ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-291/2023УИД от 19.07.2023 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2 –291/2023 УИД: 66RS0060-01-2023-000276-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,

при секретаре Рогожниковой В.А.,

с участием помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Евстегнеева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа (ОГРН: 1026601507360, ИНН 6657001957) о возложении обязанности в срок до 01.05.2024 устранить нарушения требований пожарной безопасности в следующих населенных пунктах:

Свой иск прокурор мотивировал тем, что в прокуратуру Шалинского района поступила информация ОНД и ПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 24.05.2023 № 526 о допущенных нарушениях правил пожарной безопасности администраций Шалинского городского округа, что явилось основанием для предъявления данного иска.

В мае 2023 на основании распоряжения № 95 от 28.04.2023 г. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах Шалинского городского округа (рабочий поселок Шаля, деревня Вогулка, деревня Гора, деревня Коптело-Шамары, деревня Коптелы, деревня Мартьяново, деревня Низ, деревня Павлы, деревня Пермяки, деревня Симонята, деревня Шигаево, деревня Юрмыс, поселок Бизь, поселок Вогулка, поселок Илим, поселок Козьял, поселок Колпаковка, поселок Унь, поселок Шамары, село Крюк, село Платоново, село Роща, село Сылва, село Чусовое) в отношении администрации Шалинского городского округа.

При проведении проверки 19 мая 2023 года ОНД и ПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области установлено, что не выполнены мероприятия по устранению выявленных нарушений в предписании № 47/1/1 по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 06.07.2022 года, срок устранения истек 01.04.2023 года.

Подобные нарушения ставят под угрозу пожарную безопасность населенных пунктов в случае возникновения лесного пожара, а также безопасность в лесах в случае возникновения возгорания на границе населенного пункта, примыкающего к лесу, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, юридических лиц, их имуществу.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Круг лиц в данном случае является неопределенным, поскольку отсутствует возможность индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Состав потенциальных истцов (заявителей) не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания. Вместе с тем, существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты права, общий для всех ответчик, то есть, имеет место факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц.

В силу статей 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Евстегнеев А.Н. иск поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям с уточнением срока исполнения обязательств не позднее 31.12.2024.

Ответчик Администрация Шалинского городского округа, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителя не обеспечила. Из ранее предоставленного отзыва (л.д. 56-61) следует, что Администрация Шалинского городского округа обратилась в Министерство общественной безопасности Свердловской области исх. № 141-01-45/5279 от 07.09.2022 с просьбой оказать помощь на согласительной комиссии по формированию бюджета на 2023 год и плановый период по увеличению расходных полномочий Шалинского городского округа на обеспечение пожарной безопасности на сумму 24513,6 тыс.руб. В ответе от 11.09.2022 № 25-01-42/6421 Министерство общественной безопасности Свердловской области сообщило, что в рамках наделенных полномочий Министерство поддержит это обращение в адрес Министерства финансов Свердловской области, в том числе в ходе проведения согласительных процедур по увеличению оценки расходных полномочий. 05.12.2022 в результате согласительных процедур по рассмотрению предложений органов местного самоуправления заместителем Министра финансов Климук С.Д. сделан следующий вывод, закрепленный в Протоколе согласования исходных данных к проекту бюджета на 2023 год по Шалинскому городскому округу: «Оценка расходных полномочий определена в сумме 924 тыс. рублей на основании единых для всех муниципальных образований подходов в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Финансирование заявленных мероприятий возможно осуществлять с учетом приоритетности задач местного бюджета». Таким образом, при рассмотрении проекта бюджета Шалинского городского округа, Министерство финансов Свердловской области согласовало ответчику сумму в 27 раз меньше запрошенной на меры первичной пожарной безопасности согласно предписаний уполномоченных государственных органов. Министерство общественной безопасности Свердловской области вообще уклонилось от какой либо поддержки муниципалитету. Шалинский городской округ является высокодотационной территорией Свердловской области; собственных доходов недостаточно для решения вопросов местного значения, включая обеспечение противопожарной безопасности на территории городского округа.

Указанные нарушения со стороны Министерства общественной безопасности Свердловской области Свердловской области от 16.12.2016 № 868-ПП, Министерство (не осуществление в полной мере полномочий по организации выполнения и осуществление мер пожарной безопасности на территории Свердловской области; экономического обеспечения мер пожарной безопасности), Министерстве финансов Свердловской области (не предоставление в полном объеме межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение) ставят под угрозу пожарную безопасность населенных пунктов Шалинского городского округа в случае возникновения лесного пожара, а также безопасность в лесах в случае возникновения возгорания на границе населенного пункта, примыкающего к лесу, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, юридических лиц, их имуществу, как указано в иске.

В связи с изложенным, срок устранения нарушения требований пожарной безопасности в населенных пунктах Шалинского городского округа до 01.05.2024 - является неразумным.

В случае удовлетворения иска ответчик объективно не сможет в полном объеме выполнить исковые требования при недостаточности финансирования (межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов), а также производить работы в весенний период 2024 года по созданию искусственных водоисточников и подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием. Также следует учитывать длительную процедуру исполнения работ согласно Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Министерство общественной безопасности, в отзыве (л.д. 71) просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Министерство общественной безопасности Свердловской области в соответствии с положением о Министерстве общественной безопасности Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 16.12.2016 № 868-ПП, является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения пожарной безопасности. Согласно федеральным законам от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относятся к компетенции органов местного самоуправления городского округа, и их финансовое обеспечение в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городски округов.

Создание условий для забора воды из источников наружного водоснабжение является обязанностью органов местного самоуправления муниципальных образований и расходным обязательством муниципального образования.

В части замечаний по непринятию мер по оповещению населения о пожаре, указанных в пунктах 5, 11, 14, 18, 22, 25, 27. 30, 32, 34, 36, 42, 47 и 51 таблицы, поясняют следующее.

В целях решения задач в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области в рамках возможностей областного бюджета разработан и утвержден план создания (развития местных автоматизированных систем централизованного оповещения и информирования населения муниципальных образований Свердловской области до 2024 года (далее - План).

Мероприятия Плана осуществляются в рамках государственной программы Свердловской области «Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2027 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 05.04.2017 № 229-ПП.

Согласно Плану для максимального охвата централизованным оповещением населения Свердловской области необходимо установить по одному пункту уличного оповещения (далее - УПО) во всех населенных пунктах Свердловской области с численностью населения более 100 человек.

В рамках исполнения Плана с 2017 года Министерством общественной безопасности Свердловской области установлены 14 УПО в следующих населенных пунктах Шалинского городского округа: п.г.т. Шаля - 3 УПО, по 1 УПО в поселках Шамары, Вогулка, Колпаковка, Сарга, Илим, Сабик, в селах Сылва, Роща, Платоново, Чусовое.

Указанные УПО могут быть использованы в качестве оповещения при пожаре.

Однако, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения как в рамках законодательства о пожарной безопасности, так и в рамках законодательства о гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций является полномочием и финансовым обязательством муниципального образования.

В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В случае недостаточности средств в бюджете городского округа органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о предоставлении из регионального бюджета бюджетам муниципальных образований субсидии на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Свердловской области от 15 июля 2005 года № 70-03 «Об отдельных межбюджетных трансфертах, предоставляемых из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области» в целях выравнивания бюджетной обеспеченности всех муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, ежегодно утверждаются методики, применяемые для расчета межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам (далее - методика).

Реализация методик относится к полномочиям Министерства финансов Свердловской области.

В свою очередь, Министерство общественной безопасности Свердловской области в рамках компетенции участвует в заседаниях комиссий по рассмотрению предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по исходным данным для расчета межбюджетных трансфертов.

Оценка расходного полномочия на обеспечение первичных мер пожарной безопасности по Шалинскому городскому округу в соответствии с утвержденной методикой решениями комиссии с учетом коэффициента оптимизации была рассчитана:

на 2020 год в объеме 9735, 9 тыс. рублей;

на 2021 год в объеме 1082,0 тыс. рублей;

на 2022 год в объеме 1077,0 тыс. рублей.

В связи с изложенным, считают требования Прокурора Шалинского района Свердловской области основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора – Министерство финансов Свердловской области, в отзыве от 10.07.2023 просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 12.03.2020 № 130-ПП, Министерство финансов Свердловской области является финансовым органом Свердловской области, уполномоченным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета и компетенцией в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории Свердловской области не наделено.

В соответствии со статьей 6 Устава Шалинского городского округа к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, включая создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб, установление порядка организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Согласно статье 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Таким образом, средства на указанные цели должны предусматриваться в местном бюджете.

Министерство финансов Свердловской области как финансовый орган Свердловской области в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на соответствующий финансовый год, в полном объеме осуществляет перечисление субвенций, дотаций и иных межбюджетных трансфертов, связанных с реализацией функций и полномочий органов местного самоуправления.

Распределение средств и их направление на соответствующие цели ("включая пожарную безопасность) к функциям и полномочиям органов исполнительной власти Свердловской области действующим законодательством не отнесено, является компетенцией органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 2 Закона Свердловской области от 15.07.2005 № 82-03 «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» (далее - Закон № 82-03) первичные меры пожарной безопасности (реализуются органами местного самоуправления) - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 8 Закона № 82-03 на органы сетного самоуправления возлагается широкий спектр обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, включая оснащение территорий средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и противопожарной службы; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения и другие меры, предусмотренные настоящим законом.

Согласно статье 15 Закона № 82-03 органы государственной власти Свердловской области в пределах своей компетенции принимают меры, направленные на социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности на территории Свердловской области, в том числе предусматривают меры государственной поддержки организаций, осуществляющих производство пожарно-технической продукции, меры социальной поддержки граждан, участвующих в профилактике пожаров и борьбе с ними, а также осуществляют закупку пожарно-технической продукции для государственных нужд Свердловской области.

Организация выполнения и осуществление на территории Свердловской области мер пожарной безопасности (за исключением первичных мер пожарной безопасности) производятся противопожарной службой Свердловской области (статья 15 Закона № 82-03), также реализуется научно-техническое обеспечение, разработка мер пожарной безопасности, меры пропаганды и иные мероприятия (статьи 12 - 16 Закона № 82-03).

На администрацию муниципального образования возложены обязанности по соблюдению требований технических регламентов и по выполнению предписаний об обеспечении пожарной безопасности.

Мероприятия, перечисленные в исковом заявлении, связаны с реализацией полномочий органов местного самоуправления городского округа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и не затрагивают права и законные интересы органов государственной власти Свердловской области при обеспечении исполнения указанных мероприятий.

На Министерство финансов Свердловской области реализация указанных в исковом заявлении требований также не возложена и в компетенцию Министерства финансов Свердловской области не входит. Из искового заявления не представляется возможным установить обоснованность привлечения Министерства финансов в качестве третьего лица по данному делу.

Считает возможным поддержать требования прокуратуры, заявленные в интересах неопределенного круга лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, отзывы иных лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что на основании распоряжения № 95 от 28.04.2023 г. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах Шалинского городского округа, по результатам которой ОНД и ПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области вынесено предписание № 47/1/1 от 06.07.2022 года по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в котором указан срок устранения до 01.04.2023 года.

В прокуратуру Шалинского района поступила информация ОНД и ПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области № 526 от 24.05.2023 о допущенных нарушениях правил пожарной безопасности администраций Шалинского городского округа (л.д. 33-49).

В соответствии с требованиями п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, перечислены также в статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные национальными стандартами, сводами правил, а также иными содержащими требования пожарной безопасности документами.

Статьей 62 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрено, что здания, и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2).

Статьей 68 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным Законом (часть 3).

Частью 2 статьи 69 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений

В силу пункта 75 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» органами местного самоуправления для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения (п. 4.1). Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные

резервуары и (или) водоемы (п. 4.2). Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (п. 4.3). Системы противопожарного водоснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* и настоящего свода правил (п. 4.4). Качество воды, предназначенной для тушения пожаров, должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения (п. 4.5).

Расход воды на наружное пожаротушение в населенных пунктах установлен (п. 5.1).

Для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети населенного пункта, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) следует принимать по таблице 2 для здания, требующего наибольшего расхода воды (п. 5.2)

Продолжительность тушения пожара должна приниматься 3 ч. Для зданий I и II степеней огнестойкости с негорючими несущими конструкциями и утеплителем с помещениями категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности -2 ч. (п. 5.17)

Максимальный срок восстановления пожарного объема воды должен быть не более:

Пожарные гидранты необходимо предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.

Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках зодопроводных линий. Допускается установка пожарных гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом требований п. 8.5 и принятия мер против замерзания воды в них.

Установка гидрантов на ответвлении от тупиковой линии водопровода или на вводе в здание не допускается (п. 8.8).

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (п. 8.9).

При подаче воды по одному водоводу в емкостях следует предусматривать дополнительный пожарный объем воды в размере, определенном согласно пункту 9.2 настоящего свода правил.

Примечание: дополнительный объем воды на пожаротушение допускается не предусматривать при длине одной линии водовода не более 500 м до населенных пунктов с числом жителей до 5000 чел., а также до промышленных и сельскохозяйственных предприятий при расходе воды на наружное пожаротушение не более 40 л/с. (п.9.4).

Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (п. 10.3).

Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 -150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил (п. 10.4).

К пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 х 12 метров (п. 10.10).

Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утверждены свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».

Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов.

В населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения (п. 4.1).

Для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети населенного пункта расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров следует принимать по таблице 1. При этом принятое значение расхода воды на наружное пожаротушение должно быть не менее расхода воды для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети населенного пункта, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала в соответствии с пунктом 5.2 настоящего свода правил (п. 5.2)

Для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети населенного пункта, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) следует принимать по таблице 2 для здания, требующего наибольшего расхода воды (п. 5.2).

Свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 метров (п.6.3).

Свободный напор в сети противопожарного водопровода высокого давления должен обеспечивать высоту компактной струи 10 м при максимальном расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания (п.6.4).

Пожарные гидранты необходимо предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.

Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка пожарных гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом требований п. 8.5 и принятия мер против замерзания воды в них.

Установка гидрантов на ответвлении от тупиковой линии водопровода или на вводе в здание не допускается (п.8.8).

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (п. 8.9).

Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.

Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (п. 10.3).

Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м;

при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил (п. 10.4).

Представителем ответчика факт нарушения требований пожарной безопасности, указанных в предписании №47/1/1 от 06.07.2022, не оспаривался.

Указанные нарушения ставят под угрозу пожарную безопасность населенных пунктов в случае возникновения лесного пожара, а также безопасность в лесах в случае возникновения возгорания на границе населенного пункта, примыкающего к лесу, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, юридических лиц, их имуществу.

Согласно статье 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со статьей 2 Закона Свердловской области от 15.07.2005 № 82-03 «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» (далее - Закон № 82-03) первичные меры пожарной безопасности (реализуются органами местного самоуправления) - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии со статьей 6 Устава Шалинского городского округа к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, включая создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб, установление порядка организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Таким образом, финансирование мер пожарной безопасности, указанных в иске, осуществляется за счет средств Администрации Шалинского городского округа, поэтому указанные обязанности подлежат возложению на ответчика, что дает основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Предложенный истцом срок исполнения решения суда до 31.12.2024 суд находит разумным и обоснованным.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет местного бюджета, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска, подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 103, 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить.

Возложить на Администрацию Шалинского городского округа (ОГРН: 1026601507360, ИНН 6657001957) в срок до 31.12.2024 устранить нарушения требований пожарной безопасности в следующих населенных пунктах:

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 26.07.2023.

Председательствующий судья С.Н. Миронова