ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/2018 от 18.01.2018 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

дело ...

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

... года ...

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.А. Львова, при секретаре судебного заседания Н.А. Большаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нияза Гарефетдиновича Хисамутдинова к акционерному обществу «Альфа-Банк» о взыскании денежных средств подлежащих возврату в рамках оказания услуги по обратному начислению средств согласно правилам международной платежной системы MasterCard компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

Хисамутдинов Н.Г. обратился в Нижнекамский городской суд Республики Татарстан к АО «Альфа-Банк» с вышеуказанными требованиями.

В обоснование иска указано, что на сайте algashop.ru Хисамутдинов Н.Г. заказал изготовление сайта-портала (сервис «изготовление и продвижение Интернет-сайтов») и оплатил заказ, стоимостью 805509 руб., с использованием банковской карты Mastercard, выпущенной ПАО «Сбербанк России». Оплата происходила через указанный сайт посредством электронного перевода средств. Сайт-портал приобретался для использования в личных целях, для объединения единомышленников, занимающихся спортом.

Услуга не была оказана, сайт не работает, магазина не существует, связь с продавцом отсутствует, электронная почта, телефон заблокированы.

... истец обратился в ПАО «Сбербанк России», где у него открыт счет, с которого произведен перевод на расчетный счет получателя платежа, с просьбой провести процедуру возвратного платежа (chargeback). Возвратный платеж (chargeback) - процедура опротестования транзакции банком-эмитентом (в целях защиты прав плательщика), при которой сумма платежа безакцептно списывается со счета получателя (банка-эквайера) и возвращается плательщику, после чего обязанность доказывания истинности транзакции возлагается на получателя. Технология возврата платежа используется в системах взаиморасчетов по пластиковым картам.

В соответствии с Правилами платежной системы MasterCard, ПАО «Сбербанк России» направил финансовое требование в международную платежную систему «Мастер Кард», однако в процедуре возврата платежа было отказано, в связи с отклонением банком-эквайром данного требования. Банком-эквайром является АО «Альфа-Банк».

На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика АО «Альфа-Банк» денежные средства в размере 805509 руб. компенсацию морального вреда – 20000 руб., штраф.

Истец Хисамутдинов Н.Г. настаивал на удовлетворении заявленных требований, в обоснование своих доводов сослался на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель истца Хисамутдинова Н.Г. действующая на основании доверенности Сиразова Г.Ф., настаивала на удовлетворении заявленных требований, пояснив, что процедуру возвратного платежа (chargeback) должен провести банк-эквайер, которым в этом случае выступает ответчик АО «Альфа-Банк».

Ответчик АО «Альфа-Банк» в суд своего представителя не направил, представил отзыв, в котором с иском не согласился.

Суд, выслушав доводы истца и его представителя, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статье 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязан принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета) денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В силу статье 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Судом установлено, что ... на основании заявления Хисамутдинова Н.Г. ему была оформлена международная карта ПАО «Сбербанк» MasterCard Ctandart.

... истец обратился к ПАО «Сбербанк» с заявлением и претензией, согласно которым ..., ... и ... в интернет-магазине активировал услугу Интернет портал в компании Алгару, на общую сумму 805509 рублей, платеж был осуществлен с карты истца через сайт algashop.ru. Компания не исполнила в полном объёме услуги, тем самым нарушила договор. Так как истец оплатил услугу, но она ему не была оказана, обратился в ПАО «Сбербанк» с целью провести процедуру (chargeback) (отзыв платежа) по своим транзакциям в размере 805509 рублей, получив отказ Хисамутдинов Н.Г. обратился с иском суд к банку-эмитенту ПАО «Сбербанк».

Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от ... постановлено: исковые требования Хисамутдинова Н.Г. к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании денежных средств подлежащих возврату в рамках оказания услуги по обратному начислению средств согласно правилам международной платежной системы MasterCard, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ... решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от ... оставлено без изменения, апелляционная жалоба Хисамутдинова Н.Г. без удовлетворения.

Обращаясь с аналогичными исковыми требованиями к ответчику АО «Альфа-Банк» истец и его представитель утверждают, что процедуру возвратного платежа (chargeback) должен провести банк-эквайер, ответчик по делу.

Суд отмечает, что при проведении операции по получению услуги Интернет-сайтах торгово-сервисных точек, обслуживаемых сторонними банками истцом участвует держатель карты Хисамутдинов Н.Г., банк-эмитент карты (ПАО «Сбербанк»), платёжный посредник Payler-электронный платёжный сервис (ООО «Пэйлер»), торгово-сервисная точка (algashop.ru) и банк-эквайер (АО «Альфа-Банк»), обслуживающий торгово-сервисную точку.

Операции покупки инициируются клиентом посредством заполнения необходимых реквизитов операции на сайтах торгово-сервисных точек (algashop.ru). Далее клиент залогинивается на сайте, инициирует процесс пополнения своих внутренних кошельков, далее попадает на платёжную форму Payler (ООО «Пэйлер») на сайте algashop.ru. После этого от торгово-сервисной точки в адрес Банка-эквайера (Alfa-Bank), далее через банк-эквайер (АО «Альфа-Банк») в международную платежную систему (MasterCard), и далее, к банку-эмитенту карты (ПАО «Сбербанк») направляется запрос авторизации по операции, содержащий реквизиты операции, в том числе номер карты, сумма, валюта, дата, время операции, название торгово-сервисной точки, категория деятельности торгово-сервисной точки и т.д.

Запрос авторизации содержит информацию, которая позволяет эмитенту или одобрить или отклонить операцию. Например, он может содержать данные ПИН, которые эмитент может проверить и, таким образом, удостовериться, что лицо, осуществляющее операцию, является правомочным держателем карты. Коды в запросе авторизации будут свидетельствовать о том, были ли данные карты считаны с помощью магнитной ленты или чипа, введены в терминал вручную, переданы по мобильному телефону или введены держателем карты, совершающим покупки через Интернет.

При этом, часть 9 статьи 8 Федерального закона «О национальной платежной системе» закрепляет право клиента отозвать свое распоряжение о переводе денежных средств до наступления безотзывности перевода в порядке, установленном законодательством и договором с оператором электронных денежных средств. Аналогичное правило содержится и в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном Банком России ... N383-П, согласно пункту 2.14 которого отзыв распоряжения клиента осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств.

Понятие безотзывности перевода денежных средств приведено в пункте 14 статье 3 Федерального закона «О национальной платежной системе». Безотзывность денежных средств - это его характеристика, обозначающая отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени. Определение момента наступления безотзывности перевода денежных средств зависит от того, какие денежные средства переводятся - электронные или наличные (безналичные).

В силу пункта 2.14 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России ......-П) отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств.

Отзыв распоряжения, переданного в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету, осуществляется на основании заявления об отзыве в электронном виде или на бумажном носителе, представленного отправителем распоряжения в банк-эмитент.

Заявление об отзыве служит основанием для возврата (аннулирования) банком – эмитентом распоряжения.

Отзыв распоряжения получателя средств, предъявленного в банк плательщика через банк получателя средств, осуществляется через банк получателя средств. Банк получателя средств осуществляет отзыв распоряжения получателя средств путем направления в банк плательщика заявления об отзыве, составленного на основании заявления об отзыве получателя средств в электронном виде или заявления получателя средств на бумажном носителе, с проставлением даты поступления заявления получателя средств, штампа банка получателя средств и подписи уполномоченного лица банка получателя средств.

Отзыв распоряжения, переданного с использованием электронного средства платежа, осуществляется клиентом посредством отмены операции с использованием электронного средства платежа.

В отношении перевода электронных денежных средств действует правило, установленное частями 10, 15 статье 7 Федерального закона «О национальной платежной системе». Безотзывность перевода электронных денежных средств наступает после осуществления оператором электронных денежных средств одновременного принятия распоряжения клиента, уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.

Кроме того, согласно части 13 статье 7 Федерального закона «О национальной платежной системе» оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.

Согласно пункту 16 статье 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» окончательность перевода денежных средств обозначает предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени.

Как усматривается из материалов дела, ПАО «Сбербанк» на основании распоряжения держателя карты - истца по делу зачислил суммы денежного перевода на счет получателя. После получения претензии истца ПАО «Сбербанк России» инициирована процедура возврата платежей (chargeback), включая отправку финансовых требований в международную платежную систему MasterCard, но получило отказ.

Разрешая требования истца о взыскании денежных средств, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска, поскольку ответчик АО «Альфа-Банк» действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в частности Положением Центрального Банка Российской Федерации от ... N266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», действия ответчика соответствовали нормам гражданского законодательства.

Так же суд полагает отметить отсутствие правовых норм обязывающих банк-эквайер осуществить возврат денежных средств по спорным операциям непосредственно держателю карты.

Ссылка истца и его представителя на обязанность ответчика АО «Альфа-Банк» применить Правила платежной системы MasterCard в приоритетном перед национальным законодательством порядке, суд признает необоснованной, как противоречащую основным принципам Российского права.

Так, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В вышеприведенных положениях Федерального закона «О национальной платежной системе» также провозглашен принцип приоритета национального законодательства.

Кроме того, названные правила не относятся к международным договорам, подписанным Российской Федерацией и, в силу части 2 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае их противоречия гражданскому законодательству РФ применению не подлежат.

Согласно статье 15 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Принимая во внимание, что при рассмотрении дела не установлен факт нарушения ответчиком АО «Альфа-Банк» прав истца, требования Хисамутдинова Н.Г. о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Поскольку требование о взыскании и штрафа производно от основных исковых требований, в удовлетворении которых отказано, данное требование также отклоняется судом.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Нияза Гарефетдиновича Хисамутдинова к акционерному обществу «Альфа-Банк» о взыскании денежных средств подлежащих возврату в рамках оказания услуги по обратному начислению средств согласно правилам международной платежной системы MasterCard, компенсации морального вреда, штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

...

...

Судья Р.А. Львов

...

Подлинник данного документа подшит в гражданском деле ..., хранящемся в Нижнекамском городском суде РТ