ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/2016 от 02.03.2016 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2 - 291/2016 02 марта 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Агентству государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, Правительству Архангельской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, признании права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

истец ФИО2 обратился в суд с иском к Агентству государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, Правительству Архангельской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, признании права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в противопожарной службе. В настоящее время в должности водителя 1 класса автомобиля (пожарного) в Областном государственном казенном учреждении Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы ». Стаж работы в должности пожарного и водителя автомобиля (пожарного) составляет более 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области с заявлением о досрочном назначении досрочной трудовой пенсии. Решением Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области ему было отказано в назначении пенсии. Вступившим в законную силу решение Лешуконского районного суда Архангельской области от 15 апреля 2015 года ему было отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области о признании отказа включить в стаж работы периода трудовой деятельности с 01 января 2005 года по 14 января 2015 года на должностях Государственной противопожарной службы незаконным, включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы с 01 января 2005 года по 14 января 2015 года на должностях Государственной противопожарной службы в должности водителя автомобиля (пожарного), признании права на досрочную трудовую пенсию с момента обращения за пенсией с 14 января 2015 года, обязании назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области. В августе 2015 года он обратился к Агентству государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии со статьей 6 Областного закона «О пожарной безопасности в Архангельской области». Письмом от 08 сентября 2015 года № 01 - 19/981 ему фактически было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Полагает, что данные действия ответчиков являются незаконными и необоснованными.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители истца ФИО3, ФИО4, действовавшие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержали в полном объеме. Просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области ФИО5, действовавший на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, указав на их необоснованность.

Представитель ответчика Правительства Архангельской области ФИО6, действовавшая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, указав на то, что Правительство Архангельской области является ненадлежащим ответчиком.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства и представленными доказательства, приходит к следующему.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что истец с ДД.ММ.ГГГГ был принят в профессиональную пожарную часть <адрес> на должность пожарного.

С ДД.ММ.ГГГГ был переведен на должность водителя пожарного автомобиля пожарной части (до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ОГПС ГПС Архангельской области МЧС России.

С ДД.ММ.ГГГГ истец работает в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части ОГПС ГПС Архангельской области МЧС России.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области с заявлением о досрочном назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении пенсии, в связи с недостаточностью стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ.

Вступившим в законную силу решение Лешуконского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2 было отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области о признании отказа включить в стаж работы периода трудовой деятельности с 01 января 2005 года по 14 января 2015 года на должностях Государственной противопожарной службы незаконным, включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы с 01 января 2005 года по 14 января 2015 года на должностях Государственной противопожарной службы в должности водителя автомобиля (пожарного), признании права на досрочную трудовую пенсию с момента обращения за пенсией с 14 января 2015 года, обязании назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области.

В августе 2015 года истец ФИО2 обратился к Агентству государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии со статьей 6 Областного закона «О пожарной безопасности в Архангельской области».

Письмом Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2 фактически было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что порядок назначения пенсий, в том числе, гражданам, проходившим службу в Государственной противопожарной службе, регламентирован Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 166-ФЗ), Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ № 400-ФЗ).

Функции по пенсионному обеспечению, в том числе, функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий, решению вопросов о досрочном назначении гражданам пенсии по старости в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, ФЗ № 166-ФЗ, ФЗ № 400-ФЗ и иными нормативным правовыми актами осуществляет Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В силу статьи 6 ФЗ № 166-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Архангельская область, являясь субъектом Российской Федерации, осуществляет за счет средств областного бюджета законодательное регулирование по реализации дополнительных к установленным федеральным страховым (трудовым) пенсиям мер социальной поддержки в порядке, установленном федеральным законами, областным законодательством и иными нормативными правовыми актами, но не регулирует вопросы назначения и выплаты указанных пенсий из собственных источников финансирования.

Пунктом 1 статьи 6 областного закона от 20 сентября 2005 года № 86 - 5 - ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» (далее - ОЗ № 86 - 5 - ОЗ) в качестве одной из гарантий правовой и социальной защиты работникам противопожарной службы установлено назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации по достижении ими возраста 50 лет при стаже работы в государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Однако в силу пункта 1 статьи 8 ОЗ № 86 - 5- ОЗ финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций работникам противопожарной службы, за исключением предусмотренных пунктом 1 статьи 6 ОЗ № 86 - 5 - ОЗ, которые осуществляются за счет средств федерального бюджета, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете.

Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере пенсионного обеспечения.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила).

Пунктами 3 - 4 Правил установлено, что граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

При этом граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лично, по почте либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственная противопожарная служба делится на федеральную противопожарную службу и противопожарные службы субъектов Российской Федерации. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы.

Распоряжением Главы администрации Архангельской области от 02 февраля 2005 года № 86р «Об областных государственных учреждениях государственной противопожарной службы Архангельской области» утвержден перечень государственных учреждений государственной противопожарной службы Архангельской области, передаваемых в ведение Управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты администрации Архангельской области.

Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 173-ФЗ) предусматривает право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и не предусматривает возможность назначения такой пенсии с учетом работы в противопожарной службе субъектов Российской федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05 февраля 2009 года № 552-0-0 обосновал дифференцированность предоставляемых пенсионных гарантий сотрудникам федеральных противопожарных служб и противопожарных служб субъектов Российской Федерации тем, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Такое право для работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ не установлено.

В соответствии со статьей 8 Устава Архангельской области исполнительную власть в Архангельской области осуществляют - высший исполнительный орган государственной власти Архангельской области - Правительство Архангельской области, формируемое Губернатором Архангельской области, и иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области. Правительство Архангельской области возглавляется первым заместителем Губернатора Архангельской области - председателем Правительства Архангельской области.

Полномочия Правительства Архангельской области закреплены в Уставе Архангельской области (статья 31.2), областном законе от 20 мая 2009 года № 19-3-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» (статья 19), иных федеральных и областных законах.

Полномочия иных исполнительных органов государственной власти Архангельской области закреплены в положениях об исполнительных органах государственной власти Архангельской области (пункт 2 части 3 статьи 30 областного закона от 20 мая 2009 года № 19 - 3 - ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области»).

В соответствии с Положением об агентстве государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года № 197-пп, Агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Таким образом, Правительство Архангельской области и Агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области не осуществляют полномочий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе, досрочному назначению трудовых пенсий.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к Агентству государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, Правительству Архангельской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, признании права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Агентству государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, Правительству Архангельской области о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, признании права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Архангельского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 09 марта 2016 года

Копия верна

Судья Н.С. Моисеенко