ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/2021 от 31.03.2021 Сегежского городского суда (Республика Карелия)

Дело №2-291/2021 (10RS0016-01-2020-002617-41)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сегежа 31 марта 2021 года

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Скрипко Н.В.,

при помощнике судьи Киселевой С.В.

с участием представителя Администрации Сегежского муниципального района Тихомирова М.Н., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Кабонена Р.С., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Сегежского муниципального района к Лаврушову А.С. о взыскании задолженности по арендной плате,

установил:

Истец Администрация Сегежского муниципального района (далее – Администрация) обратилась в суд с названным иском к ответчику Лаврушову А.С. по тем основаниям, что 26 декабря 2005 года между администрацией г. Сегежа и Сегежского района, правопреемником которой является истец, и ИП Огородниковой Е.А. был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка. 22 апреля 2014 года между Огородниковой Е.А. и ответчиком заключены договоры дарения встроенного помещения ресторана «Выг», общей площадью 360,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Сегежа, ул. Мира, а также помещений, расположенных на первом этаже № 27, 28, II, III, IV этажах четырехэтажного здания гостиницы по адресу: г. Сегежа, ул. Гражданская, д. 6. После приобретения объекта недвижимости Лаврушов А.С. продолжил эксплуатацию земельного участка, предоставленного Администрацией Огородниковой Е.А. по договору аренды от 26 декабря 2005 года. Данный договор расторгнут не был, условия аренды до настоящего времени не изменены, следовательно, Лаврушов А.С., являясь собственником здания, обязан уплачивать установленную договором аренды земельного участка арендную плату за пользование земельным участком. Между тем ответчик обязательства по внесению арендной платы не исполняет, в связи с чем за период с 1 октября 2019 года по 30 июня 2020 года образовалась задолженность в сумме 57 012,92 руб., а также пени за период с 16 октября 2019 года по 24 сентября 2020 года в сумме 14 908,96 руб. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика обозначенную сумму задолженности по арендной плате и пени.

В дальнейшем истцом исковые требования увеличены: просит взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за период с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2020 года в сумме 91 634,72 руб., а также пени за несвоевременное внесение арендной платы за период с 16 октября 2019 года по 27 октября 2020 года в сумме 18 724,13 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Огородникова Е.А., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Представитель Администрации Сегежского муниципального района Тихомиров М.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что в связи с приобретением в собственность здания гостиницы и ресторана к ответчику перешло также право аренды земельного участка, в том числе с обязанностями по оплате арендной платы за него. Так как ответчиком дополнительное соглашение к договору не подписано, действуют все положения предыдущего документа, заключенного с Огородниковой. Площадь земельного участка не изменялась, судом было отказано ответчику в удовлетворении требований о признании договора не действующим. Оснований для снижения размера арендной платы, либо освобождения Лаврушова А.С. от ее оплаты за период действия ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции не имеется, законодательство в области льгот в части внесения арендной платы носит чрезвычайный характер, направлен на борьбу с последствиями COVID-19, требует обоснования невозможности пользоваться объектом аренды по независящим от арендатора обстоятельствам, а также имеет срок действия ограниченный 2020 годом. Кроме того обязанность арендодателя уменьшить арендную плату ввиду указанных обстоятельств законодательством не предусмотрена. Лаврушов А.С. в 2020 году не обращался ни в Министерство имущественных отношений РК, ни в администрацию Сегежского муниципального района с заявлением об уменьшении размера арендной платы либо отсрочке ее уплаты. Вопрос о заключении дополнительного соглашения к договору аренды об уменьшении арендной платы ответчиком не поднимался.

Ответчик Лаврушов А.С. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в судебное заседание своего представителя по нотариально-удостоверенной доверенности.

Представитель Лаврушова А.С. – Кабонен Р.С. в судебном заседании заявленные требования не признал, дополнительно пояснил, что здание, принадлежащее на праве собственности ответчику, занимает значительно меньшую площадь, нежели указано в договоре аренды земельного участка, в связи с чем размер арендной платы действительности не соответствует. Применять положения прежнего договора в указанной части не представляется возможным, так как договор между сторонами до настоящего времени не подписан, в связи с чем Лаврушов использует земельный участок по фактическому землепользованию, то есть менее указанной площади в размере 1 800 кв.м. Ходатайствовал о снижении размера взыскиваемой арендной платы за период введения ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вместе с тем пояснил, что ответчик непосредственно деятельность в области гостиничного бизнеса, либо по предоставлению продуктов питания и напитков не осуществляет, свою собственность сдает в аренду. Владеет зданиями ресторана и гостиницы, как физическое лицо, статуса индивидуального предпринимателя не имеет, учредителем юридических лиц не является.

Третье лицо Огородникова Е.А. в судебном заседании не участвовала, извещалась о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены. В направленном отзыве представитель по доверенности Макаров Д.А. полагал требования Администрации подлежащими удовлетворению, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды. Согласно ст. 42 ЗК РФ арендатор обязан своевременно производить платежи за землю. В силу ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Часть 1 ст. 611 ГК РФ обязывает арендодателя предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с положениями подп. 7 п. 4 ст. 1, п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Пункт 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ содержит аналогичные последствия для нового собственника недвижимости, находящейся на земельном участке.

В п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ указано, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.

Такие принципы определены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Судом установлено, что 26 декабря 2005 года между администрацией г. Сегежи и Сегежского района и ИП Огородниковой Е.А. заключен договор аренды земельного участка № 124, предоставленного для размещения и эксплуатации четырехэтажного здания. Согласно кадастровому плану земельного участка и акту приема-передачи спорный земельный участок площадью 1806 кв. м с кадастровым номером 10:06:01 07 20:5 (равнозначен кадастровому номеру 10:06:01 07 20:005) расположен по ул. Мира Сегежского кадастрового района г. Сегежи в восточной части кадастрового квартала 10:06:01 07 20. Договор заключен сроком до 30 ноября 2006 года, действителен с момента его регистрации – с 26 декабря 2005 года.

22 апреля 2014 года между Огородниковой Е.А. и Лаврушовым А.С. заключены договоры дарения встроенного помещения ресторана «Выг» общей площадью 360,5 кв. м, расположенного на 1 этаже 4-этажного дома по адресу: г. Сегежа, ул. Мира, и помещений, расположенных на 1 этаже № 27, 28, II, III, IV этажах четырехэтажного здания гостиницы по адресу: г. Сегежа, ул. Гражданская, д. 6. Указанные договоры зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 30 апреля 2014 года.

Переданный в аренду земельный участок располагается под зданием гостиницы, находящимся в настоящее время в собственности ответчика.

13 октября 2014 года Лаврушов А.С. прекратил статус индивидуального предпринимателя.

Администрация Сегежского муниципального района после получения 21 ноября 2017 года выписки из ЕГРН о состоявшемся между Огородниковой Е.А. и Лаврушовым А.С. переходе права собственности, направила в адрес ответчика дополнительное соглашение № 1504 к договору аренды № 124 от 26.12.2005 о внесении изменений в указанный договор аренды в части указания арендатором Лаврушова А.С. вместо Огородниковой Е.А. Указанное соглашение Лаврушовым А.С. подписано не было.

После приобретения объекта недвижимости ответчик продолжил эксплуатацию земельного участка, предоставленного Администрацией Огородниковой Е.А. по договору аренды. Условия договора аренды до настоящего времени не изменены. Ответчик переход прав по договору аренды земельного участка не зарегистрировал, арендную плату не вносил. Доказательств иного суду не представлено.

Дополнительное соглашение Лаврушовым А.С. до настоящего времени не подписано, в связи с чем договор с Администрацией у ответчика не заключался, продолжает действовать положения договора, заключенного 26.12.2005 года между администрацией г. Сегежи и Сегежского района и ИП Огородниковой Е.А.

Администрация Сегежского муниципального района после получения 21.11.2017 выписки из ЕГРН о состоявшемся между Огородниковой Е.А. и Лаврушовым А.С. переходе права собственности, направила в адрес ответчика дополнительное соглашение № 1504 к договору аренды № 124 от 26.12.2005 о внесении изменений в указанный договор аренды в части указания Лаврушова А.С. вместо Огородниковой Е.А. Указанное соглашение возвращено адресату с отметкой «истек срок хранения».

На основании п. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Лаврушов А.С., являясь собственником помещений, которые расположены на земельном участке, предоставленном по договору аренды № 124 от 26 декабря 2005 года прежнему владельцу данных помещений Огородниковой Е.А., с даты регистрации права собственности на недвижимость является арендатором земельного участка на условиях договора аренды № 124 от 26 декабря 2005 года, что влечет за собой обязанность по внесению арендной платы в соответствии с условиями договора. Отсутствие подписанного Лаврушовым А.С. договора аренды земельного участка не освобождает его от обязанности оплачивать фактическое пользование земельным участком в сумме, соответствующей размеру арендной платы.

Размер арендной платы, установленный п. 3.3 договора, в силу п. 6.1 договора может изменяться арендодателем в установленном порядке.

Согласно п. 3.3 договора в редакции дополнительного соглашения от 27 ноября 2017 года № 1504 размер арендной платы установлен в зависимости от площади, исчисляемой соразмерно занимаемой площади помещения в здании: за эксплуатацию помещения гостиницы – с площади 1379 кв. м в сумме 25917,06 руб. в год; за эксплуатацию встроенного помещения ресторана «Выг» - с площади 425,5 кв. м в сумме 59954,93 руб. в год.

Истец уведомлял ответчика об изменении арендной платы в 2019 и в 2020 году путем направления соответствующего письма с расчетами от 30 мая 2019 года.

8 июня 2020 года Администрация направила в адрес ответчика претензию об оплате задолженности по арендной плате, которая была им получена 15 июля 2020 года. Между тем, задолженность по арендной плате ответчиком по настоящее время не оплачена.

Пункт 3.4 договора аренды предусматривает внесение арендной платы ежеквартально не позднее 15 числа первого месяца каждого квартала.

За период с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2020 года истцом произведено начисление арендной платы в общем размере 91 634, 72 руб. Представленный расчёт судом проверен, является арифметически верным.

Доводы представителя ответчика об исчислении арендной платы по фактическому землепользованию участком только под зданием судом не принимаются, поскольку переданный в аренду земельный участок является неделимым, имеет единый кадастровый номер 10:06:01 07 20:5 (равнозначен кадастровому номеру 10:06:01 07 20:005).

Помимо прочего суд принимает во внимание положения п. 3.3 договора аренды, в соответствии с которым арендная плата исчисляется соразмерно занимаемой площади помещений в здании:

- за эксплуатацию помещения гостиницы – с площади 1 378 кв.м.;

- за эксплуатацию встроенного помещения ресторана «Выг» с площади 426 кв.м.

Пунктом 3.6 договора аренды предусмотрено, что не использование земельного участка арендатором не может служить основанием не вносить арендную плату.

Решением XVII сессии III созыва Сегежского городского Совета от 29 декабря 2003 года утверждено Положение о порядке передачи в аренду земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Сегежа и Сегежский район» (далее – Положение).

Пунктом 12 Положения предусмотрено, что изменение размера арендной платы производится арендодателем в соответствии с условиями договора аренды в двухстороннем порядке при изменении базовых составляющих Порядка расчета и другим уважительным причинам по решению Сегежского городского Совета. Расчет размера арендной платы при этом высылается в адрес арендатора не менее чем за 15 дней до изменения арендной платы.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимого имущества принадлежащие на праве собственности Лаврушову А.С. помещения имеют площадь 360,5 и 1169 кв.м., вместе с тем с заявлением о внесении в договор соответствующих изменений ни к истцу, ни к Министерству имущественных и земельных отношений не обращался.

Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 19 декабря 2019 года Лаврушову А.С. отказано в удовлетворении требований к администрации Сегежского муниципального района, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о расторжении договора аренды земельного участка, при этом суд установил, что Согласно сведениям Единого государственного реестра на земельном участке с кадастровым номером 10:06:0010720:5 общей площадью 1805 кв. м расположен объект недвижимости с кадастровым номером 10:06:0000000:3853.

Для использования здания, принадлежащего истцу, требуется не только земельный участок под пятном застройки, площадью 360,5 кв. м, но и прилегающая территория, необходимая для использования здания, которая и является предметом договора аренды. Данный земельный участок сформирован именно в таком размере, находится на кадастровом учете.

Как было установлено судебными актами по гражданским делам №№ 2-688/2018, 2-1690, договор аренды земельного участка № 124 от 26.12.2005 после 30.06.2006 Огородниковой Е.А. расторгнут не был.

Доказательств того, что фактически в пользование предоставлен земельный участок меньшей площадью, либо истец обращался с заявлением об уменьшении его размера, либо участок был преобразован, не представлено.

21.03.2019 истец обратился в администрацию Сегежского муниципального района с письмом о расторжении договора аренды в связи с отсутствием необходимости арендовать земельный участок.

Для рассмотрения вопроса о расторжении договора аренды администрация Сегежского муниципального района направила соответствующее письмо в Министерство (поступило 01.04.2019).

29 апреля 2019 года Министерством был дан ответ, согласно которому Министерство отказало в расторжении договора аренды. При этом истцом не было подписано дополнительное соглашение с администрацией или Министерством о замене стороны в договоре аренды, таким образом, стороной спорного договора он не является, за переоформлением земельно-правовых документов не обращался, следовательно, не может в настоящее время инициировать вопрос о расторжении договора аренды в судебном порядке.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, судом также отклоняется представленный в материалы дела расчет арендной платы со стороны ответчика, так как он произведен исходя из меньшего по площади земельного участка.

В части ходатайства Лаврушова А.С. о снижении размера взыскиваемой арендной платы на период введения ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 суд приходит к следующим выводам.

Указами Президента РФ от 25 марта 2020 года и от 2 апреля 2020 года, от 28 апреля 2020 года установлены нерабочие дни в период с 30 марта по 8 мая 2020 года включительно.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" (вступило в силу с даты его официального опубликования 6 апреля 2020 года) требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений.

Право на отсрочку уплаты арендной платы и на уменьшение ее размера на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно разъяснениям, приведенным в ответе на вопрос 5 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием на территории субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайно ситуации. Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу судебного акта о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы).

Если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.

Факт отнесения конкретного бизнеса к "наиболее пострадавшим отраслям" устанавливается на основании кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), указанного по состоянию на 01.03.2020 в сведениях ЕГРЮЛ или ЕГРИП о конкретной организации или индивидуальном предпринимателе. В случае отсутствия указанного вида деятельности в сведениях ЕГРЮЛ или ЕГРИП, право на отсрочку в соответствии с изложенными нормами права отсутствует.

Статьей 1 Постановления Правительства РК от 22 апреля 2020 года № 158-П "О некоторых вопросах аренды государственного имущества Республики Карелия" (далее – Постановление Правительства РК) установлено освободить от уплаты арендных платежей по договорам аренды государственного имущества Республики Карелия, составляющего государственную казну Республики Карелия (в том числе земельных участков):

а) за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года включительно арендаторов:

субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих виды деятельности в отраслях экономики Республики Карелия, в наибольшей степени пострадавших от введенных мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), перечень которых утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 23 апреля 2020 года N 169-П.

Освобождение от уплаты указанных арендных платежей осуществляется при наличии документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного в настоящем пункте вида деятельности (видов деятельности);

Уменьшить размер арендной платы на 50 процентов по договорам аренды государственного имущества Республики Карелия, составляющего государственную казну Республики Карелия (за исключением земельных участков), за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года включительно иным арендаторам, не указанным в пункте 1 настоящего постановления (ст. 1 Постановления Правительства РК).

В силу ст. 3 Постановления Правительства предоставить отсрочку уплаты арендных платежей по договорам аренды государственного имущества Республики Карелия, составляющего государственную казну Республики Карелия (в том числе земельных участков), арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и некоммерческим организациям за период с 12 марта по 1 октября 2020 года на срок, предложенный арендатором, но не позднее 31 декабря 2021 года.

В отношении задолженности, возникшей с 12 марта 2020 года, на период предоставления отсрочки уплаты арендных платежей начисление пени и штрафных санкций по договорам аренды не производить.

Настоящее постановление действует до 1 января 2021 года (ст. 7 Постановления Правительства РК).

Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", в котором за номером 5 указаны гостиничный бизнес - деятельность по предоставлению мест для временного проживания 55, за номером 6 – общественное питание, деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков 56.

Вместе с тем представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что Лаврушов А.С. является собственником спорных помещений, при этом статуса индивидуального предпринимателя не имеет, предпринимательскую деятельность без образования юридического лица не осуществляет, помещения сдает в аренду, непосредственно гостиничным бизнесом и общественным питанием не занимается.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Лаврушов А.С. не относится к числу лиц, на которого распространяются положения законодательства, позволяющие снизить размер арендной платы за период действия ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Пунктом 5.3 договора аренды предусмотрено, что при несвоевременном внесении арендной платы, установленной настоящим договором, с арендатора взимаются пени из расчета 0,1 % от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.

Истцом, в соответствии с условиями договора, учитывая неисполнение ответчиком обязанности по внесению арендной платы, начислены пени за период с 16.10.2019 по 27.10.2020 в размере 18 724,13 руб. Расчёт пеней ответчиком также не оспаривался.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика об отсутствии у Администрации полномочий на заключение договора аренды с Лаврушовым А.С. суд находит несостоятельными, так как указанный договор до настоящего времени не заключен, продолжает действовать договор аренды 2005 года.

В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21 декабря 2000 года N 263-0, положения п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть по существу - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.

Наличие оснований для снижения и критерии соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.

Принимая во внимание изложенное, заявление ответчика об уменьшении размера неустойки, обстоятельства дела, учитывая компенсационную природу неустойки, суд полагает возможным уменьшить сумму штрафных процентов с 14 908 руб. 96 коп. до 5 100 рублей, что в достаточной мере компенсирует последствия нарушения ответчиком своего обязательства, с учетом положений ст. 395 ГК РФ.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета Сегежского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3407,18 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации Сегежского муниципального района удовлетворить частично.

Взыскать с Лаврушова А.С. в пользу администрации Сегежского муниципального района задолженность по договору аренды земельного участка № 124 от 26.12.2005 за период с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 91 634 руб. 72 коп., пени за период с 16 октября 2019 года по 27 октября 2020 года в размере 5 100 руб.

Взыскать с Лаврушова А.С. в бюджет Сегежского муниципального района государственную пошлину в размере 3407 руб. 18 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Скрипко

Решение в окончательной форме изготовлено 6 апреля 2021 года