Гр. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2014 г. г. Улан-Удэ
Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Цыденова Н.М., при секретаре Цыреновой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», Министерству финансов Республики Бурятия, Министерству образования и науки Республики Бурятия об обязании выделить денежные средства на приобретение учебников, обязании приобрести учебники
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц просит обязать Министерство финансов Республики Бурятия выделись за счет средств казны Республики Бурятия денежные средства в размере 400910 руб. на приобретение учебников для муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15», обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 15» приобрести на выделенные денежные средства учебники.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15». Установлено, что в нарушение требований законодательства об образовании МБОУ «ООШ № 15» не обеспечено в полном объеме учебными пособиями. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в библиотеку школы поступило всего 773 учебника. В полном объеме учебниками обеспечены лишь ученики 1-3 классов. Согласно информации учреждения для обеспечения учебниками учащихся 4-9 классов необходимо 1015 учебников различных наименований (согласно перечню) на общую сумму 400910 рублей.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Сметанина И.Г., исковые требования уточнила. Просит обязать Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство образования Республики Бурятия выделить денежные средства в размере 400910 рублей на приобретение учебников для муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15» в солидарном порядке. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 15» приобрести на выделенные денежные средства учебники для 5-9 классов.
Представитель ответчика директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» ФИО1, исковые требования иск прокурора поддерживает.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Бурятия ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что в соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов па оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Следовательно, государственные полномочия Республики Бурятия, предусмотренные п. 13 ч. 2 ст. 26.3 вышеуказанного закона, выражаются в передачи субвенций местным бюджетам и в законодательном установлении нормативов соответствующих расходов. Нормативы финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений, а также Методика определения объема субвенций местным бюджетам на финансовое обеспечение муниципальных общеобразовательных учреждений утверждены Законом Республики Бурятия от 11.07.2011 г. № 2210-1V «О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республики Бурятии». В п. 1.2. Методики определения объема субвенций местным бюджетам на финансовое обеспечение муниципальных общеобразовательных учреждений указано, что в субвенцию включаются следующие расходы: па оплату труда и выплаты по оплате труда (далее - оплата труда); на обеспечение образовательного процесса (учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы, канцелярские и хозяйственные нужды) (далее - материальные затраты); на компенсационные выплаты за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий (далее - методическая литература). Размер субвенции местным бюджетам рассчитывается по формуле Sобщi= Si+Pi, где Sобщ-это общий годовой объем субвенций для муниципального образования, тыс. рублей. Si - объем субвенций на оплату труда, тыс. рублей, Pi - объем субвенций на материальные затраты и методическую литературу, тыс. рублей, (п. 1.3. Методики).
В свою очередь, объем субвенций на материальные затраты и методическую литературу рассчитывается но формуле: Pi = Si х Р, где Si -объем субвенций на оплату труда, тыс. рублей, Р - размер расходов на материальные затраты и методическую литературу. Расходы на материальные затраты и методическую литературу устанавливаются в размере 2,4 % от расходов на оплату труда, (п. 1.5. Методики).
В статьях 4 и 5 Законом Республики Бурятия от 11.07.2011 г. № 2210-1V «О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республики Бурятия» закреплено, что размер нормативов финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений и государственных общеобразовательных учреждений подлежит индексации в соответствии с Законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Размеры субвенций местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений утверждается Законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию. Отсюда следует, что размер субсидии утверждается на каждый финансовый год с учетом методики, индексации нормативов и предложений муниципальных образований, представляемых Министерству образования и науки Республики Бурятия, которое в свою очередь представляет Министерству финансов Республики Бурятия, как органу, формирующему проект бюджета, свод предложений муниципальных образований с учетом своих доработок. Таким образом, Министерство финансов Республики Бурятия не имеет возможности и полномочий влиять на размер субсидии, а также ее распределение.
Помимо вышеуказанного, постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.07.2011 № 374 «О модернизации в 2011-2013 годах системы общего образования Республики Бурятия» утверждены Перечень мероприятий комплекса мер по модернизации системы общего образования Республики Бурятия в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно (Приложения № 2.1 и 2.2).
Согласно вышеуказанным перечням в ДД.ММ.ГГГГ на пополнение фондов школьных библиотек из федерального и республиканского бюджетов выделено 72 млн. рублей, а в ДД.ММ.ГГГГ 50 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 8 Порядка предоставления в ДД.ММ.ГГГГ средств на модернизацию системы общего образования Pecпублики Бурятия (Приложение № 3 к вышеуказанному постановлению) Министерство образования и науки Республики Бурятия самостоятельно распределяет вышеуказанные денежные средства путем размещения заказа в соответствии с решением Межведомственной комиссии по реализации комплекса мер, принятым на основании заявок муниципальных органов управлений образования и государственных образовательных учреждений.
В данном случае, у Министерства финансов Республики Бурятия также отсутствуют полномочия и возможность влиять на размер выделяемых денежных средств, так как их размер определяется соглашением между Российской Федерации и Субъектом Российской Федерации о предоставлении субвенции, и не имеет возможности влиять на распределение денежных средств, так как распределением данных средств между муниципальными образованиями занимается министерство образования и науки Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно Закону о республиканском бюджете Министерство образования и науки Республики Бурятия является главным распорядителем республиканского бюджета (по ведомственной принадлежности).
Положением о Министерстве образования и науки Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.10.2007 № 305, установлено, что Министерство образования и науки Республики Бурятия является органом исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, начального профессионального, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития технологий и научных центров Республики Бурятия, в области работы с молодежью па территории Республики Бурятия, а также по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным органом по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области образования. Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство образования и науки Республики Бурятия, к функциям которого относится обеспечение учебниками образовательные учреждения и которое является главным распорядителем средств республиканского бюджета (постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»). Просит в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Республики Бурятия отказать.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Бурятия ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Считает, что Министерство образования и науки Республики Бурятия не является надлежащим ответчиком по данному иску. Установленные пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 13 ч.2 ст.26.3 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на приобретение учебников, осуществляются посредством выделения субвенций местным бюджетам в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» к полномочиям Правительства Республики Бурятия относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на "Содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными законами Республики Бурятия.
Формирование объема расходной части республиканского бюджета производится на основе расходных обязательств Республики Бурятия. В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ, как публично-правового образования, возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов, заключения договоров (соглашений). Соответствующие расходные обязательства по порядку осуществления полномочий Республики Бурятия в части финансирования расходов на учебники установлены законодательством Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» утверждение республиканского бюджета в части расходов на образование относится к полномочиям Народного Хурала Республики Бурятия. Нормативы финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях установлены Законом РБ «О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия» от 11.07.2011 № 2210- IV, согласно которому в субвенцию включаются текущие расходы на материальное обеспечение образовательного процесса, в том числе на учебники и учебные пособия. В соответствии с принципом законности Министерство образования и науки Республики Бурятия не должно (не вправе) осуществлять действия, выходящие за пределы установленные законом. Распределение субвенций местным бюджетам из республиканского бюджета утверждается законом Республики Бурятия о республиканском бюджете по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. Минобразованием Республики Бурятия, утвержденные Законом РБ от 10.12.2010 № 1847- IV «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» бюджетные ассигнования на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования, направлены местным бюджетам в полном объеме, в том числе и Муниципальному образованию «Город Улан-Удэ», задолженностей перед местными бюджетами в указанной части нет. В своем отзыве представитель Министерства финансов Республики Бурятия, ссылаясь на пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, считает надлежащим ответчиком Министерство образования и науки Республики Бурятия. Считаем данную ссылку несостоятельной, поскольку указанная -норма применяется в случае взыскания компенсации морального вреда вследствие причинения вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов. Также считает необходимым привести примерный расчет потребности денежных средств на пополнение библиотечных фондов учебной литературой общеобразовательных учреждений республики (таблица ниже). Расчет подготовлен в соответствии с контингентом обучающихся по состоянию на начало ДД.ММ.ГГГГ учебного года. 1-3 классы обеспечены необходимой литературно за счет средств комплекса мер по модернизации системы общего образования ДД.ММ.ГГГГ. Для обеспечения учебниками учащихся 4-11 классов необходимо 425552130 руб.
Представитель третьего лица Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ в судебно е заседание не явился, был надлежаще извещен.
Выслушав участников процесса, и исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантированы государством.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об образовании в РФ» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ» (пп. 13 п. 2 ст. 26.3) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как пояснила в судебном заседании помощник прокурора, в ходе проведенной прокурорской проверки прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ было установлено, что МБОУ «основная общеобразовательная школа № 15» в нарушение требований законодательства не была обеспечена в полном объеме учебными пособиями. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в библиотеку школы поступило всего 773 учебника. В полном объеме учебниками обеспечены лишь ученики 1-3 классов. Согласно информации учреждения для обеспечения учебниками учащихся 4-9 классов необходимо 1015 учебников различных наименований (согласно перечню) на общую сумму 400910 руб.
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантированы государством.
Из анализа п.п. 13 п. 2 ст. 26.2 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об образовании в РФ» следует, что финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты РФ и производится за счет средств их казны. Согласно абз. 8 ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Вместе с тем, указанный способ защиты нарушенного права подлежит применению в том случае, когда должник обязан выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства. При этом ответчик на момент предъявления соответствующего требования должен иметь реальную возможность для его исполнения. Данных о том, что у Министерства образования и науки РБ и МФ РБ имеются гражданско-правовые обязательства перед МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» в части передачи ей учебников, указанных в заявлении прокурора, а также о том, что у Министерства образования и науки РБ имеется возможность для предоставления учебников, не представлено.
Таким образом, при обращении в суд с исковым заявлением о возложении на Министерство образования и науки РБ обязанности обеспечить школу комплектами учебников, прокурором был выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в заявлении поставлен вопрос о защите прав учащихся на обеспечение учебниками и учебными пособиями, путем исполнения соответствующего обязательства в натуре, в то время как данные о нарушении такого права на день рассмотрения дела, а также о возможности его восстановления указанным способом со стороны Министерства образования и науки РБ и Министерства финансов РБ, отсутствуют. Об указанном свидетельствует то обстоятельство, что Министерство образования и науки РБ не является главным распорядителем денежных средств бюджета из которого подлежат выделению денежные средства в виде соответствующих субвенций на осуществление образовательного процесса, а лишь распределяет такие денежные средства, поскольку, финансирование расходов на содержание и деятельность министерства. Данных о том, что денежные средства, выделенные в качестве субвенций на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, были распределены Министерством образования и науки не в полном объеме суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круг лиц не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», Министерству финансов Республики Бурятия, Министерству образования и науки Республики Бурятия об обязании выделить денежные средства на приобретение учебников, обязании приобрести учебники оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья Н.М.Цыденова