ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/20 от 24.07.2020 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-291/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2020 года г. ФИО3 Хабаровского края

Бикинский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,

при секретаре Черменевой ФИО12

с участием:

помощника Бикинского городского прокурора Горбачевой ФИО13

истца ФИО1 ФИО14.,

представителя ответчика - администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО2 ФИО15 действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя соответчика – администрации Оренбургского сельского поселения Кобзак ФИО16.., действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бикинского городского прокурора, действующего в интересах ФИО1 ФИО17 ФИО1 ФИО18 к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, Комитету Правительства <адрес> по гражданской защите, администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами, возложении обязанности по включению граждан в список на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации,

У С Т А Н О В И Л:

Бикинский городской прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО1 ФИО19 ФИО1 ФИО20 обратился в суд с иском к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, комитету Правительства <адрес> края по гражданской защите о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории Оренбургского сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, возложении обязанности по включению в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в Бикинскую городскую прокуратуру поступило обращение ФИО1 ФИО21 по вопросу защиты нарушенных прав на получение материальной помощи в связи с подтоплением земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> муниципального района в июле-сентябре года.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от <дата>ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федерального закона –ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право, в том числе: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на медицинское оборудование, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от <дата>-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливается законодательством РФ законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ –ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом и мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключение чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением ФИО4 РФ от <дата> «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО4 РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО4 РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований и резервного фонда ФИО4 РФ на финансовое обеспечение вышеуказанных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера.

Постановление ФИО4 РФ от <дата> «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

пчерезвычайном положении"нного закона от 30.нсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаПостановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» с <дата> на территории <адрес> сельского поселения Бикинского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации в результате выпадения осадков и повышения уровня воды в реках ФИО3 и ФИО5 до отметок, близких к критическим.

Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>-р «Об определении зон чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» определены зоны чрезвычайной ситуации в границах домовладений (приусадебных участков) и земельных участков на территории Бикинского муниципального района.

Вместе с тем, земельный участок ФИО1 ФИО22 расположенный по адресу: <адрес> в указанные границы не включен.

Гражданином ФИО1 ФИО23. в администрацию Оренбургского сельского поселения подано заявление о проведении обследования подтопленного участка с целью составления Комиссией акта обследования и в последующем включении последнего в списки «пострадавших граждан» в августе 2019 года, которые администрацией Оренбургского сельского поселения передано вместе с остальными обращениями в администрацию Бикинского муниципального района.

Вместе с тем, администрация Бикинского муниципального района к заявлению ФИО1 ФИО24. о включении в списки на оказание едином материальной помощи, отнеслась к ответу на заявление формально, не дала надлежащую оценку всем доводам, не разъяснила порядок получения единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, а также порядок действий для проведения обследования дома и земельного участка на предмет подтопления.

Кроме того, не составила соответствующие акты о том, что земельный участок ФИО1 ФИО25 не пострадал от подтопления.

В связи с чем, неполный комплект документов стал возможным в результате формального отношения администрации Бикинского муниципального района к заявлению ФИО1 ФИО27 а не по вине последнего.

Таким образом, право ФИО1 ФИО26. на получение социальной выплаты как граждан, пострадавших в результате паводка, нарушено.

Определением Бикинского городского суда <адрес> о принятии искового заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству от <дата> в качестве соответчика привлечена администрация Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании помощник Бикинского городского прокурора Горбачева ФИО28 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дала суду пояснения, соответствующие изложенному в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель администрацииБикинского муниципального района <адрес> ФИО2 ФИО29 действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменный отзыв на исковое заявление, дала пояснения в соответствии изложенному в отзыве.

В судебном заседании представитель соответчика администрации Оренбургского сельского поселения Бикинского муниципального района <адрес> Кобзак ФИО30 не возражала против удовлетворения искового заявления. Суду пояснила, что дом ФИО11 находится в непосредственной близости от администрации Оренбургского сельского поселения, в связи с чем, она сама видела, как земельный участок в период паводка стоял в воде, условия жизнедеятельности были нарушены, урожай весь утонул.

В судебном заседании ФИО1 ФИО31 суду пояснил, что его земельный участок был в воде, даже в подполье была вода. С заявлением в администрацию <адрес> сельского поселения Бикинского муниципального района он обращался в <дата> года, однако ошибочно указало <дата>. Собственником земельного участка по адресу: <адрес>, ул. мира, <адрес> является его бабушка, которая умерла в 2017 году, в права на наследство он в настоящее время не вступил, в связи с отсутствием денежных средств. Обследование земельного участка комиссией не проводилось.

Представитель ФИО4 <адрес> по гражданской защите в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределен­ного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из п. 1 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от <дата>-фкз «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением ФИО4 РФ от <дата> «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО4 РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО4 РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда ФИО4 РФ на финансовое обеспечение вышеуказанных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Постановлением ФИО4 РФ от <дата> N 304 (ред. от <дата>) "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ПостановлениемПравительства РФ от <дата>-пр утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории<адрес>.

Пунктом 3 Правил определено, что Бюджетные ассигнования, предусмотренные в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выделяются органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края (городских округов и муниципальных районов) (далее - органы местного самоуправления) для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, указанных в подпунктах.

Пунктом 5 Правил определено, что использование бюджетных средств на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 3, 4 Правил, запрещается.

На основании п. 8.2. Порядка оформления и содержания документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением<адрес> от <дата>-пр, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам Российской Федерации (далее также - граждане), постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на дату введения режима ЧС в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, за поврежденное частное жилое помещение;

гражданам, которые лишились урожая сельскохозяйственных культур на приусадебных земельных участках, предоставленных им и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, права на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления (далее - приусадебный земельный участок, поврежденный в результате ЧС), а также совместно проживающим с ними и (или) совместно осуществляющим с ними ведение личного подсобного хозяйства на таком приусадебном участке членам их семей, указанным в похозяйственной книге.

При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания граждан в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке (п. 8.3. Порядка).

На основании п. 8.7. указанного Порядка, конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения, утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.

Как следует из п. 8.10. на основании заявлений граждан, пострадавших в результате ЧС, либо представителей заявителей на получение единовременной материальной помощи, составленных по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, и актов обследования, указанных в пункте 8.6 настоящего раздела, администрацией городского округа (муниципального района) подготавливается список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате ЧС.

В случае если у граждан, пострадавших в результате ЧС, повреждено частное жилое помещение и утрачен урожай сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, составляется один список на оказание ЕМП согласно актам обследований частного жилого помещения и утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке. При этом максимальный размер единовременной материальной помощи по каждому пострадавшему гражданину за счет средств межбюджетных трансфертов, предоставляемых из краевого бюджета, не может превышать размер, определенный подпунктом "г" пункта 3 Правил.

Как следует из материалов дела, распоряжением ФИО4 <адрес>-рп от<дата> с <дата> на территории<адрес>, в том числе на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» с 16-00 часов <дата> до особого распоряжения на территории Бикинского муниципального района режим функционирования чрезвычайная ситуация для органов управления и сил <адрес> звена Хабаровской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Зонами чрезвычайной ситуации определены части территорий городского поселения «<адрес>», Лермонтовского сельского поселения, сельского поселения «<адрес>», а также земли сельскохозяйственного назначения, подтопленные паводковыми водами.

Постановлением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> «О внесении изменений в постановление администрации Бикинского муниципального района то <дата> «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района» внесены следующие изменения: в п. 2 после слов «<адрес>» добавить слова «Оренбургского сельского поселения»

Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес><дата>-р, внесены изменения в распоряжение администрации Бикинского муниципального района от 16.08.2019р «Об определении зон чрезвычайной ситуации на территории Бикинского муниципального района»:

Подпункт 1.5 распоряжения изложен в новой редакции: «1.3. На территории Оренбургского сельского поселения земельные участки, расположенные по адресам, в том числе, <адрес> домовладения ».

Распоряжением Правительства Российской Федерации <дата>-р. (далее распоряжение РФ) принято решение оказать разовую финансовую помощь гражданам, пострадавшим в результате паводка. Распоряжением РФ установлено, что в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам осуществляются выплаты: единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека; финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека.

Постановлением ФИО4 <адрес> от <дата>-пр, установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется за счет средств, поступающих из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых бюджету <адрес> в виде иных межбюджетных трансфертов с последующим предоставлением иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов <адрес>, путем предоставления:

единовременного пособия гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, из расчета степени тяжести вреда (легкий вред - в размере 200 тыс. (двести тысяч) рублей на человека, тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 400 тыс. (четыреста тысяч) рублей на человека);

единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека;

финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека).

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона <дата>-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Пунктом 2 ст. 3 данного Закона предусмотрено, что граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. При этом право на ведение личного подсобного хозяйства возникает у граждан, которым земельные участки предоставлены (приобретены) для ведения личного подсобного хозяйства, то есть при одновременном соблюдении следующих условий: в составе видов разрешенного использования предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства; в правоустанавливающих документах на земельный участок (акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, договоры аренды и др.) целевое использование земельного участка должно также предусматривать ведение личного подсобного хозяйства.

В силу п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Из материалов дела следует, что <дата> ФИО1 ФИО32 действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 ФИО34 обратился с заявлением к Бикинскому городскому прокурору о защите нарушенных прав.

В связи с возникшей чрезвычайной ситуацией <дата> ФИО1 ФИО33 действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына ФИО1 ФИО35 обратился с заявлением к главе Оренбургского сельского поселения с просьбой включить их в список граждан на оказание единовременной материальной помощи, так как приусадебный земельный участок, оказался в зоне чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела следует, что на основании договора безвозмездного пользования находящегося в государственной собственности земельного участка от <дата>, Роговой ФИО36 в безвозмездное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером из земель населенных пунктов, расположенный по адресу :<адрес>, для индивидуального жилищного строительства, площадью 3765 кв. метров.

Согласно копии паспорта серия выданного отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> от <дата>, ФИО1 ФИО37 с <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из свидетельства о рождении II-ДВ , выданного отделом ЗАГСа администрации Бикинского муниципального района <адрес><дата> следует, что родителями ФИО1 ФИО38, <дата> года рождения, уроженца <адрес> края являются ФИО1 ФИО39. и Кучур ФИО40

Согласно свидетельства о регистрации по месту жительства ФИО1 ФИО41., <дата> года рождения с <дата> зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Основанием для отказа в получении финансовой помощи истцу, послужило отсутствие полного комплекта документов (выписки из домовой книги) установить факт причиненного ущерба (потери урожая) комиссией не представляется возможным, что подтверждается ответом администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>.

Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Как следует из ст. 11 ГПК РФзащиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

В судебном заседании установлено, что в период паводка в августе – <дата> года земельный участок истца по адресу: <адрес> попал в зону затопления и пострадал, в результате чего, условия его жизнедеятельности были нарушены в связи с чрезвычайной ситуацией.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истцом предоставлено достаточно доказательств, подтверждающих факт того, что ФИО1 ФИО42 и ФИО1 ФИО43 являются лицами, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – паводка, имевшего место в июле– <дата> года на территории <адрес> сельского поселения Бикинского муниципального района<адрес>.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление Бикинского городского прокурора, действующего в интересах ФИО1 ФИО44, ФИО1 ФИО45 администрации <адрес> муниципального района <адрес>, ФИО4 <адрес> по гражданской защите, администрации <адрес> сельского поселения Бикинского муниципального района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами, возложении обязанности по включению граждан в список на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить.

Признать ФИО1 ФИО46, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, ФИО1 ФИО47, <дата> года рождения, уроженца <адрес> края, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – подтопления паводковыми водами на территории <адрес> поселения <адрес> муниципального района.

Обязать администрацию Бикинского муниципального района включить ФИО1 ФИО49, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, ФИО1 ФИО48, <дата> года рождения, уроженца <адрес> края, в список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате подтопления паводковыми водами на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.

Судья Л.И. Добродеева

Решение суда в окончательной форме принято <дата>.