Дело № 2-39/2022
УИД: 39RS0013-01-2021-000820-32
Категория 2.211
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2022 года г.Озерск
Озерский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Мурашко Н.А., при секретаре судебного заседания Кореневской В.А., с участием представителя истца помощника прокурора Озерского района Калининградской области Крижановского А.С., представителя ответчика администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» Цоя О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района Калининградской области к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» об обязании установить мемориальный знак на воинском захоронении,
у с т а н о в и л:
Прокурор Озерского района Калининградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» (далее администрация МО «Озерский муниципальный округ») о возложении обязанности в срок шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить мемориальный знак на территории захоронения русских и немецких воинов, погибших в августе-сентябре 1914 года, расположенного в пос.Гаврилово Озерского района Калининградской области (с учетом уточнения исковых требований).
В обоснование иска указано, что прокуратурой Озерского района проведена проверка по факту соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об охране объектов культурного наследия, об увековечении памяти погибших при защите Отечества, в ходе которой установлено, что на территории МО «Озерский муниципальный округ» по адресу: Калининградская область, Озерский район, пос. Гаврилово, расположен объект культурного наследия местного (муниципального) значения – «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе-сентябре 1914 года», однако в нарушение установленных требований законодательства на спорном объекте культурного наследия отсутствует мемориальный знак. Непринятие мер к установлению мемориального знака на территории указанного захоронения, являющегося объектом культурного наследия, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, а также сохранение исторического и культурного наследия памятников истории и культуры.
В судебном заседании помощник прокурора Крижановский А.С. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Озерский муниципальный округ» Цой О.Б. уточненные исковые требования признал, при этом пояснил, что действительно указанное в иске захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе-сентябре 1914 года, находится на территории МО «Озерский муниципальный округ», является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения. Необходимость проведения работ по установке мемориального знака на спорном объекте культурного наследия не оспаривает.
Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, привлеченная к участию в деле в качестве органа, уполномоченного дать заключение по делу, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, представитель Службы в суд не явился, представлено заключение по делу, из которого следует, что согласно постановлению Правительства Калининградской области от 23.03.2007 № 132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» указанное выше воинское захоронение включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе-сентябре 1914 года», 1914 год.
Дело на основании определения суда рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные документы, письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23.03.2007 № 132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» утвержден перечень объектов культурного наследия (памятников культуры и истории) местного (муниципального) значения, в который включено «Захоронение русских и немецких воинов, погибших в августе-сентябре 1914 года, расположенное в пос.Гаврилово Озерского района Калининградской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно статье 6 указанного Федерального закона, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 0610.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
Согласно пункту 1 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной республики Германии об уходе за военными могилами в Российской Федерации и в Федеративной Республике Германии от 16.12.1992 стороны Соглашения обеспечивают защиту военных могил и вечный покой погибших в войнах с каждой из сторон в своем государстве.
Спорный объект культурного наследия местного (муниципального) значения, служит в первую очередь памятником, увековечивающим память русских и немецких воинов, погибших в августе-сентябре 1914 года. Защита и охрана таких памятников является показателем духовного здоровья общества, способствует сохранению исторической памяти и патриотического воспитания.
Согласно ст. 11 Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Между тем, как следует из проведенной прокуратурой Озерского района проверки соблюдения администрацией МО Озерский муниципальный округ» законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества, последней в нарушение требований статей 5, 11 Закона РФ от 14.01.1993№ 4292-1 не установлен мемориальный знак на территории захоронения русских и немецких воинов, погибших в августе-сентябре 1914 года, расположенного в пос. Гаврилово Озерского района Калининградской области.
Допущенное нарушение зафиксировано в Акте проверки исполнения федерального законодательства от 11.03.2022 и не оспаривается представителем ответчика.
Выявленные прокуратурой Озерского района в результате проверки нарушения со стороны ответчика нарушают права граждан, так как в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов России представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.
Таким образом, при указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, только в том случае, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска.
В силу положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение о возложении обязанности по обеспечению проведения работ по установлению мемориального знака должно быть исполнено – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок исполнения решения суда, с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.
Прокурор, а также орган местного самоуправления, в силу положений ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
исковые требования прокурора Озерского района Калининградской области к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» об обязании установить мемориальный знак на воинском захоронении удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» в срок шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить мемориальный знак на территории захоронения русских и немецких воинов, погибших в августе-сентябре 1914 года, расположенного в пос.Гаврилово Озерского района Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 апреля 2022 года.
Судья