Дело № 2-2923/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 05 декабря 2017 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :
председательствующего судьи Макаровой Е.В.
при секретаре Перелыгиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
05.10.2017г. ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной страховой пенсии, указав, что имея педагогический стаж работы более 25 лет, 26.05.2017г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Ответчик, включив в педагогический стаж 24 года 05 месяцев 14 дней, не включил в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с 15.12.2010г. по 03.12.2011г. (11 месяцев 19 дней) в должности воспитателя в Тамбовском областном государственном казенном стационарном учреждении социального обслуживания «Социальный приют для детей «Орешек».
Отказ во включении данного периода обоснован ответчиком тем, что учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 299.10.2002г. №781., а также отсутствием в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета подтверждения работы, связанной с педагогической деятельностью. Считает отказ ответчика незаконным, поскольку в период её работы учреждение изменило свое название и прошло процедуру реорганизации. Просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указанный период работы.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополняя заявленные требования, просила суд обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 26.05.2017г. с момента обращения с заявлением в Пенсионный фонд.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласился по основаниям, изложенным в решении Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области №178633/17 от 18.08.2017г., дополнительно пояснив, что истица обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 26.05.2017г. В её специальный стаж не были включены ряд периодов, в том числе и период работы с 15.12.2010г. по 03.12.2011г. в должности воспитателя в ТОГСУ СО «Социальный приют для детей «Орешек», поскольку данное учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.20002г. № 781. Кроме того, сведения индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждают работу в связи с осуществлением педагогической деятельности. С учетом спорного периода, в случае удовлетворения судом заявленных требований, стаж истца на соответствующих видах работ составит более 25 лет, в связи с чем на дату обращения с заявлением о назначении пенсии у истицы возникнет право на досрочную страховую пенсию по старости.
Представитель третьего лица ТОГКСУ «Социальный приют для детей «Орешек» ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что в спорный период учреждение в соответствии с ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являлось специализированным учреждением для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации. ФИО1 работала воспитателем стационарного отделения и воспитателем отделения дневного пребывания в указанное время. Учреждение в соответствии с Уставом ТОГСУ СО «Социальный приют для детей «Орешек», утвержденным постановлением администрации области от 07.06.2010г. № 665, согласно п.3.1.3 оказывало социально- педагогические услуги, которые включают в себя: проведение среди несовершеннолетних воспитательно-профилактической работы, распространение общих начальных психологических знаний; диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития несовершеннолетних для разработки рекомендаций по коррекции отклонений; психологическую коррекцию, направленную на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии несовершеннолетних; социально-психологическое и психологическое консультирование несовершеннолетних для решения стоящих перед ними проблем; психологическую помощь несовершеннолетним по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведению несовершеннолетних из состояния посттравматического стресса; психологические тренинги, направленные на снятие у несовершеннолетних последствий психотравмирующих ситуаций, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, отработку новых приемов и способов поведения; психопрофилактическую и психологическую работу, направленную на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии несовершеннолетних, социально-психологический патронаж.
Согласно п 3.1.4.Устава учреждение оказывало социально-педагогические услуги, которые включают в себя: содействие в организации обучения несовершеннолетних школьного возраста, находящихся в учреждении, по общеобразовательным (школьным) программам, в восстановлении нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности; проведение социально-педагогической диагностики и обследования интеллектуального и эмоционального развития несовершеннолетнего; педагогическую помощь и коррекцию педагогической запущенности несовершеннолетних; предоставление несовершеннолетним анимационных услуг и досуга (экскурсии, посещения театров, выставок, музеев, организация праздников, проведение концертов художественной самодеятельности, спортивно-оздоровительных и других мероприятий); создание условий для дошкольного воспитания несовершеннолетних, привитию им умений и навыков обучения, формирования мотивации к процессу образования и творческого развития; организацию социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации, обучение основам домоводства (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и другое); содействие в организации профобучения и трудоустройстве несовершеннолетних; применение различных методов социально-педагогического характера (диагностические мероприятия, коррекциоино-развивающие занятия, консультирование по вопросам коррекции родительско-детских отношений, тренинги, патронаж).
Кроме того, в редакции ФЗ № 120 в тот период, когда работала истица, работники учреждений пользовались всеми льготами, которые предоставляются этим должностям при работе в аналогичных учреждениях. Педагоги их учреждения пользуются отпуском в 56 дней, в том числе и истица.
Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, свидетеля ФИО4, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.2, 3, 4 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п.п. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из трудовой книжки истца ФИО1 следует, что она работала в должности воспитателя в Тамбовском областном государственном казенном стационарном учреждении социального обслуживания «Социальный приют для детей « Орешек» в период с 15.12.2010г. по 03.12.2011г. Указанное подтверждается справкой ТОГКСУ «Социальный приют для детей « Орешек» №247 от 08.08.2017г., из которой также следует, что в данный период истца имела продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю полная ставка (л.д.19).
Как следует из п.1.13 раздела «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в качестве учреждений, работа которых дает право на назначение льготной пенсии, поименованы учреждения социального обслуживания, куда входит: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков.
В соответствии со ст.13 Закона РФ от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно Примерного положения о социальном приюте для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 896 социальный приют для детей является специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов РФ или органов местного самоуправления. Из указанного Примерного положения усматривается, что в приюте могут быть образованы отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, приют организует обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте. При этом на работников приюта, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени, ежегодного отпуска, а также льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.
Как следует из Устава Тамбовского областного государственного казенного стационарного учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей «Орешек» от 07.06.2010г. учреждение оказывает социально- педагогические услуги, которые включают в себя: проведение среди несовершеннолетних воспитательно-профилактической работы, распространение общих начальных психологических знаний; диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития несовершеннолетних для разработки рекомендаций по коррекции отклонений; психологическую коррекцию, направленную на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии несовершеннолетних; социально-психологическое и психологическое консультирование несовершеннолетних для решения стоящих перед ними проблем; психологическую помощь несовершеннолетним по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведению несовершеннолетних из состояния посттравматического стресса; психологические тренинги, направленные на снятие у несовершеннолетних последствий психотравмирующих ситуаций, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, отработку новых приемов и способов поведения; психопрофилактическую и психологическую работу, направленную на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии несовершеннолетних, социально-психологический патронаж (п.333.1.3).
Согласно п. 3.1.4 Устава учреждение оказывает социально-педагогические услуги, которые включают в себя: содействие в организации обучения несовершеннолетних школьного возраста, находящихся в учреждении, по общеобразовательным (школьным) программам, в восстановлении нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности; проведение социально-педагогической диагностики и обследования интеллектуального и эмоционального развития несовершеннолетнего; педагогическую помощь и коррекцию педагогической запущенности несовершеннолетних; предоставление несовершеннолетним анимационных услуг и досуга (экскурсии, посещения театров, выставок, музеев, организация праздников, проведение концертов художественной самодеятельности, спортивно-оздоровительных и других мероприятий); создание условий для дошкольного воспитания несовершеннолетних, привитию им умений и навыков обучения, формирования мотивации к процессу образования и творческого развития; организацию социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации, обучение основам домоводства (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и другое); содействие в организации профобучения и трудоустройстве несовершеннолетних; применение различных методов социально-педагогического характера (диагностические мероприятия, коррекциоино-развивающие занятия, консультирование по вопросам коррекции родительско-детских отношений, тренинги, патронаж).
В судебном заседании свидетель ФИО4 показала, что работала вместе с ФИО1 воспитателями в ТОГСУ СО «Социальный приют для детей «Орешек» с 2010г по 2012г. Учреждение неоднократно переименовывалось. В обязанности воспитателей входила непосредственная работа с детьми. Работая по графику «сутки через трое», в течение рабочих суток дежурства проводили педагогическую работу с детьми, отводили в школу, готовили с ними уроки, некоторых сопровождали на уроке. С теми, кто еще не посещал школу, проводили различные мероприятия. Работали с разновозрастными группами детей от 3 лет до 18 лет. За каждой группой детей были закреплены трое воспитателей.
В соответствии со ст.8 и 11 ФЗ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
На основании изложенного, учитывая, что должность «воспитатель» и учреждение «социальный приют для детей и подростков», предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу о включении периода работы с 15.12.2010г. по 03.12.2011г. в стаж педагогической деятельности истца.
Поскольку, на дату обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии, с учетом включенного судом периода, у истицы образуется специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд считает необходимым обязать ответчика назначить истице пенсию с даты обращения за ее назначением – с 26.05.2017г.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ФИО1 период работы:
- с 15.12.2010г. по 03.12.2011г. (11 месяцев 19 дней) - в должности воспитателя в Тамбовском областном государственном казенном стационарном учреждении социального обслуживания « Социальный приют для детей « Орешек».
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Тамбове и Тамбовском района Тамбовской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 26 мая 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Макарова
Мотивированное решение изготовлено 12.12.2017г.
Судья Е.В.Макарова