ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2922/2021 от 14.09.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ханты - Мансийский районный суд <адрес>-ФИО3 в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту строительства <адрес>ФИО3 о признании незаконным отказа в выдаче жилищного сертификата и возложении обязанности выдать жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковым требованием к Департаменту строительства <адрес>ФИО3 о признании незаконным отказа в выдаче жилищного сертификата и возложении обязанности выдать жилищный сертификат.

Исковые требования мотивированы тем, что в связи с выездом из зоны с правом на отселение, истцу было выдано удостоверение выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение и в нем указан период проживания в зоне с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец извещен Управлением учета и распределения жилья Администрации <адрес> о том, что он в соответствии с постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет и включен в общий список малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилого помещения.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено о том, что он включен в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица» составом 1 человек.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило письмо о предоставлении документов в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственых жилищных сертификатов. Документы были предоставлены истцом в адрес управления учета и распределения жилья.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано истцу в выдаче жилищного сертификата. С отказом истец не согласен, считает решение вынесено незаконно, нарушающим конституционные права истца на благоприятную окружающую среду, на улучшение своих жилищных условий. Ответчик отказ мотивирует тем, что истец в мае 2014 года произвел отчуждение жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, район Красногорский, пгт.Красная гора, <адрес>, общей площадью 159,8 кв.м. Истец полагает, что ответчик не принимает во внимание и не дает оценку тому, что это жилое помещение и находится в зоне проживания с правом на отселение.

Истец просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче жилищного сертификата и обязать ответчика выдать истцу жилищный сертификат.

Истец, представитель ответчика, извещенные о дате и времени судебного заседания в суд не явились. Представитель ответчика просит о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом принято решение о рассмотрении гражданского дела при указанной явке.

В письменных возражениях ответчик Департамент строительства <адрес>ФИО3 просит в иске отказать, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 11 Закона <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в <адрес>-ФИО3» (истец произвел отчуждение жилого помещения, общей площадью <данные изъяты>

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

Согласно удостоверения серии , данное удостоверение выдано ДД.ММ.ГГГГ Депсоцразвития ФИО3ФИО1, выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение из населенного пункта Красная Гора, Красногорский р-он, <адрес>, период проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в р.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне проживания «с правом на отселение», согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС».

В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на учет в качестве малоимущего нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма

На основании постановления Администрации города от ДД.ММ.ГГГГФИО3 А.В. включен в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица» составом 1 человек.

ДД.ММ.ГГГГ Управление учёта и распределения жилья Администрации <адрес> направило в адрес истца письмо о предоставлении документов в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ произвел отчуждение жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, район Красногорский, пгт.Красная гора, <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства <адрес>ФИО3 отказал истцу в выдаче жилищного сертификата, указав на отчуждение ДД.ММ.ГГГГФИО3 А.В. жилого помещения, общей площадью 159,80 кв.м.

Принимая решение по существу требований суд руководствуется тем, что такое техногенное бедствие, как чернобыльская катастрофа, наряду с другими последствиями сделало невозможным проживание людей в зонах отчуждения и отселения: их жилье в результате радиоактивного излучения стало непригодным для проживания, что, как и в случаях стихийного бедствия, исключает для граждан возможность его использования. Таким образом, при внеочередном предоставлении жилья гражданам, эвакуируемым из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, имеющаяся у них жилая площадь должна признаваться непригодной для проживания по тем же основаниям, которые установлены нормой пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР.

Введение законодателем дополнительных требований для внеочередного обеспечения жильем граждан, пострадавших от техногенного бедствия такого масштаба, как чернобыльская катастрофа, является нарушением конституционного принципа справедливости, а также равенства всех перед законом, закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В данном случае вышеуказанные правила в отношении жилых помещений применяются только к жилым помещения, расположенным в зоне отчуждения и зоне отселения (статьи 8,9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Истец подтвердил суду, что проживал в зоне проживания с правом на отселение (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В указанной зоне проживания с правом на отселение не действует презумпция непригодности жилого помещения и, соответственно, данный факт должен был быть подтвержден истцом надлежащими доказательствами, но они не были представлены суду. Более того, истец не оспаривает факта отчуждения жилого помещения, то есть объект не исключен из гражданского оборота, а его стоимость на действующем рынке жилья не имеет юридического значения при решении вопроса в порядке статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, с применением норм жилищного законодательства.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

В соответствии с пунктом 16.2 Правил в случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а», «б» или «е» пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.

Таким образом, именно Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что период, предшествующий выдаче сертификата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 5 лет.

Согласно пункта 3 статьи 11 Закона <адрес>- ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в <адрес>ФИО3» в случаях, если гражданин или (и) члены его семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ухудшили свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего им на праве частной собственности, в течение десяти лет, предшествующих предоставлению им жилого помещения по договору социального найма, жилое помещение предоставляется данному гражданину и членам его семьи в размере нормы предоставления жилого помещения за минусом общей площади отчужденного жилого помещения.

С учетом указанного положения Закона <адрес>- ФИО3-оз ответчик обосновано исключил площадь отчужденного истцом жилого помещения при расчете субсидии.

Как следует из пункта 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) составляет 33 кв.м.

<адрес> отчужденного истцом жилого помещения составляет 159,80 кв.м. Таким образом, норматив общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета социальной выплаты составил -126,8 кв.м.

При таких обстоятельствах, решение об отказе вынесено ответчиком законно и обоснованно, а требования иска о признании незаконным отказа в выдаче жилищного сертификата и возложении обязанности выдать жилищный сертификат, удовлетворению не подлежат.

В силу положений статей 88, 93, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возврата или зачета государственной пошлины, возмещения стороне истца судебных расходов за счет другой стороны нет, так как возмещение судебных расходов возможно только стороне, в пользу которой состоялось решение. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту строительства <адрес>ФИО3 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд <адрес>-ФИО3 через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

Районного суда Н.А.Калиниченко

Мотивированное решение суда составлено и подписано составом суда ДД.ММ.ГГГГ.