ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/20 от 28.08.2020 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-291/2020

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Федоровой Ю.А.,

с участием представителя истца - помощника военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре Явникова И.Е., действующего на основании доверенности от 20 августа 2020 года

представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от 19 января 2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределённого круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Комсомольский районный суд с иском к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о возложении обязанности, указывая, что Военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ «ЦЖКУ» по ВВО требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при начислении платы за содержание жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах (далее - МЖД) по адресу: <адрес>, военный городок . Согласно п. 13 Устава основными целями деятельности ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации 26.09.2017 между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, согласно которому ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ приняло на себя обязательство по оперативному управлению жилыми домами Минобороны России, в том числе расположенным по адресу: <адрес>. Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации текущее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме - это перечень необходимых сезонных и иных работ, проводимых с целью поддержания дома в надлежащем внешнем и функциональном виде, устранение недочетов и неполадок для комфортного проживания собственников в своих квартирах. Пунктами 4 и 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнению работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организация, осуществляющая управление МЖД, обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений. Требования к качеству оказания работ и услуг изложены в Правилах по содержанию имущества многоквартирного дома, утвержденных эти же Постановлением Правительства. В соответствии со ст. 10 Правил по содержанию имущества многоквартирного дома общедомовое имущество должно содержаться с учетом требований законодательства Российской Федерации. Кроме того, управляющая компания должна отслеживать состояние общей собственности и предотвращать ее порчу. Аналогичные требования указаны в пп. 2.1, 4.14 и 4.17 договора от 26.09.2017. При этом, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Установлено, что сумма полученных в 2017 г. от жильцов денежных средств на содержание и текущий ремонт <адрес> составляет 389 111,14 руб., в 2018 г. - И 657 350,1 руб., а в 2019 г. - И 310 952,51 руб., при этом сумма израсходованных ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России денежных средств на содержание и текущий ремонт составила в 2018 г. 765 601,6 руб. (6,5% от полученных денежных средств), в 2019 г. - 2 007 333,24 руб. (17,7% от полученных денежных средств), а в 2017 г. денежные средства на содержание и текущий ремонт дома не расходовались. Перечень работ, входящих в плату за содержание жилья, содержится в приложении Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. «МДК 2-04.2004», утвержденного Госстроем России. Так, в соответствии с приложением МДК 2-04.2004 при обнаружении: воды в подвале производится ее откачка, отслоившейся отделки наружной поверхности стен производится ее отбивка, неплотного притвора дверей производится укрепление или регулировка пружин, доводчиков и амортизаторов, не запретных электрощитов (электрошкафов) производится ремонт запирающих устройств и закрытие на замки, трещин в кровле производится промазка кровельных фальцев и образовавшихся свищей мастиками, герметиком, отсутствия на оконных рамах фурнитуру (ручек) производится установка или укрепление ручек и шпингалетов. При этом, санитарная уборка жилищного фонда производится: ежедневное влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2 этажей; еженедельное влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа и ежемесячное мытье лестничных площадок и маршей. Вместе с тем, при проведенном 29.04.2020 осмотре домов по <адрес> установлено, что в нарушение ст. 10 Правил по содержанию имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, приложения Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. «МДК 2-04.2004», утвержденного Госстроем России, пп. 3.2.8, 3.2.9, 4.1.1, 4.1.3, 4.4.1, 4.8.6, 4.8.12, 4.8.14 и 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, во всех вышеуказанных домах периодичность ремонта подъездов (один раз три года) не соблюдается, меры предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий не обеспечиваются, полы во всех подъездах в чистоте не содержатся, восстановление защитно-отделочных покрытий не обеспечивается, деревянные поручни отсутствуют, входные двери не имеют плотные притворы, фурнитура на окнах и дверях (ручки, скобянка) отсутствует, кровля имеет повреждения, в связи с чем при выпадении атмосферных осадков образуются протечки, мокрая уборка всех поверхностей ежемесячно не выполняется, а текущий ремонт всех вышеперечисленных домов в 2017 - 2020 г.г. не осуществлялся (Приложение ). При этом факт оказания услуг ненадлежащего качества носит длительный и системный характер, что подтверждается актами весенних и осенних осмотров за период с 2017 г. по настоящее время, а также внесенными начальникам служб и филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России документами прокурорского реагирования (исх. от 01.10.2018, от 07.12.2018, от 23.05.2019, от 28.02.2020), согласно ответам на которые (исх. от 01.11.2018, /ЖКС/2/88 от 23.06.2019, от 23.03.2020) нарушения устранены, что фактически не соответствует действительности. Таким образом, в связи с ненадлежащим оказанием ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России услуг по содержанию и ремонту общего имущества в жилищном фонде, расположенном по адресу: <адрес>, стоимость этих услуг (работ) подлежит уменьшению и, как следствие, перерасчету. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. При этом, конкретный круг лиц, в защиту которых предъявляется настоящее исковое заявление, не может быть определен в виду того, что в системе Минобороны России на регулярной основе происходит ротация военнослужащих воинских частей , проживающих в МЖД по адресу: <адрес> (военный городок ). Просит обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в связи с оказанием услуг и выполнением работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества в течение одного месяца после вступления судебного решения в законную силу произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, за период с 01.10.2017 по 30.06.2020 в соответствии с порядком, установленным Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

В судебном заседании старший помощник военного прокурора Явников И.Е. на заявленных требованиях настаивал, просил их удовлетворить, поскольку ответчик ненадлежащим образом оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту жилых домов, переданных ему в управление Министерством обороны РФ. Полученные от жильцов домов денежные средства используются в неполном объеме на выполнение обязанностей по содержанию и текущему ремонту жилых помещений.

Представитель ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО1 просила в иске отказать, указывая, что многоквартирные дома, расположенные в <адрес>, являются собственностью Министерства обороны РФ. Обслуживание жилого фонда Минобороны России, осуществляется ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) на основании договора , заключенного между Министерством обороны РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. В соответствии с положениями указанного договора управляющая организация ФГБУ «ЦЖКУ» Министерство обороны РФ осуществляет надлежащее содержание общего имущества жилого фонда, а также предоставление коммунальных услуг граждан, проживающих в жилом фонде. Согласно п.2.2. Договора Учреждение оказывает услуги по управлению жилищным фондом, только в рамках заключенного договора и исключительно согласно указанному перечню (Приложение к договору). Основания проведения перерасчета жилого фонда за ненадлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества, указанные представителем военного прокурора в исковом заявлении, не подтверждаются никакими доказательствами по ненадлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества. Плановые акты весеннего и осеннего осмотра, составляются представителями Учреждения для своего внутреннего состоянии, без проведения капитального ремонта с момента их постройки и все системы находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют не текущего, а именно капитального ремонта. Более того, план проведения текущего ремонта сформирован в пределах выделенных бюджетных средств, сформирована заявка на проведение необходимых работ по капитальному ремонту, направленная в установленном порядке собственнику жилого фонда. Доказательства, что ответчик оказывает услуги и выполняет работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества ненадлежащего качества и (или) с перерывами превышающую установленную продолжительность не представлены. Просила в иске отказать.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В судебном заседании установлено, что управление и эксплуатацию жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на основании договора управления от 26 сентября 2017 года , заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее договор от 26 сентября 2017 года ).

В состав переданного в управление ответчика жилищного фонда включены многоквартирные жилые дома с. расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно п.1.3 договора от 26 сентября 2017 года , настоящий договор заключен с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.

Управляющая организация обязана осуществлять управление жилищным фондом в соответствии с условиями договора, а также Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" и другими правовыми актами, регламентирующими правоотношения в сфере управления многоквартирными домами, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности и защиты прав потребителей.

Управляющая организация обязана осуществлять управление жилищным фондом в соответствии с условиями договора, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года № 290 и законодательством Российской Федерации, в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов, в том числе:

обязано обеспечивать содержание и ремонт общего имущества с многоквартирном доме в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, с техническими соглашениями, заключенными с заказчиком (уполномоченным представителем). В случае оказания услуг ненадлежащего качества управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет;

предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества нанимателям и проживающим вместе с ними лицам, в соответствии с Перечнем коммунальных услуг, указанных в технических соглашениях, заключенных заказчиком (уполномоченным представителем) с управляющей организацией (и.3.1.1 договора управления).

В соответствии с п. 3.1.13 договора от 26 сентября 2017 года , в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана провести перерасчет платы за коммунальные услуги в порядке, установленном настоящим договором.

В силу п. 3.1.21 договора от 26 сентября 2017 года , управляющая компания обязана по требованию нанимателя производить сверку платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги и выдавать документы, подтверждающие правильность начисления платы с учетом соответствия их качества обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с п. 3.1.22 договора от 26 сентября 2017 года , управляющая компания обязана предоставлять заказчику (его уполномоченному представителю) отчет о выполнении договора и технических соглашений за истекший календарный год в течение 1 квартала, следующего за истекшим годом действия договора и не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока его действия. В отчете указывается соответствие фактических перечня, количества и качества услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в жилищном фонде перечню и размеру платы, указанному в договоре, количество предложений, заявлений и жалоб нанимателей, или иных пользователей помещений в жилищном фонде и принятых мерах по устранению указанных в них недостатков в установленные сроки.

26 апреля 2020 года старшим помощником военного прокурора Явниковым И.Е. проведена проверка многоквартирных домов в <адрес> по соответствие ПиН ТЭЖФ (правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170. В ходе осмотров жилых домов выявлены нарушения, которые отражены в акте проверки от 29 апреля 2020 года и выражены в том, что в подвальном помещении влажный грунт, захламление бытовым и строительным мусором, отсутствует освещение, наблюдается отслоение окрасочного слоя на ограждающих конструкциях стен лестничных клеток, отсутствуют деревянные поручни, полы в подъездах имеют сколы, входные двери имеют неплотный притвор, отсутствует фурнитура, наблюдаются следы увлажнения ограждающих конструкций потолка и стен, слаботочные электрощиты на лестничных клетках открыты, тем самым нарушены требования ПиН ТЭЖФ.

Приложением к договору от 26 сентября 2017 года установлен перечень услуг по содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, переданного в управление ФКУ «ЦЖКУ».

Согласно п. 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации (п.7). Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения (п. 8).

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (п. 16 вышеуказанных Правил).

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм действующего жилищного законодательства следует, что единственным доказательством предоставления услуги ненадлежащего качества, которое служит основанием для произведения исполнителем услуг перерасчета платы, является акт нарушения качества услуги.

Доказательств того, что пользователи жилых помещений обращались с заявлением с претензией на качество предоставляемой им услуги по содержанию жилого фонда не представлено, соответствующие акты за период с 1 октября 2017 года по 30 июня 2020 года в материалах дела отсутствует.

Как следует из представленных материалов дела, в минимальный перечень работ и услуг по управлению жилищным фондом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в жилищном фонде, переданного в управление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ входят уборка придомовой территории, содержание мест общего пользования, обслуживание мусоропроводов, озеленение, дезинсекция и дератизация, техобслуживание лифтов, вывоз ТБО, техническое обслуживание и ремонт системы дымоудаления, техническое обслуживание систем водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, системы отопления.

Вместе с тем, доказательств того, что поименованные в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах , расположенных по адресу: <адрес>, работы и услуги ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в период с 1 октября 2017 года по 30 июня 2020 года не оказывались либо оказывались ненадлежащего качества, и (или) с перерывами превышающую установленную продолжительность, прокурором не представлено.

Выявленные в ходе проверки 29 апреля 2020 года нарушения ПиН ТЭЖФ не могут служить основанием для снижения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, поскольку указанные ПиН ТЭЖФ определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.

Из представленных актов осмотров жилых домов следует, что им требуется проведение капитального ремонта.

Вместе с тем, ответчик проводит уборку мест общего пользования, выполняет работы по заявкам жильцов.

При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределённого круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме 31 августа 2020 года.

Судья Н.Ю.Богатырева