ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2921/2013 от 27.11.2013 Березниковского городского суда (Пермский край)

 Дело № 2-2921/2013

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Березники 27 ноября 2013 года

 Березниковский городской суд Пермского края

 в составе судьи С.А.Мардановой,

 с участием представителя заявителя – помощника прокурора города Березники Г.А. Баранова, представителя органа местного самоуправления - Березниковской городской Думы ФИО1, действующей по доверенности от <дата>,

 при секретаре Н.А. Волчковой,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Березники об оспаривании нормативного правового акта в части,

 у с т а н о в и л :

     Прокурор города Березники обратился в суд с заявлением о признании решения Березниковской городской Думы от <дата> № «Об утверждении Положения об аренде муниципального имущества и Методики расчета арендной платы при передаче в аренду муниципального имущества без проведения торгов» противоречащими нормам федерального законодательства Российской Федерации. В обоснование заявления указал, что вышеуказанное Положение об аренде муниципального имущества содержит нормы, противоречащие действующему законодательству. В частности, в соответствии с п.1.8 Положения отказ арендатора от аренды имущества в пользу другого лица (по договору цессии, совместной деятельности и т.д.) не допускается. Согласно п.1.9 Положения передача муниципального имущества в субаренду запрещена, за исключением муниципального имущества в виде коммунальных систем, обеспечивающих муниципальное образование «Город Березники» услугами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

     Между тем, согласно ч.2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем), и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено ГК РФ, другими законами или нормативными правовыми актами.

     Согласно Конституции РФ, статье 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

     По мнению прокурора, пункты 1.8 и 1.9 Положения об аренде муниципального имущества не соответствуют нормам федерального законодательства, таким образом, образуют коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «д» ч.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, а именно - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, то есть нарушение компетенции органов местного самоуправления при их принятии. Прокурор города Березники просит признать пункты 1.8 и 1.9 Положения об аренде муниципального имущества, утвержденного решением Березниковской городской Думы от <дата> № противоречащими Гражданскому кодексу РФ и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.

     В судебном заседании представитель заявителя – помощник прокурора города Березники Г.А. Баранов на доводах заявления настаивал, полагает, что несоответствие оспариваемых правовых норм Гражданскому кодексу РФ заключается в незаконном ограничении прав арендаторов муниципального имущества, поскольку этими нормами изначально ограничены их права на распоряжение правами аренды и арендованным имуществом, предусмотренные статьей 615 Гражданского кодекса РФ. Утверждая данную правовую норму, Березниковская городская Дума вышла за пределы своей компетенции.

     Представитель заинтересованного лица Березниковской городской Думы ФИО1 выразила несогласие с заявлением. Полагает, что Решение № от <дата> об утверждении Положения об аренде муниципального имущества и Методики расчета арендной платы при передаче в аренду муниципального имущества без проведения торгов принято в пределах компетенции законодательного органа, установленной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 36 Устава муниципального образования «город Березники». Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления. Указываемые прокурором обстоятельства не могут являться основаниями для удовлетворения требований.

     Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

     Решением Березниковской городской Думы Пермского края от <дата> № утверждено Положение об аренде муниципального имущества.

     Согласно пункту 1.8 вышеуказанного Положения отказ арендатора от аренды имущества в пользу другого лица (по договору цессии, совместной деятельности и т.д.) не допускается.

     Согласно пункту 1.9. Положения передача муниципального имущества в субаренду запрещена, за исключением муниципального имущества в виде коммунальных систем, обеспечивающих муниципальное образование «Город Березники» услугами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Арендатор вправе передать муниципальное имущество в виде коммунальных систем, обеспечивающих муниципальное образование «Город Березники» услугами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, или его часть в субаренду с письменного согласия арендодателя, собственника имущества, при этом плата за субаренду муниципального имущества не может превышать плату за аренду муниципального имущества. При даче согласия на сдачу такого имущества в субаренду установление повышающего коэффициента не допускается. Передача муниципального имущества в виде коммунальных систем, обеспечивающих муниципальное образование «Город Березники» услугами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, в субаренду осуществляется в соответствии с разделом 3 настоящего Положения (в редакции, утвержденной решением Березниковской городской Думы № от <дата>).

     Решение Березниковской городской Думы № от <дата> опубликовано в газете «Березниковский рабочий» № от <дата>; решение Березниковской городской Думы № от <дата> опубликовано в газете «Березниковский рабочий» № от <дата>.

     Статьей 12 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

     Согласно ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

     Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

     Согласно ч.1 и 2 ст.51 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

 Пунктом 5 части 1 статьи 36 Устава муниципального образования «Город Березники» установлена исключительная компетенция городской Думы в части определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Исходя из вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что целью местного самоуправления является обеспечение самостоятельного решения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем Решение № от <дата> об утверждении Положения об аренде муниципального имущества, в частности, оспариваемые пункты 1.8 и 1.9 Положения, приняты Березниковской городской Думы в рамках своей компетенции и в соответствии с предусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования «Город Березники» полномочиями.

 Судом не усматривается какого-либо несоответствия оспариваемых правовых норм федеральному законодательству.

 Действительно, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ и ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

 Как указано в статье 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, …регулирует другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Статьей 124 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

     Таким образом, муниципальное образование, являясь равным с иными участником гражданских правоотношений с учетом положений ст. 209 Гражданского кодекса РФ вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

     Частью 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ установлено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.

     Оспариваемые прокурором пункты Положения об аренде муниципального имущества вышеизложенной правовой норме не противоречат. В данных пунктах орган местного самоуправления, действуя в интересах муниципального образования, в соответствии с положениями ст. 209 Гражданского кодекса РФ, изначально закрепляет условия, при которых муниципальное имущество будет передаваться в аренду, реализуя, таким образом права собственника имущества. Как указано в Постановлении Конституционного суда РФ № 22-П от 20 декабря 2010 года, закрепление в муниципальных правовых актах целей и способов использования объектов муниципальной собственности … обеспечивает не только соблюдение конституционных прав населения муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности, но и выполнение публичной властью своих социальных функций.

     Суд полагает, что Березниковская городская Дума, выступая в защиту имущественных интересов муниципального образования, вправе закрепить в своем нормативном акте ограничения по использованию муниципального имущества, оспариваемые прокурором.

     В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указано, что суду при проверке содержания оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

 Проанализировав содержание оспариваемых правовых норм, суд приходит к выводу, что пункт 1.8 и 1.9 Положения об аренде муниципального имущества отвечают общеправовому критерию формальной определенности, не допускают какого-либо неоднозначного толкования его содержания, носят определенный характер.

 На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

 Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ,

 р е ш и л :

     заявление прокурора города Березники о признании пунктов 1.8, 1.9 Положения об аренде муниципального имущества, утвержденного решением Березниковской городской Думы от <дата> №, противоречащими Гражданскому кодексу Российской Федерации и недействующими – оставить без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

 Судья подпись С.А.Марданова

 Копия верна, судья