ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/2013 от 08.07.2013 Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 8 июля 2013 года город Новосибирск

 Новосибирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Бахина А.А., при секретаре судебного заседания Рогачевой Е.С., с участием заявителя ФИО1, представителя начальника 2 отдела ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО2, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрел гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части № ефрейтора ФИО1 об оспаривании действий начальника 2 отдела ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных с принятием решения № 2/8 от 15 марта 2013 года.

 В судебном заседании военный суд, -

 УСТАНОВИЛ:

 Гришина обратилась в суд с заявлением, в котором указывает, что проходит военную службу по контракту в войсковой части № и подлежит увольнению с военной службы в отставку по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. При этом ее общая продолжительность военной службы на 1 января 2013 года составила более 24 лет.

 Далее ФИО1 указывает, что на основании ордера от 19 марта 1986 года ее супругу, на состав семьи из четырех человек (заявитель и двое детей) была предоставлена Министерством обороны РФ для постоянного проживания в закрытом военном городке трехкомнатная квартира общей площадью 49,3 кв.м., расположенная в <адрес>.

 Заявитель также указывает, что в связи с предстоящим увольнением с военной службы, проживанием в закрытом военном городке и в одном жилом помещении с бывшим супругом, с которым она развелась 15 февраля 2011 года, ею было избрано постоянное место жительства город Тихорецке Краснодарского края.

 Далее ФИО1 указывает, что согласно извещению № 146303 от 21 октября 2012 года 2 отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» (далее отдел «Центррегионжилье») распределил ей и ее сыну двухкомнатную квартиру в городе Тихорецке Краснодарского края, по улице Душистой, дом 51 квартира 11. При этом для заключения договора социального найма начальник отдела «Центррегионжилье» потребовала от нее сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства и представить справку о сдаче ранее полученного жилого помещения Министерству обороны РФ.

 ФИО1 также указывает, что в связи с непредставлением справки о сдаче ранее полученного жилого помещения Министерству обороны РФ начальник отдела «Центррегионжилье» решением от 10 января 2013 года № 2/2 отказала ФИО1 в заключение договора социального найма на распределенную ей и ее сыну двухкомнатную квартиру в городе Тихорецке Краснодарского края.

 Далее заявитель указывает, что решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2013 года действия начальника отдела Центррегионжилье», связанные с принятием решения от 10 января 2013 года № 2/2, были признаны незаконными и на должностное лицо была возложена обязанность заключить с ФИО1 договор социального найма на распределенную ей и ее сыну двухкомнатную квартиру в городе Тихорецке Краснодарского края.

 Заявитель также указывает, что начальник отдела «Центррегионжилье» обжаловав решение суда и не дожидаясь вынесения апелляционного определения 15 марта 2013 года вновь приняла решение № 2/8, в которым отменила ранее принятое решение того же должностного лица от 10 января 2013 года № 2/2 об отказе в заключение договора социального найма и вновь отказала ей в заключение договора социального найма на распределенную ей вышеуказанную квартиру в городе Тихорецке Краснодарского края, а также сняла ее, ФИО1, и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях вследствие того, что заявитель, выписавшись из жилого помещения, самовольно ухудшила свои жилищные условия.

 На основании изложенного заявитель ФИО1, с учетом произведенных уточнений, просит признать действие начальника отдела «Центррегионжилье», выразившееся в принятии решения № 2/8 от 15 марта 2013 года, незаконным и обязать указанное должностное лицо его отменить.

 Заявитель ФИО1 в судебном заседании вышеуказанные требования поддержала и просила их удовлетворить.

 Начальник отдела «Центррегионжилье» и руководитель ФКУ «УФО МО РФ по Свердловской области», надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного разбирательства, в суд не прибыли.

 Представитель начальника отдела «Центррегионжилье» ФИО2 требования заявления не признала, указав, что ФИО1 в 1986 года совместно с бывшим супругом и детьми была обеспечена Министерством обороны РФ для проживания трехкомнатной квартирой в закрытом военном городке по адресу: <...>, по установленным нормам. В последующем городок был исключен из перечня закрытых и заявитель фактически обеспечена по установленным нормам жилым помещением как в городе Новосибирске, так и в городе Краснодаре. После расторжения брака заявитель сохранила право пользования данной квартирой, однако, добровольно снявшись с регистрационного учета по вышеназванному адресу, заявитель оставила занимаемую ею часть жилого помещения бывшему супругу, тем самым утратила право пользования данным жилым помещением, в связи с чем утратила основания дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства и подлежит снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, заявитель ранее мер к выделению части жилого помещения из общей площади жилого помещения, обмену либо разделу данного жилого помещения не предпринимала и установленным порядком свою часть жилого помещения не сдала.

 Выслушав заявителя, представителя должностного лица и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно положениям п. 1 ст. 15 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей при продолжении военной службы свыше первых пяти лет предоставляются жилые помещения на общих основаниях. При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

 В силу положений п. 14 ст. 15 указанного Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

 Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в п. 14 ст. 15 этого Закона, определяется Правительством РФ.

 В целях реализации указанных социальных гарантий постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

 Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства указанной категории лиц, предоставления им жилья, а также определены случаи, при которых эти лица снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

 В соответствии с п.п. «г» и «и» п. 7 и пп. «д» п. 10 Правил определены основания признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, которыми являются наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках, а также избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и основания, при которых они не признаются таковыми, одним из которых является случаи когда их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

 В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, также регламентируется соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее - Инструкция).

 Согласно положениям пунктов 3, 10, 16, 17, 18 указанной Инструкции, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. При этом военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма или в его отказе принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, с военнослужащим не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, занимаемого им ранее и предоставления документов подтверждающих освобождение этого помещения, а также в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты военнослужащим до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения.

 Решением Городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 года № 94 принято «Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска», в соответствии с которым учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. метров и менее.

 Решением совета Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района от 29 января 2009 года № 89 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в Тихорецком городском поселении Тихорецкого района» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

 Анализ указанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что военнослужащий, заключивший контракт до 1 января 1998 года, имеющий общую выслугу более 10 лет, и увольняемый с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней может претендовать на обеспечение жилым помещением в собственность, либо по договору социального найма на общих основаниях в случае отсутствия у него жилого помещения, либо наличие жилого помещения менее учетной нормы, составляющей для города Новосибирска 12 кв. метров., а для города Тихорецка 10 кв. метров, либо проживание в закрытом военном городке и избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

 Согласно послужному списку ФИО1 непрерывно проходит военную службу на различных должностях с 8 июля 1988 года, в связи с чем ее выслуга на военной службе превышает 25 лет.

 ФИО1 в судебном заседании подтвердила изложенное, пояснив, что подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

 Согласно ордеру № 634257 от 19 мата 1986 года Г. С.А., а также членам его семьи: жене - ФИО1, дочери Н. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения и сыну А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения предоставлено жилое помещение, площадью 49,37 кв. метров по адресу: <адрес>.

 Брак между ФИО1 и Г. С.А. прекращен 15 февраля 2011 года, что подтверждается свидетельством о расторжении брака № от 15 февраля 2011 года.

 Согласно выписке из финансов – лицевого счета на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 49, 37 кв. метров, ответственным квартиросъемщиком является Г. С.А. и совместно с ним в данном жилом помещении проживают жена – ФИО1 и сын Г. А.С. При этом дочь – Г. Н.А. в 2000 году снята с регистрационного учета.

 Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2011 года № 1779-р, Новосибирская область исключена из перечня закрытых военных городков.

 Из приказа Министра обороны РФ от 3 декабря 2012 года № 3627 следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, предано в собственность муниципального образования города Новосибирска.

 В соответствии с ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса РФ, в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В судебном заседании ФИО1, подтвердив изложенное, пояснила, что ее дочь Наталья в 2000 году снялась с регистрационного учета по адресу вышеназванной квартиры и убыла на новое место жительства.

 Кроме того, ФИО1 пояснила, что по указанию начальника отдела «Центррегионжилье» она и ее сын 17 января 2012 года снялись с регистрационного учета по адресу: <...>, выехали из жилого помещения, арендовав иное жилое помещение и зарегистрировались по месту жительства при войсковой части лишь с целью сдачи части указанного жилого помещения Министерству обороны РФ, получения соответствующей справки и возможности в дальнейшем заключения договора социального найма на жилое помещение в городе Тихорецке. Однако отдел «Центррегионжилье» выдать справку в получении части жилого помещения отказывался, а судебным решением районного суда ей было отказано в разделении договора социального найма и разделении лицевого счета.

 Заявитель также пояснила, что в отношении нее самой, ее дочери и сына судебного решения об утрате права пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него не выносилось.

 Указанные обстоятельства были подтверждены представителем начальника отдела «Центррегионжилье» ФИО2.

 Таким образом, суд считает установленным, что, несмотря на расторжение брака, выезд из жилого помещения и снятие с регистрационного учета, заявитель, ее сын и дочь сохранили право пользования жилым помещением, полученным в 1986 году. При этом, ФИО1 и ее сын, как член семьи нанимателя жилого помещения с 1986 года обеспечены жилым помещением, размер которого, после его передачи муниципальным органам, превысил учетную норму на одного члена семьи (49,37/4= 12, 34 кв. метра).

 При этом каких-либо данных о том, что ФИО1 имеет права на жилые помещения, расположенные по избранному постоянному месту жительству в городе Тихореце, в суд должностным лицом не представлено.

 Следовательно, поскольку заявитель и ее сын установленным порядком обеспечены по договору социального найма жилым помещение расположенном в ином населенном пункте, а именно в городе Новосибирске, находящимся в муниципальной собственности, то ФИО1 и члена ее семьи могут претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма в городе Тихорецке в связи с избранием заявителем указанного города местом постоянного жительства после увольнения, только в случае сдачи указанного жилого помещения наймодателю.

 Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления, предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса РФ, оснований снятия их с учета.

 В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты им оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

 Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что военнослужащий утрачивает право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с прекращением юридических фактов, лежащих в основании возникновения данного права.

 В соответствии с п. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

 Анализ вышеприведенной правовой нормы позволяет сделать вывод, что в случае отчуждения жилого помещения в определенный период времени, предшествующий предоставлению жилья, размер предоставляемого жилого помещения, рассчитанный по общим правилам, уменьшается на число квадратных метров, равное площади отчужденного жилья.

 Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку заявитель избрала постоянным местом жительства после увольнения с военной службы город Тихорецк, в указанном городе жилым помещением не обеспечена, то исключение Новосибирской области из перечня закрытых военных городков и превышением у ФИО1 и ее сына учетной нормы жилого помещения на одного члена семьи в городе Новосибирске и городе Тихорецке, а также выезд заявителя и ее сына из жилого помещения и снятие с регистрационного учета не является, утратой Гришиной основания состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

 Из решения начальника отдела «Центррегионжилье» от 15 марта 2013 года № 2/8 усматривается, что им отменено ранее принятое тем же должностным лицом решение № 2/2 от 10 января 2013 года об отказе ФИО1 в заключение договора социального найма на квартиру в <адрес>, и вновь отказано в заключение договора социального найма на туже квартиру, ФИО1 и члены ее семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях ввиду утраты оснований, дающих им право на получение помещения по договору социального найма.

 Как видно из указанного решения органа жилищного обеспечения оно не согласуется с вышеуказанными выводами суда в части разрешения вопроса о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилом помещении.

 Кроме того, решением начальника отдела «Центррегионжилье» от 15 марта 2013 года № 2/8 содержит также положения об отмене решения того же должностного лица от 10 января 2013 года № 2/2 и о повторном отказе в заключение с ФИО1 и ее сыном договора социального найма на квартиру в <адрес>.

 Однако какие-либо мотивы и доводы принятия таких решений должностным лицом в решении от 15 марта 2013 года № 2/8 не приведены, в связи с чем суд лишен возможности оценить их и принять по ним решение.

 В судебном заседании представитель начальника отдела «Центррегионжилье» ФИО2 указала, что основаниями снятия ФИО1 и члена ее семьи с учета нуждающихся для начальника отдела «Центррегионжилье» помимо утраты ею и членом ее семьи права пользования жилым помещением явилось исключение Новосибирской области из перечня закрытых военных городков и невозможность ФИО1 сдачи жилого помещения. Основанием к повторному отказу в заключение с ФИО1 договора социального найма для начальника отдела «Центррегионжилье» явилось не предоставление ФИО1 справки о сдаче жилья. При этом представитель ФИО2 также не смогла пояснить по каким причинам начальник отдела «Центррегионжилье» не указала данное основание в принятом решении, а также, по каким причинам начальник отдела «Центррегионжилье» отменила до вынесения апелляционного определения свое решение № 2/2 от 10 января 2013 года.

 Анализируя указанные обстоятельства в совокупности с исследованными доказательствами, суд делает вывод о том, что начальник отдела «Центррегионжилье», располагая представленными заявителем документами, принимая решение от 15 марта 2013 года № 2/8 об отмене ранее принятого решения № 2/2 от 10 января 2013 года об отказе в заключение договора социального найма, отказе в заключение договора социального найма и снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, руководствовалась как иными выводами, так и выводами не отраженными в решении.

 Следовательно, выводы начальника отдела «Центррегионжилье» не соответствуют фактическим данным, отраженным в решении от 15 марта 2013 года № 2/8, что свидетельствует о незаконности действий должностного лица при принятии решения, повлекшее в свою очередь нарушение жилищных прав ФИО1.

 На основании изложенного, суд находит действия начальника отдела «Центррегионжилье», связанные с принятием решения от 15 марта 2013 года № 2/8 об отмене ранее принятого решения № 2/2 от 10 января 2013 года об отказе в заключение договора социального найма, отказе в заключение договора социального найма и снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, незаконными и нарушающими жилищные права ФИО1, в связи с чем считает необходимым возложить на указанной должностное лицо обязанность его отменить.

 Руководствуясь ст. ст. 194-197, 199, 258 ГПК РФ, военный суд,

 РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1 признать обоснованным.

 Решение начальника 2 отдела ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 15 марта 2013 года № 2/8 об отмене ранее принятого решения № 2/2 от 10 января 2013 года об отказе в заключение договора социального найма, отказе в заключение договора социального найма и снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, признать незаконным.

 Обязать начальника 2 отдела ФКГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить решение от 15 марта 2013 года № 2/8 об отмене ранее принятого решения № 2/2 от 10 января 2013 года об отказе в заключение договора социального найма, отказе в заключение договора социального найма и снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях.

 В счет возмещения судебных расходов, взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области» в пользу ФИО1 200 (двести) рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий А.А. Бахин