ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/2016 от 01.02.2016 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 февраля 2016 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Рощупкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания: Лебедевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-291\2016 по иску прокурора города Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах ФИО1 к департаменту по труду и социальной защите населения администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности по выплате единовременного пособия при рождении трёх и более детей, при одновременном рождении тройни,

У С Т А Н О В И Л:

Процессуальный истец прокурор г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к департаменту по труду и социальной защите населения администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности выплатить единовременное пособие при рождении трёх и более детей и единовременное пособие при одновременном рождении тройни в общей сумме 60 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной по обращению ФИО1 прокурорской проверки установлен факт нарушения ответчиком требований законодательства в сфере соблюдения социальных прав граждан, выразившийся в принятии решений №№397,398,399,400 от 14 августа 2015 года об отказе семье ФИО1 в получении единовременных пособий при рождении трёх и более детей и при одновременном рождении тройни ввиду отсутствия российского гражданства у отца родившихся детей. Полагал о незаконности принятых ответчиком решений, поскольку в силу п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» действие данного закона распространяется на проживающих на территории РФ российских граждан, к которым относится ФИО1. Акцентировал внимание на противоречии положений ст. 18-2 Закона ЯНАО от 03 ноября 2006 года № 62 -ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе", предусматривающих возможность получения единовременного пособия при рождении детей при условии постоянного проживания обоих родителей в течение года до даты рождения ребенка на территории автономного округа, нормам ФЗ № 81-ФЗ "О государственном пособиях гражданам, имеющим детей", а также Конституции Российской Федерации, имеющих большую юридическую силу по отношению к закону субъекта РФ. Ссылаясь на положения Конституции РФ, ФЗ № 81-ФЗ "О государственном пособиях гражданам, имеющим детей" и Закона №62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе", просил обязать департамент по труду и социальной защите населения администрации муниципального образования город Салехард выплатить единовременные пособия при рождении трёх и более детей и при одновременном рождении тройни в общей сумме 60 000 рублей.

Истец ФИО1 и процессуальный истец помощник прокурора г. Салехард Ощепкова К.К. на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика департамента по труду и социальной защите населения администрации муниципального образования г. Салехард ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по изложенным в письменных возражениях относительно предмета исковых требований основаниям. Оспаривала возникновение у истца права на получение спорных пособий ввиду отсутствия у отца рожденных детей гражданства Российской Федерации и заявленный ко взысканию и несоответствующий закону общий размер пособий. Дополнительно пояснила, что в соответствии с Законом №62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" размер пособия при рождении второго ребенка, независимо от рождения его в тройне, составляет 5000 рублей, а не 15000 рублей как заявлено в иске. Представив расчет спорных пособий на общую сумму 50 000 рублей, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Право на социальное обеспечение одно из основных конституционных прав граждан.

В соответствии с пунктом 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находится под защитой государства. При этом, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.

Требования статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяют самостоятельность исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке и осуществлении мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 26.1 Федерального Закона № 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания в том числе, семей, имеющих детей.

Положения абзаца 5 статьи 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ определяют, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Требования Федерального Закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях граждан, имеющих детей" (далее Закон №-81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, а также определяет, что законодательство Российская Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных Законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

На основании абзацев 1 и 3 статьи 1 Закона №-81-ФЗ действие данного закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации, и постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев.

В силу ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, законно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам гарантирована государственная материальная поддержка материнства, отцовства и детства независимо от того, на какой основе они проживают на территории РФ - постоянной (при получении вида на жительство) или временной (при получении разрешения на временное проживание).

Как усматривается из материалов дела, истец ФИО1 вместе с супругом ФИО7 07 августа 2015 года обратились в Департамент по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехард с заявлением о получении единовременных пособий при рождении трёх и более детей и при одновременном рождении тройни, приложив необходимые для осуществления спорных выплат документы.Решениями ответчика №№ 397,398,399, 400 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в предоставлении государственной услуги ввиду того, что отец рожденной ДД.ММ.ГГГГ тройни детей ФИО7 является гражданином Республики Молдова, временно проживающим на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание.

Разрешая заявленные требования, суд находит вышеназванные решения ответчика незаконными ввиду их противоречия требованиям федерального и регионального законодательства.

В соответствии с ч.1,2 ст. 11 Закона № 81 -ФЗ, а также со ст.25 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 года № 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий" гражданам, имеющим детей", право на единовременное пособие при рождении ребёнка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

При этом, при одновременном рождении двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребёнка.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается также на нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Так, статьёй 18-2 Закона ЯНАО от 03 ноября 2006 года № 62-ЗАО " О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" (в редакции Закона ЯНАО от 01.12.2014 №105-ЗАО), предусмотрены для родителей из числа граждан Российской Федерации, не лишенные родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение единовременного пособия, следующие меры социальной поддержки в виде единовременного пособия: 1) при рождении второго ребенка - в размере 5000 рублей; 2) при рождении третьего и последующих детей - в размере 15000 рублей.

При одновременном рождении двух детей устанавливается дополнительно единовременное пособие в размере 10000 рублей на семью, при одновременном рождении трех и более - в размере 15000 рублей на семью.

При определении размера единовременного пособия при рождении второго и последующих детей учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка (ч.2 ст. 18-2 Закона ЯНАО от 03 ноября 2006 года № 62-ЗАО).

Единовременное пособие предоставляется, если родители (единственный родитель) в течение года до даты рождения ребенка постоянно проживают на территории автономного округа. Единовременное пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. Право на обращение за единовременным пособием имеет один из родителей (ч.3 ст. 18-2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО).

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей утвержден постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2012 года №1076-П «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребёнка или последующих детей», в соответствии с п.2.1 которого 2.1. право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей на каждого рожденного после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей, совместно постоянно проживающего с ним на территории автономного округа до достижения ребенком возраста трех лет, при соблюдении следующих условий: а) один из родителей (единственный родитель) является гражданином Российской Федерации; б) среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного постановлением Правительства автономного округа; г) третий ребенок или последующие дети не находятся на полном государственном обеспечении; д) родители в отношении своих детей не лишены родительских прав, не ограничены в родительских правах; е) один из родителей имеет до даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, не менее 6 месяцев непрерывной трудовой и (или) иной деятельности на территории автономного округа, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) и за этот период начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; ж) один из родителей (единственный родитель) постоянно проживает на территории автономного округа.

Под постоянным проживанием на территории автономного округа согласно настоящему Порядку понимается документально установленное (подтвержденное) в соответствии с законодательством Российской Федерации место жительства гражданина на территории автономного округа.

Между тем, ФИО1, будучи матерью четверых детей, в том числе и рожденной ДД.ММ.ГГГГ тройни, является постоянно проживающей на территории г. Салехарда гражданкой Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело копиями паспорта гражданина РФ, свидетельств о рождении детей, справкой о регистрации граждан и не оспорены сторонами.

Доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства, сторонами вопреки требований ст. 56 ГПК РФ не представлены.

Поскольку федеральное и региональное законодательство предусматривают право одного из родителей на обращение за единовременным пособием и его получение, и Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, гарантирует законно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам равные с российскими гражданами права, суд, учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе и длительность проживания ФИО7 на территории автономного округа и его отцовство в отношении рожденной ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> первой дочери ФИО2, а также руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, приходит к выводу о возникновении у ФИО1 при одновременном рождении тройни права на получение спорных единовременных пособий, предусмотренных статьёй 18-2 Закона ЯНАО от 03 ноября 2006 года № 62-ЗАО " О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе".

Определяя подлежащий выплате общий размер единовременных пособий при рождении трёх и более детей и при одновременном рождении тройни, суд, учитывая наличие у истца первого ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исходит из положений статьи 18-2 Закона ЯНАО от 03 ноября 2006 года № 62-ЗАО " О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" и признает обоснованным представленный ответчиком расчет на общую сумму пособий в размере 50 000 рублей, рассчитанном следующим образом: 5000 рублей (при рождении второго ребенка) + 15000х2 (при рождении третьего и четвертого детей) + 15 000 рублей (при одновременном рождении тройни).

При этом, произведенный истцом расчет подлежащих выплате спорных единовременных пособий в общем размере 60 000 рублей суд считает не основанным требованиях вышеназванного закона и не подлежащим применению при разрешении заявленных требований.

При указанных обстоятельствах, заявленные исковые требования о возложении на ответчика обязанности по выплате единовременных пособий при рождении трех и более детей и при одновременном рождении тройни являются законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в размере 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах ФИО1 к Департаменту по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности по выплате единовременных пособий при рождении трех и более детей и при одновременном рождении тройни, удовлетворить частично.

Обязать Департамент по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования город Салехард выплатить ФИО1 единовременные пособия при рождении трёх и более детей и при одновременном рождении тройни в общем размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционных жалобы либо представления через Салехардский городской суд.

Председательствующий И.А.Рощупкина