010/2007-153 и N 05-05-05/010/2007-153 соответственно. Категория земель: Земли населенных пунктов. Для строительства АЗС.

ДД.ММ.ГГГГ между Аташевым А.Р. и ИП Магомедовым М.К. заключен договор аренды земельного участка с нежилым помещением, по условиям которого Аташев А.Р. передал в аренду ИП Магомедову М.К. земельный участок площадью 1300 кв.м., с кадастровым номером 05:11:000005:0015, и размещенное на нем нежилое помещение с условным (кадастровым) номером 05-05-05/004/2002-135, находящиеся по адресу: <адрес>, вдоль трассы «Буйнакск - Махачкала», сроком на 24 месяца.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Магомедов М.К. (ОГРНИП: , ГРНИП: ) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. В качестве одного из видов деятельности указана «торговля розничная бензином и дизельным топливом в специализированных магазинах».

Федеральный закон N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1).

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 3).

В силу статьи 37 названного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов (статья 2).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, при этом (статья 9) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в статье 9 названного Закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта.

В силу статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Прокуратурой <адрес> Республики Дагестан совместно с ОНД и ПР N 4 по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, государственным инспектором Центрального межрайонного управления экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан и заведующим отделом СГМ филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии по РД в <адрес>» проведена проверка соблюдения требований законодательства о лицензировании, противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды на территории и в здании МАЗС «Русснефть», расположенных по адресу: <адрес>, вдоль трассы «Буйнакск - Махачкала», в ходе которой установлено, что АЗС эксплуатируется с нарушениями требований действующего законодательства, в частности, МАЗС «Русснефть» осуществляет деятельность по реализации сжиженного газа без соответствующей лицензии.

Согласно информации о противопожарном состоянии объекта защиты от 25 февраля 2019 года N 33/24/4-5-37, предоставленной ОНД и ПР N 4 по <адрес> и Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР МЧС России по РД, в ходе обследования противопожарного состояния МАЗС «Русснефть» выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности, а именно: на объекте защиты отсутствует нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения (статья 99 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК ЖМТ (п.29* НПБ 111-98*); не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. (При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре, не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.) (п.35* НПБ 111-98*); на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки или дренажные лотки. На МАЗС не предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами (п.9; п.39 НПБ 111-98*); система заземления для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, то есть для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (п.71 НПБ 111-98*); имеющаяся в помещениях МАЗС автоматическая пожарная сигнализация находится в не рабочем состоянии. Не представлен договор на обслуживание имеющейся автоматической пожарной сигнализации (НПБ 110-03; п.61; п.63 ППР N 390); резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 <адрес> технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95% заполнения резервуара (п.54 НПБ 111-98*); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (Приложение 6 п.20.5 НПБ 111-98*); наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется не через трубопроводы, проложенные подземно (п.60 НПБ 111-98*); не оборудована площадка для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. (Не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ; поверхность площадки (включая отбортовку) выполнить из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров; оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей) (п.14 НПБ 111-98*); на МАЗС наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ производится без приостановки работы станции (п.15 НПБ 111-98*); заправочный островок СУГ, площадка для автоцистерны с СУГ на МАЗС не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п.20.9 НПБ 111-98*); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара (п.8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*); на МАЗС единичная вместимость резервуара СУГ превышает допустимые нормы, то есть более 10 м3 (п.20.1* НПБ 111-98*); не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуара СУГ до края проезжей части автомобильной дороги - менее 25 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.П.6.1); не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.П.6.1); не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуаров с жидким моторным топливом до проезжей части автодороги - менее 12 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.1); не предусмотрено противопожарное расстояние от площадки АЦ СУГ до автодороги (составляет менее 25 м) (таб.П.6.1 НПБ 111-98*); не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуара СУГ до линий электропроводов - менее 9 м (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.П.6.1); не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК до операторской - менее 9 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.2); высота расположения верхнего среза трубопровода линии деаэрации не соответствует требованиям НПБ (составляет менее 2,5 м). При размещении трубопровода линии деаэрации на расстоянии не менее 5 м (по горизонтали) от проездов высота расположения его верхнего среза по отношению к прилегающей площадке должна быть не менее 2,5 м. Если это расстояние менее 5 м, то его высота определяется соотношением Н = Н + 50 х D, где Н - высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации, определяемая от уровня прилегающих проездов для транспортных средств, м; Н - максимальная высота транспортного средства, допускаемого для м заправки на АЗС (м), но не менее 2 м; D - внутренний диаметр трубопровода линии деаэрации, м. На трубопроводах линии деаэрации резервуара перед дыхательными клапанами или огнепреградителями рекомендуется устанавливать запорную арматуру (п.51 НПБ 111-98*); на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (п.62 НПБ 111-98*); линия рециркуляции не оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса (п.62 НПБ 111-98*); отсутствуют электромагнитные клапаны для перекрытия трубопроводов (п.19.9* НПБ 111-98*); на объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты, при срабатывании которых должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п.19.4 НПБ 111-98*); на объекте защиты не предусмотрена технологическая система, обеспечивающая возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (п.20.2 НПБ 111-98*); для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п.450 ППР РФ); на МАЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также не определены данные площадки (п.6.38 СП 156.13130.2014); высота сбросной трубы паров СУГ не выполнена исключающим образование взрывоопасных смесей в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений МАЗС (п.111 НПБ 111-98*); не представлена документация, свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111-98*); не представлена утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности (п.1 ППР N 390); лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума) (п.3 ППР N 390); руководитель организации не назначил лиц, ответственных за пожарную безопасность, которая обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 ППР N 390); в административных помещениях, местах размещения технологических установок руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.6 ППР N 390); руководитель организации не обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (п.14 ППР N 390); руководитель организации не обеспечивает наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.20 ППР N 390); площадка для АЦ не обеспечена первичными средствами пожаротушения - огнетушителями (не менее 2 ОП-50 или передвижные воздушно-пенные по 100 л каждый) и ТРК ОП-5 или воздушно-пенными огнетушителями и покрывалом для изоляции очага возгорания (п.456 и 457 ППР N 390); не представлена декларация пожарной безопасности (статья 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация, определяющая категорию наружных установок (статья 26 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация, определяющая класс взрыво - пожаро защищенности электрооборудования (статьи 22 и 23 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация, содержащая информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо (статья 133 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива (Приложение 5 НПБ 111-98*); не представлена документация о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п.438 ППР N 390); на объекте не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п.336 ППР N 390); объект защиты не оснащен жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (п.455 ППР N 390); огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковые номера (п.455 ППР N 390); учет и наличие, периодичность осмотра и сроки перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения не ведется в специальном журнале произвольной формы (п.478 ППР N 390).

Из заключения государственного инспектора Республики Дагестан в области охраны окружающей среды Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении МАЗС «Русснефть» и ИП Магомедов М.К., осуществляющего деятельность по эксплуатации АЗС, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере охраны окружающей среды. В ходе проверки установлено, что в процессе деятельности АЗС осуществляется накопление отходов, образовавшихся у предпринимателя для последующей их утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, однако на момент проверки данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не представлены. Паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности на АЗС, не представлены. На момент проверки в помещениях АЗС использовались люминесцентные-ртутьсодержащие лампы, у ИП Магомедов М.К. на имеется договора со специализированным предприятием, имеющим лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, для передачи, обезвреживания и утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп. Документ о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не представлен. АЗС «Русснефть» не состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Федеральными законами предусмотрено обязательное самостоятельное создание субъектом малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, достоверной экологической информации о движении отходов, ее своевременную передачу в определенной форме государственному органу в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. На момент проверки индивидуальным предпринимателем не представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Из акта санитарно-гигиенического обследования, проведенного 31 января 2019 года филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республики Дагестан в г.Буйнакске» в отношении АЗС «Русснефть», усматривается, что при проведении обследования выявлены следующие замечания: не представлена информация об организации проведения производственного контроля, не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п.2.6, п.4.4., п.4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» п.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения N1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий»; не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции, что является нарушением п.4.1.1., п.4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; работники АЗС не обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, что является нарушением п.2.11 ПС 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам»; не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АЗС отходов, не установлены мусоросборники (п.6.3 СанПиН 42-128-46990-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»); не организован централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории АЗС, что является нарушением требований п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»; отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АЗС услугах в соответствии с требованиями статей 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»; не предоставлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работников, приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Таким образом, эксплуатация МАЗС «Русснефть» осуществляется с нарушением требований законодательства о лицензировании, противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1).

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2).

В силу статьи 12ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Принимая во внимание изложенное, опасность причинения в будущем вреда неопределенному кругу лиц, пользующемуся услугами МАЗС «Русснефть», расположенной по адресу: <адрес>, вдоль трассы «<адрес>», вследствие нарушения правил, в том числе пожарной безопасности на данном объекте имеет реальный характер, дальнейшая эксплуатация автозаправочной станции влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, в связи с чем имеются основания для приостановлении деятельности АЗС до устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление первого заместителя прокурора г.Буйнакска Республики Дагестан удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю «Аташев А.Р.» (владелец), индивидуальному предпринимателю «Магомедов М.К.» (арендатор) и другим лицам эксплуатацию объекта - многотопливной автозаправочной станции«Русснефть», расположенной по адресу: <адрес>, вдоль трассы «<адрес> - <адрес>», за кадастровым номером 05:11:000005:0015, доустранения нарушений требований законодательства о лицензировании, противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, а именно:

- обеспечить осуществление деятельности ИП «Аташев А.Р.» (владелец), ИП «Магомедов М.К.» (арендатор) по реализации сжиженного газа в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- обеспечить нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения (статья 99 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК жидкого моторного топлива или в противоположную от нее сторону (п.29 * НПБ 111-98);

- оборудовать площадку для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. (При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками);

- на въезде и выезде с территории АЗС установить пологие участки или дренажные лотки. Установить очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами (п.9; п.39 НПБ 111-98*);

- установить систему заземления для АЦ в соответствии с требованиями ПУЭ, то есть для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (п.71 НПБ 111-98*);

- имеющуюся в помещениях МАЗС автоматическую пожарную сигнализацию содержать в рабочем состоянии, для чего заключить договор на обслуживание имеющейся автоматической пожарной сигнализации (НПБ 110-03; п.61; п.63 ППР N 390);

- резервуары для хранения топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95% заполнения резервуара (п.54 НПБ 111-98*);

- резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п.20.5 НПБ 111-98*);

- наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществлять через трубопроводы, проложенные подземно (п.60 НПБ 111-98*);

- оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. (Не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ; поверхность площадки (включая отбортовку) выполнить из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров; оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей) (п.14 НПБ 111-98*);

- на МАЗС наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ производить после приостановки работы станции (п.15 НПБ 111-98*);

- заправочный островок СУГ, площадку для автоцистерны с СУГ на МАЗС оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п.20.9 НПБ 111-98*);

- для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ установить устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара (п.8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*);

- на МАЗС единичная вместимость резервуара СУГ превышает допустимые нормы, то есть более 10 м3 (п.20.1* НПБ 111-98*);

- предусмотреть противопожарное расстояние от резервуара СУГ до края проезжей части автомобильной дороги - не менее 25 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.П.6.1);

- предусмотреть противопожарное расстояние от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - не менее 25 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.П.6.1);

- предусмотреть противопожарное расстояние от резервуаров с жидким моторным топливом до проезжей части автодороги - не менее 12 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.1);

- предусмотреть противопожарное расстояние от площадки АЦ СУГ до автодороги (не менее 25 м.) (таб.П.6.1 НПБ 111-98*);

- предусмотреть противопожарное расстояние от резервуара СУГ до линий электропроводов - не менее 9 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.П.6.1);

- предусмотреть противопожарное расстояние от ТРК до операторской - не менее 9 м. (Приложение 6 НПБ 111-98* таб.2);

- высоту расположения верхнего среза трубопровода линии деаэрации установить в соответствии с требованиями НПБ (составляет менее 2,5 м.). При размещении трубопровода линии деаэрации на расстоянии не менее 5 м (по горизонтали) от проездов высота расположения его верхнего среза по отношению к прилегающей площадке должна быть не менее 2,5 м. Если это расстояние менее 5 м, то его высота определяется соотношением Н = Н + 50 х D, где Н - высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации, определяемая от уровня прилегающих проездов для транспортных средств, м; Н - максимальная высота транспортного средства, допускаемого для м заправки на АЗС (м), но не менее 2 м; D - внутренний диаметр трубопровода линии деаэрации, м. На трубопроводах линии деаэрации резервуара перед дыхательными клапанами или огнепреградителями рекомендуется устанавливать запорную арматуру (п.51 НПБ 111-98*);

- на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару установить огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (п.62 НПБ 111-98*);

- линию рециркуляции оборудовать обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса (п.62 НПБ 111-98*);

- установить электромагнитные клапаны для перекрытия трубопроводов (п.19.9* НПБ 111-98*);

- установить автоматическую систему противоаварийной защиты, при срабатывании которой должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п.19.4 НПБ 111-98);

- установить технологическую систему, обеспечивающую возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (п.20.2 НПБ 111-98);

- для маневрирования и выезда из территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог нанести отличительные разметки или иные визуальные указатели (п.450 ППР РФ);

- не допускать заправку автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также определить данные площадки (п.6.38 СП 156.13130.2014);

- высоту сбросной трубы паров СУГ выполнить способом, исключающим образование взрывоопасных смесей в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений МАЗС (п.111 НПБ 111-98).

- представить документацию, свидетельствующую о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111-98).

- представить утвержденную инструкцию о мерах пожарной безопасности (п.1 ППР N 390);

- не допускать лиц к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохожденияпожарно-техническогоминимума) (п.3 ППР N 390);

- назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность, которая обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 ППР N 390);

- в административных помещениях, местах размещения технологических установок установить таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.6 ППР N 390);

- обеспечить наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.20 ППР N 390);

- площадку для АЦ обеспечить первичными средствами пожаротушения - огнетушителями (не менее 2 ОП-50 или передвижные воздушно-пенные по 100л каждый) и ТРК ОП-5 или воздушно-пенными огнетушителями и покрывалом для изоляции очага возгорания (п.456 и 457 ППР N 390);

- представить декларацию пожарной безопасности (статья 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- представить документацию, определяющую категорию наружных установок (статья 26 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- представить документацию, определяющую класс взрыво - пожаро защищенности электрооборудования (статьи 22 и 23 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- представить документацию, содержащую информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо (статья 133 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- представить документацию, о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива - (приложение 5 НПБ 111-98).

- представить документацию о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п.438 ППР N 390);

- создать для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п.336 ППР N 390);

- установить буксировочную штангу длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции (п.455 ППР N 390);

- установить на огнетушителях порядковые номера (п.455 ППР N 390);

- вести учет и наличие, периодичность осмотра и сроки перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы (п.478 ППР N 390).

- представить данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- представить паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности на АЗС; документ о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- поставить МАЗС ИП «Аташев А.Р.» (владелец), ИП «Магомедов М.К.» (арендатор) на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- представить отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;

- представить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

- представить информацию об организации проведения производственного контроля и программу производственного контроля;

- представить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции (п.4.1.1., п.4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»);

- обеспечить работников МАЗС спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты от воздействия вредных производственных факторов (п.2.11 ПС 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам»);

- представить документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов; установить мусоросборники (п.6.3 СанПиН 42-128-46990-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»);

- организовать централизованный отвод и очистку поверхностного стока с территории МАЗС (п.4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»);

- установить уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на МАЗС услугах в соответствии с требованиями статьи 9, 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- предоставить информацию об организации проведения периодических медицинских осмотров работников, приказа Минсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2019 года.

Решение в окончательной форме принято 20 мая 2019 года.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в Буйнакский городской суд Республики Дагестан заявление, соответствующее требованиям статьи 238 ГПК РФ, об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий подпись Нурмагомедов Н.Б.

Копия верна: