Мотивированное решение составлено 10.07.2012г.
Дело № 2–291/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2012 года
г. Оленегорск
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Вязниковой Н.А.,
при секретаре Семененко С.В.,
с участием помощника прокурора г. Оленегорска Крамаренко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности проведения технического учета и паспортизации автомобильной дороги по улице Космонавтов и автомобильной дороги по Ленинградскому проспекту в г.Оленегорске,
установил:
Прокурор г.Оленегорска обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности проведения технического учета и паспортизации автомобильной дороги по улице Космонавтов в г.Оленегорске.
Кроме того, прокурор г.Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности проведения технического и паспортизации автомобильной дороги по Ленинградскому проспекту в г.Оленегорске.
Определением суда гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
В обоснование исков указано, что в ходе проверки исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности было установлено ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечению безопасности дорожного движения на них. По состоянию на 10.04.2012г. в казне муниципального образования находятся 25 автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах муниципального образования. К числу данных автодорог отнесены, в том числе, асфальтированная автомобильная дорога по ул.Космонавтов и асфальтированная автомобильная дорога по Ленинградскому проспекту в г.Оленегорске.
Автомобильные дороги по улице Космонавтов и по Ленинградскому проспекту были приняты в муниципальную собственность от АООТ «ОЛКОН» 24.05.1995г. на основании постановления Администрации города № 220. Указанные автомобильные дороги закреплены в Перечне элементов улично-дорожной сети муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, утвержденном распоряжением Администрации города Оленегорска от 26.10.2011 № 611-р ( в ред от 15.03.2012 № 169-р).
Между тем, в нарушение требований статей 13, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статей 6, 13 Федерального закона № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения», п.п.4 п.15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования до настоящего времени Администрация города Оленегорска мер к техническому учету и паспортизации автомобильной дороги по улице Космонавтов и по Ленинградскому проспекту не предприняла. Мсиец считает, что данное обстоятельство не позволяет обеспечить обоснованное, целевое расходование бюджетных средств в целях надлежащего содержания муниципального имущества, может повлечь нарушение основных принципов бюджетной системы, кроме того, не проведение технического учета и паспортизации автомобильных дорог по улице Космонавтов и Ленинградскому проспекту в г.Оленегорске, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку пользователями автомобильных дорог являются любые физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения. Просит обязать ответчика провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги по улице Космонавтов и автомобильной дороги по Ленинградскому проспекту в г.Оленегорске в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Крамаренко А.С. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области ФИО1 исковые требования не признала, мотивируя свои возражения в представленном письменном отзыве. Ответчик считает, что технический, кадастровый паспорт дороги не является документом, определяющим техническое состояние дороги и потребность в ее ремонте, при этом положения нормативных документов, на которые ссылается истец, не обязывают органы местного самоуправления проводить техническую инвентаризацию и технический учет автомобильных дорог. Оценка технического состояния дорог в форме диагностики органами местного самоуправления проводится ежегодно при составлении, выполнении и корректировки муниципальных программ в области безопасности дорожного движения и при реализации муниципальных контрактов на выполнение ремонтов дорог. В судебном заседании представитель пояснила, что действующими на территории Российской Федерации техническими регламентами не предусмотрена обязательное проведение технического учета и паспортизации автомобильных дорог. Кроме того, пояснила, что ответчиком запланирована в ноябре 2012 г. разработка технических паспортов на улично-дорожную сеть города Оленегорска. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( Федеральный закон № 297-ФЗ) автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, являются собственностью городского округа. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) бремя содержания имущества несет его собственник.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них в силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения. Указанные положения содержатся в п.5 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией.
Согласно ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения; перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Указанным законом предусмотрено, что дорожной деятельностью является деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст.34 Устава муниципального образования органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, является Администрация города Оленегорска.
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность же по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам возложена на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Кроме того, в данном законе ( ст.17) предусмотрено содержание автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Приказом Минтранса Российской Федерации от 12.11.2007г. № 160 « Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» к числу работ по содержанию автомобильных дорог отнесена их паспортизация ( п.15). В соответствии с п.3 Порядка проведения оценки технического состояния дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 27.08.2009г. № 150, а также п.4 постановления Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 « О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения оценка производится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Установлено, что по состоянию на 10.04.2012 г. в казне муниципального образования находятся 25 автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах муниципального образования. К числу данных автодорог отнесены, в том числе, асфальтированные автомобильные дороги по улице Космонавтов и по Ленинградскому проспекту в г.Оленегорске. Указанные автомобильные дороги были приняты в муниципальную собственность от АООТ « Олкон» 24.05.1995 г. на основании постановления Администрации города № 220. Автомобильная дорога по улице Космонавтов под идентификационным номером 47417 ОП МГ 8 и автомобильная дорога по Ленинградскому проспекту под идентификационным номером 47417 ОП МГ 21 закреплены в Перечне элементов улично-дорожной сети муниципального образования горд Оленегорск с подведомственной территорией, утве5ржденном распоряжением Администрации города Оленегорска от 26.10.2011 № 611-р ( в ред. От 15.03.2012 № 169-р).
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются, подтверждаются представленными документами. Кроме того, ответчик не отрицает, что паспортизация указанных автомобильных не проводилась, их отсутствие не влияет на проводимую ежегодно органом местного самоуправление в форме диагностики оценку технического состояния дорог при составлении, выполнении и корректировки муниципальных программ в области безопасности дорожного движения и при реализации муниципальных контрактов на выполнение ремонтов дорог.
Между тем, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца, что непроведение технического учета и паспортизации рассматриваемых автомобильных дорог свидетельствует об отсутствии у органов местного самоуправления информации о техническом состоянии дороги, о ее безопасности в использовании, о необходимых мероприятиях для обеспечения безопасности дорожного движения на указанных автомобильных дорогах.
Из представленных документов видно, что в План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска на 2012 год ( номер заказа 4) запланирована на сентябрь 2012 г. разработка технических паспортов на улично-дорожную сеть города Оленегорска, затем были внесены изменения и срок исполнения установлен ноябрь 2012г.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, а также неопределенного круга лиц. Непроведение Администрацией города Оленегорска технического учета и паспортизации автомобильных дорог по ул.Космонавтов и по Ленинградскому проспекту в г.Оленегорске затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку пользователями автомобильных дорог являются любые физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения. Исходя из изложенного, исковые требования прокурора города Оленегорска правомерно заявлены в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать Администрацию муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог по улице Космонавтов и по Ленинградскому проспекту в г.Оленегорске Мурманской области в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Н.А.Вязникова
Решение вступило в законную силу.