Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2019 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хайдуковой О.Ю., с участием истца ФИО1, представителя ответчиков - ФИО6, при секретаре Левиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное),Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки,
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истцу был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия №№ в Управлении Пенсионного Фонда РФ в городском округе город Дзержинск Нижегородской области. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, и членами ее семьи: <данные изъяты> был заключен договор участия в долевом строительстве №№ со строительной компанией <данные изъяты> с использованием Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Пенсионный фонд по Нижегородской области перечислил денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей строительной компании <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ истцом и членами семьи было заключено Соглашение о расторжении договора долевого участия в строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> перечислил денежные средства в размере <данные изъяты> в Пенсионный Фонд Российской Федерации по Нижегородской области. В настоящее время истец не имеет возможности воспользоваться средствами Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с тем, что Федеральным законом № 256 ФЗ от 29.12.2006 « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусмотрен порядок возврата средств материнского капитала при расторжении договора долевого участия в строительстве на основании которого был использован материнский капитал.
В исковом заявлении ФИО1 просит восстановить ее в праве на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. Обязать Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области зачислить на ее лицевой счет денежные средства, выданные по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серия №№, выданный ГУ – Управление Пенсионного фонда по городу Дзержинску Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
Представитель ответчиков Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное),Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области ФИО6, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании решение просила вынести в соответствии с действующим законодательством, указала на то, что ответчиками права истца ФИО1 на дополнительные меры государственной поддержки не нарушались. В настоящее время средства материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> поступили в бюджет Пенсионного фонда, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, принимая во внимание, что в Федеральном законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256 - ФЗ от 29.12.2006 отсутствует понятие восстановление права на дополнительные меры государственной поддержки на получение и распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области лишено права самостоятельно восстановить истицу в правах на дополнительные меры государственной поддержки.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему:
На основании ст. ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В силу ст. 27 Конвенции о правах ребенка (ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06.1990) государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2007 года в дополнение к основным мерам социальной защиты установлены меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
По общему правилу право на реализацию мер государственной поддержки, закрепленных в данном Федеральном законе N 256-ФЗ, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. Направления использования материнского капитала указаны в части 3 настоящей статьи.
Исходя из ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 256-ФЗ заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
В силу ч. 2 данной статьи в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: 1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; 2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцу был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия №№ в Управлении Пенсионного Фонда РФ в городском округе город Дзержинск Нижегородской области. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, и членами ее семьи: <данные изъяты> был заключен договор участия в долевом строительстве №№ со строительной компанией <данные изъяты> с использованием Государственного сертификата на Материнский (семейный) капитал. Отделением Пенсионного фонда по Нижегородской области были перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> строительной компании <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ истцом и членами семьи было заключено Соглашение о расторжении договора долевого участия в строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> перечислил денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области. В настоящее время истец не имеет возможности воспользоваться средствами Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с тем, что Федеральным законом № 256 - ФЗ от 29.12.2006 « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусмотрен порядок возврата средств материнского капитала при расторжении договора долевого участия в строительстве на основании которого был использован материнский капитал.
Однако, суд отмечает, что отсутствие в законодательстве нормы, предусматривающей возобновление права на меры государственной поддержки в связи с возвратом ранее перечисленных средств в федеральный бюджет и реализацией права на их получение, не может ограничивать права родителя и его детей на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. В данном случае возврат данных средств в федеральный бюджет на счет ответчика не исключает их использование истцом по направлениям, предусмотренным п. 3 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в будущем. Суд приходит к выводу, что истец вправе реализовать свое право на дополнительные меры государственной поддержки путем выполнения требований, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". В данном случае право ФИО1 как лица, получившего государственный сертификат, не может считаться прекращенным в соответствии п. 7 ст. 7 Федерального закона N 256-ФЗ, поскольку фактически распоряжения средствами материнского (семейного) капитала не произошло.
С учетом изложенного необходимо восстановить право ФИО1, на дополнительные меры государственной поддержки на получение и распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, учесть средства материнского (семейного) капитала в финансовой части лицевого счета ФИО1,.
В удовлетворении исковых требований о зачислении на лицевой счет ФИО1 денежных средств, выданных по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серия №№, следует отказать, поскольку это не предусмотрено законом.
Руководствуясь ст.ст. 12,56,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Восстановить право ФИО1, на дополнительные меры государственной поддержки на получение и распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, учесть средства материнского (семейного) капитала в финансовой части лицевого счета ФИО1,.
В удовлетворении требований о зачисление денежных средств на лицевой счет ФИО1, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородском областном суде в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.
Судья О.Ю. Хайдукова.
Копия верна: судья