Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чегдомын 22 июня 2020 г.
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рамзиной С.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ООО «Строй-Сервис» ФИО2, действующей на основании доверенности от 06.05.2020,
при секретаре Орешенковой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к Обществу с ограниченной ответственностью «Строй-сервис» о перерасчете платы за жилищные услуги и коммунальные услуги по отоплению,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивировав свои требования тем, что по решению Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 23.08.2019, вступившим в законную силу 26.11.2019, ООО «Строй-Сервис» в марте 2020 года произвело ремонт температурного режима межблочного шва по наружной стене жилого дома по адресу: <адрес>, в месте расположения квартиры №, собственником которой является истец, а также выполнило работы по устранению влаги и причин ее образования в подвале, расположенном под квартирой № указанного жилого дома, выплатило истцу денежную компенсацию в сумме 201 318,07 руб. Истец обратилась в ООО «Строй-Сервис» с заявлением о перерасчете сумм за отопление и жилищных услуг, но ей было необоснованно отказано (ответ от 19.05.2020). Истец не проживала в спорной квартире с 01.03.2019 по 01.05.2020 по вине ответчика, который намеренно длительное время не устранял причины возникновения плесени в жилом помещении. За коммунальные и жилищные услуги в указанный период, которыми истец фактически не пользовалась, она оплачивала в полном объеме в установленный законом срок, всего истцом оплачено 55 972,90 руб. Просила обязать ООО «Стройсервис» произвести ей перерасчет платы за жилищные услуги и коммунальные услуги по отоплению за период с 1 марта 2019 г. по 1 мая 2020 г. на сумму 55 972,90 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Строй-Сервис» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что 27.03.2020 решение суда от 23.08.2019 о возложении обязанности на ООО «Строй-Сервис» по ремонту межблочного шва жилого дома истца и устранению влаги в подвале дома управляющей компанией было выполнено, в связи с чем 17.06.2020 истцу был осуществлен перерасчет за период с 01.03.2019 по 31.03.2020 за жилищные услуги: содержание внутренних инженерных сетей в сумме 816,14 руб. и техническое обслуживание конструктивных элементов в сумме 2 523,43 руб. Между тем перерасчет коммунальной услуги по отоплению и жилищных услуг в связи с временным непроживанием законодательством РФ не предусмотрен. В адрес ООО «Строй-Сервис» о перерасчете размера платы в связи с оказанием услуг и работ ненадлежащего качества или превышением установленной продолжительности перерывов в оказании услуг и работ истец не обращалась, и соответствующих актов не составлялось. Просила в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 апреля 2013 г., поквартирной карточкой (л.д. 92, 124).
Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет управляющая организация ООО «Строй-сервис» с 04.09.2016 на основании Договора управления многоквартирными домами от 04.09.2016 (л.д. 58-82).
Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 23.08.2019 исковые требования ФИО1 к ООО «Строй-Сервис» о защите прав потребителей удовлетворены частично, ООО «Строй-Сервис» обязано произвести:
- ремонт температурного межблочного шва по наружной стене жилого дома по адресу <адрес> в месте расположения квартиры №
- работы по устранению влаги и причин ее образования в подвале, расположенном под квартирой № жилого дома по адресу <адрес>
С ООО «Строй-Сервис» в пользу ФИО1 взыскан материальный ущерб в размере 87 106 руб., компенсация морального вредв в размере 20 000 руб., судебные расходы по оплате экспертизы пропорционально удовлетворённым требованиям в размере 40 722,07 руб., штраф в размере 53 553 руб., а всего 201 318,07 руб. (л.д. 87-90).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда Хабаровского края от 26.11.2019 решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 23.08.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «Строй-Сервис» - без удовлетворения (л.д. 91).
Согласно акту приемки выполненных работ в МКД от 27.03.2020 ООО «Строй-Сервис» 27 марта 2020 г. исполнило решение Верхнебуреинского районного суда от 23.08.2019 в части выполнения ремонта температурного межблочного шва по наружной стене жилого дома по адресу <адрес> в месте расположения квартиры № и работ по устранению влаги и причин ее образования в подвале, расположенном под квартирой № указанного жилого дома (л.д. 126). Данный факт в судебном заседании истец подтвердила.
Согласно платежным документам ООО «Строй-Сервис» и квитанциям, предоставленным истцом, ФИО1 в период с 01.03.2019 по 30.04.2020 оплачены жилищные услуги и коммунальные услуги по отоплению в общем размере 55 972,90 руб. (л.д. 11-35). Задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг у истца не имеется, что подтверждается карточками расчетов (л.д. 128-129) и не оспаривается ответчиком.
На заявление ФИО1 от 18.05.2020 о перерасчете жилищных услуг и коммунальных услуг по отоплению в связи с временным непроживанием управляющая компания ООО «Строй-Сервис» 19 мая 2020 г. ответило отказом со ссылкой на акт выполненных работ от 27.03.2020 и отсутствие оснований для перерасчета платы за коммунальные услуги по отоплению и жилищные услуги в связи с временным непроживанием истца в квартире <адрес> (л.д. 47-48, 130-131).
Приказом директора ООО «Строй-Сервис» от 17.06.2020 ФИО1 по адресу <адрес> за период с 01.03.2019 по 31.03.2020 произведен перерасчет за жилищные услуги: содержание внутренних инженерных сетей в сумме 816,14 руб. и техническое обслуживание конструктивных элементов в сумме 2 523,43 руб. (л.д. 127). Данный перерасчет истцу жилищных услуг в части осуществлен ответчиком в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей управляющей организацией, которые были установлены решением суда от 23.08.2019.
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (ХВС, ГВС, электрическую и тепловую энергию, газ, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
В силу ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" потребитель обязан оплачивать только фактически оказанные ему услуги при условии их принятия потребителем.
Пунктом 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
Согласно п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Пунктом 91 данных Правил предусмотрено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
Судом было установлено, что фактически в жилое помещение истца в спорный период (отопительный период: с марта 2019 года по май 2019 года, с октября 2019 года по май 2020 года) поставлялась коммунальная услуга по отоплению, в управляющую организацию с заявлениями о предоставлении данной услуги ненадлежащего качества (о температурном режиме в квартире ниже установленной нормы) в этот период ФИО1 не обращалась, и соответствующие акты о некачественном указании услуги по отоплению не составлялись.
При таких обстоятельствах требование истца о перерасчете оплаты за коммунальную услугу по отоплению в период с 01.03.2019 по 31.04.2020 в связи с временным непроживанием ФИО1 в жилом помещении удовлетворению не подлежит, поскольку временное неиспользование собственниками помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за отопление.
В силу абзаца первого части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, к числу которого относятся подвалы.
На основании статьи 161 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 156 (часть 10) Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что для целей этих правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными правилами (пункт 6).
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8).
Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 указанных правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере (пункт 9).
В случаях, указанных в пункте 6 Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (пункт 10).
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15).
Таким образом, на собственнике помещения лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу вследствие оказания им услуги ненадлежащего качества, а уполномоченное лицо обязано произвести такой перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг.
Из анализа указанных положений законодательства следует, что перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги вследствие их ненадлежащего качества может быть произведен только на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.
Факт обращения ФИО1 в ООО «Строй-Сервис» с требованиями о защите прав потребителей в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников МКД истца были установлены решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 23.08.2019, которым управляющая организация была обязана произвести ремонт температурного межблочного шва по наружной стене жилого дома в месте расположения квартиры истца и работы по устранению влаги и причин ее образования в подвале, расположенном под квартирой истца данного жилого дома.
Согласно акту выполненных работ указанное решение суда было исполнено 27.03.2020, в связи с чем управляющей организацией в добровольном порядке на основании приказа директора ООО «Строй-Сервис» от 17.06.2020 ФИО1 по адресу <адрес> обоснованно был произведен перерасчет за часть жилищных услуг: содержание внутренних инженерных сетей в сумме 816,14 руб. и техническое обслуживание конструктивных элементов в сумме 2 523,43 руб. за период с 01.03.2019 по 31.03.2020 (л.д. 127).
Однако, как следует из материалов дела, акты о выполненных работах ненадлежащего качества по жилищным услугам, включающим в себя: дератизацию, обезвреживание ТКО, сбор и вывоз ТКО, текущий ремонт, содержание ОДПУ, содержание дворовых территорий, содержание лестничных клеток, содержание внутренних устройств газоснабжения, содержание внутренних электрических сетей, ОДН ГВС, ОДН электроэнергия, ОДН ХВС, управление МКД, в установленном порядке не составлялись, данные о том, что истец в период с 01.03.2019 по 01.05.2020 обращалась в управляющую организацию с заявлением об изменении размера платы в связи с ненадлежащим оказанием указанных работ и услуг в материалах дела также отсутствуют.
Надлежащих доказательств, указывающих периоды, в течение которых работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (дератизация, обезвреживание ТКО, сбор и вывоз ТКО, текущий ремонт, содержание ОДПУ, содержание дворовых территорий, содержание лестничных клеток, содержание внутренних устройств газоснабжения, содержание внутренних электрических сетей, ОДН ГВС, ОДН электроэнергия, ОДН ХВС, управление МКД) не предоставлялись либо предоставлялись ненадлежащего качества, а также стоимости конкретных оказанных ответчиком некачественных работ (услуг), суду не представлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований ФИО1 о перерасчете платы за жилищные услуги также следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты> к Обществу с ограниченной ответственностью «Строй-сервис» о перерасчете платы за жилищные услуги и коммунальные услуги по отоплению за период с 01.03.2019 по 01.05.2020 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 22 июня 2020 г.
Судья С.Н. Рамзина