Дело № 2-2921/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2017 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Аноевой Е.В., с участием представителя заинтересованного лица МДОУ г. Костромы «Детский сад № 41» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о признании движимых вещей бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (далее Управление) обратилось в суд с заявлением о признании участка тепловой сети, предназначенной для подачи теплоносителя на отопление и ГВС, по способу прокладки – подземная: часть тепловой сети от здания школы до камеры СК, протяженностью 27 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр условного прохода 2Ду=76 мм., Ду=50 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, часть тепловой сети от СК до теплицы, протяженностью 10 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб – полипропилен, диаметр 2Д=20 мм., Д=15 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, часть тепловой сети от СК до гаража, протяженностью 13 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб - полипропилен, диаметр 2Д=20 мм., Д=15 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, расположенную по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом и признании права собственности на данное имущество за муниципальным образованием г.о.г. Кострома.
Аналогичные требования заявлены в отношении подземной кабельной линии РУ-0,4 кВ ТП-104, предназначенной для электроснабжения МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 41», состоящую из 3 КЛ-0,4кВ:ААБ 3х50, протяженностью 130 м., ААБ 3х50+1х25, протяженностью 120 м., ААБ 3х50+1х25, протяженностью 30 м., расположенную по адресу: <адрес>.
Заявление мотивировано тем, что должностными лицами МУП г.Костромы «Городские сети» 09.01.2017 произведен осмотр и обследование указанного участка тепловой сети по адресу: <...>. В соответствии с актом осмотра установлено, что тепловая сеть предназначена для подачи теплоносителя на отопление, установлены индивидуальные признаки сети.
18.01.2017 проведен осмотр и обследование объекта – подземной кабельной линии РУ-0,4 кВ ТП-104 до здания МБОУ г. Кострома «Детский сад № 41» по адресу: <адрес>. Установлено, что кабельная линия находится в рабочем состоянии, предназначена для электроснабжения указанного муниципального учреждения.
В соответствии с письмами ТУ Росимущества в Костромской области, информацией Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, уведомлениями управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы указанные объекты в реестрах федерального имущества, государственного имущества Костромской области, муниципального имущества не значится. В соответствии с техническими заключениями, выполненным МКУ г. Костромы «Костромастройзаказчик» от 07.02.2017 установлено, что объекты являются движимым имуществом. Иных законных владельцев движимой вещи не выявлено.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП г. Костромы «Городские сети», МБУДО г. Костромы «Детский сад № 41», МБОУ «Гимназия № 15» ОАО «ТГК-2», ОАО «КОЭК», ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго», ИФНС России по г. Костроме.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, кроме представителя МБУДО г. Костромы «Детский сад № 41», не явились, возражений против заявленных требований не направили.
Представитель МБУДО г. Костромы «Детский сад № 41» ФИО1 считала заявленные требования обоснованными. Обратила внимание на то, что организации, которые строили здание по месту нахождения детского сада, в настоящее время прекратили свою деятельность.
В письменном отзыве представитель МУП г. Костромы «Городские сети» ФИО2 считала заявленные требования подлежащими удовлетворению. Указала, что тепловые сети, в том числе сети по <адрес> от смотровой камеры СК5 до герметизации ввода в здание Гимназии № 15 переданы в хозяйственное ведение МУП «Городские сети» в 2009 году. Заявленные объекты относятся к движимому имуществу, поскольку их перенос возможен без нанесения вреда назначению. Спорный участок теплосети по <адрес> эксплуатируется для подачи теплоносителя для целей отопления и горячего водоснабжения зданий теплицы и гаража. Документов на спорный объект нет, иных собственников объекта также не выявлено. Примыкающих сетей, принадлежащих иным собственникам, в этом районе нет.
Представитель ПАО «ТГК-2» ФИО3 направила информацию о том, что вышеуказанный участок тепловой сети ПАО «ТГК-2» не обслуживает, с магистральной тепловой сетью ПАО «ТГК-2» спорный участок смежным не является. Сведения о собственнике имущества отсутствуют.
В письменном отзыве филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго», подписанного представителем ФИО4, указано, что рассматриваемые объекты Обществу не принадлежат. Против признания права собственности на данное имущество за муниципальным образованием Общество не возражает.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 указанной статьи.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно ч. 1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Таким образом, требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что вещь является движимым имуществом, собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.
Управлением на основании приведенных положений ГК РФ заявлены требования о признании спорных участков тепловой сети и подземной кабельной линии бесхозяйным движимым имуществом и признании права собственности муниципального образования ввиду вступления во владения бесхозяйными движимыми вещами.
Как следует из акта осмотра и описания объекта от 09.01.2017 № 72 должностными лицами МУП г. Костромы «Городские сети» произведен осмотр и обследование объекта – участка тепловой сети МБОУ г. Костромы «Гимназия № 15» от здания школы до гаража и теплицы по адресу: <адрес>. В результате обследования установлено: тепловая сеть предназначена для подачи теплоносителя на отопление и ГВС. Способ прокладки – подземный, от здания школы до камеры СК протяженностью 27 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр условного прохода 2Ду-76 мм., Ду=50 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом. От СК до теплицы протяженностью 10 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб – полипропилен, диаметр 2Д=20 мм., Д=15., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом. От СК до гаража протяженностью 13 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб – полипропилен, диаметр 2Д=20 мм., Д=15 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом. Характеристики объекта: является движимым имуществом, находится на обслуживании у МУП г. Костромы «Городские сети». Приложением к акту является схема расположения сети.
Из акта осмотра от 18.01.2017 № 74 следует, что должностными лицами МУП г. Костромы «Городские сети» произведен осмотр и обследование объекта - подземной кабельной линии РУ-0,4 кВ ТП-104 до здания МБОУ г. Костромы «Детский сад № 41» по адресу: <адрес>. В результате обследования установлено, что кабельная сеть находится в рабочем состоянии, предназначена для электроснабжения МБОУ г. Костромы «Детский сад № 41», состоит из 3 КЛ-0,4 кВ: ААБ 3х50, протяженностью 130 м., ААБ 3х50+1х25, протяженностью 120 м., ААБ 3х50+1х25, протяженностью 30 м. Объект является движимым имуществом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Частью 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети. В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Постановлением Администрации г. Костромы от 26.05.2010 № 986 «Об определении муниципальных организаций по обслуживанию бесхозяйных инженерных сетей» МУП г. Костромы «Городские сети» признано специализированным муниципальным предприятием по обслуживанию выявленных и выявляемых бесхозных электрических, газовых, тепловых сетей до принятия их в муниципальную собственность.
Согласно постановлению Администрации г. Костромы от 07.08.2009 № 1446 участок тепловой сети от котельной – т.5-СК5 до Т\с СК5 –герм.ввода в школу № 15 (даты ввода в эксплуатацию 1987, 1995 годы соответственно), по месту нахождения спорного участка по <адрес>, исключен из состава имущества муниципальной казны, закреплен за МУП г. Костромы «Городские сети» на праве хозяйственного ведения.
Согласно копии технического паспорта объекта учета, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленной ... по запросу суда, на земельном участке по указанному адресу расположены следующие нежилые здания: здание школы, гараж, теплица, составляющие единый комплекс зданий учебного заведения.
По информации ... от 19.06.2017 № 561 школа по <адрес> была построена по проекту, утвержденному решением исполнительного комитета Костромского городского Совета депутатов трудящихся № 22 от 15.01.1971, с изменениями от 13.09.1972 и от 26.08.1976. Школа по <адрес> введена в эксплуатацию решением исполнительного комитета от 30.11.1983 № 617 как школа ...
Согласно акту Государственной приемочной комиссии о приемке комплекса образовательной средней школы с гаражом, теплицей, инженерными коммуникациями и благоустройством от 30.11.1983 строительство по <адрес> осуществлялось ... Тепловые сети к школе выполнены с проектом ТС-1,2 и ТУ ТЭЦ-2. При прокладке наружный сетей трубопроводы изолированы минеральными плитами, лакостеклотканью, пергамином (акт испытания и приемки наружных сетей от 20.07.1983).
Согласно копии технического паспорта на здание по <адрес>, предоставленной ... по запросу суда, данное здание построено АООТ «Костромской завод «Строммашина», на участке земли, отведенном заводу по акту от 28.12.1960.
Согласно копии архивной выписки из протокола № 14 заседания исполнительного комитета Костромского городского Совета депутатов трудящихся о 19.07.1963, предоставленной ..., а также копии технического паспорта объекта учета, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленной ... здание по указанному адресу построено как пятиэтажный 60-квартирный жилой дом с встроенным на первом этаже детским садом на 100 мест завода ... которое было заселено, а детский сад открыт - 27.07.1963.
Согласно архивным данным в мае 1996 года здание в целом передано на баланс муниципального предприятия ... В настоящее время указанное муниципальное предприятие, а также завод ... прекратили свою деятельность. Сведения о правопреемнике отсутствуют.
Указанные нежилые помещения по адресам: <адрес> и <адрес>, являются собственностью муниципального образования г.о.г. Кострома, переданы образовательным учреждениям на праве оперативного управления.
В соответствии с письмами ТУ Росимущества в Костромской области, информацией Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, уведомлениями управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы, спорные объекты в реестрах федерального имущества, государственного имущества Костромской области, муниципального имущества не значатся.
Таким образом, из материалов дела следует, что рассматриваемые объекты обслуживаются муниципальным предприятием, имущество образовательных учреждений, расположенное по заявленным адресам находится в муниципальной собственности. Иные лица, заинтересованные в оформлении прав на имущество, а также в его обслуживании не установлены. При указанных обстоятельствах суд находит убедительными доводы заявления о том, что спорные участки тепловой сети и кабельной линии являются бесхозяйным имуществом. Муниципальное образование городской округ г. Кострома следует признать вступившим во владение рассматриваемыми кабельной линией и тепловой сетью и передать данные линии в собственность муниципального образования.
В соответствии с техническими заключением МКУ «Костромастройзаказчик» № 46/2017, 43/2017 от 07.02.2017 по результатам обследования сетей, что рассматриваемые тепловая сеть и кабельная линия представляют собой сборно-разборную конструкции, которые возможно демонтировать без соразмерного ущерба их назначению и смонтировать в другом месте. В виду отсутствия признаков капитальности рекомендуется признать тепловую сеть и кабельную линию объектом движимого имущества.
Согласно технической экспертизе № ЭЛ.С-248/2016 от 20.11.2009 «Тепловые сети с подземной и наземной прокладкой», выполненной Костромским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» тепловые сети как поземные так и наземные не имеют прочной (неразрывной) связи с землей и без нанесения несоразмерного ущерба своему назначению могут быть перемещены с одного места установки на другое.
Указанные заключения заинтересованными лицами не оспорены, иных доказательств по указанному вопросу не предоставлено.
Сведениями о том, что спорные линии зарегистрированы в составе единого недвижимого комплекса, для решения вопроса об отнесении их к недвижимому объекту (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I ч. 1 Гражданского кодекса РФ») суд не располагает.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 262 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы о признании движимых вещей бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности удовлетворить.
Признать бесхозяйным имуществом участок тепловой сети, предназначенной для подачи теплоносителя на отопление и ГВС, по способу прокладки – подземная: часть тепловой сети от здания школы до камеры СК, протяженностью 27 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр условного прохода 2Ду=76 мм., Ду=50 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, часть тепловой сети от СК до теплицы, протяженностью 10 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб – полипропилен, диаметр 2Д=20 мм., Д=15 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, часть тепловой сети от СК до гаража, протяженностью 13 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб - полипропилен, диаметр 2Д=20 мм., Д=15 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать право собственности на участок тепловой сети, предназначенной для подачи теплоносителя на отопление и ГВС, по способу прокладки – подземная: часть тепловой сети от здания школы до камеры СК, протяженностью 27 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб – сталь, диаметр условного прохода 2Ду=76 мм., Ду=50 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, часть тепловой сети от СК до теплицы, протяженностью 10 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб – полипропилен, диаметр 2Д=20 мм., Д=15 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, часть тепловой сети от СК до гаража, протяженностью 13 метров, в трехтрубном исполнении, материал труб - полипропилен, диаметр 2Д=20 мм., Д=15 мм., тепловая изоляция – минеральной ватой с последующим обертыванием рубероидом, расположенную по адресу: <адрес> за муниципальным образованием городской округ город Кострома.
Признать бесхозяйным имуществом подземную кабельную линию РУ-0,4 кВ ТП-104, предназначенную для электроснабжения МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 41», состоящую из 3 КЛ-0,4кВ: ААБ 3х50, протяженностью 130 м., ААБ 3х50+1х25, протяженностью 120 м., ААБ 3х50+1х25, протяженностью 30 м., расположенную по адресу: <адрес>.
Признать право собственности на подземную кабельную линию РУ-0,4 кВ ТП-104, предназначенную для электроснабжения МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 41», состоящую из 3 КЛ-0,4кВ: ААБ 3х50, протяженностью 130 м., ААБ 3х50+1х25, протяженностью 120 м., ААБ 3х50+1х25, протяженностью 30 м., расположенную по адресу: <адрес> за муниципальным образованием городской округ город Кострома.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Царёва