Дело № 2-2923/2016РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2016 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Хертек С.Б., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л. к Министерству образования и науки Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о признании незаконными действий по обращениям, признании решения об отказе включить ее дочь в список претендентов на получение государственной поддержки на оплату образовательных услуг, об обязании включить ее дочь в список претендентов на получение государственной поддержки на оплату образовательных услуг и обязании произвести оплату образовательных услуг,
У С Т А Н О В И Л :
истец обратился в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о признании незаконными действий по обращениям, признании решения об отказе включить ее дочь в список претендентов на получение государственной поддержки на оплату образовательных услуг, об обязании включить ее дочь в список претендентов на получение государственной поддержки на оплату образовательных услуг и обязании произвести оплату образовательных услуг. В обоснование иска указано на то, что 17 июля 2015 года она обратилась в Министерство образования и науки Республики Тыва с заявлением об оказании социальной поддержки на оплату образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием», утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 12 марта 2015 г. № 98. Не дождавшись ответа на свое первичное заявление от 17.07.2015 г., она вновь обратилась с заявлением в Министерство образования и науки Республики Тыва 15.09.2015 г. вх.07-310-л. Она получила ответ фактически на руки 18 сентября 2015 г. (исх. №5258 от 15.09.2015), в котором сообщается, что ее заявление отклонено заместителем Председателя Правительства Республики Тыва Н. и что по решению Комиссии ее дочь С. не является участницей губернаторского проекта. На ее письменное заявление Минобрнауки РТ от 21 сентября 2015 г. № 07-318-л был дан ответ, что ее дочь не является участником губернаторского проекта, т.к. она является выпускницей школы 2013 г., также сообщалось, что Комиссия оказывает социальную поддержку только тем заявителям, в семье, у которых имеются выпускники 2014-2020 г. И где это указано и в каком документе, не смогли дать точный ответ, ссылаясь на то, что заместитель Председателя Правительства Республики Тыва -Н. так сказала, считает, что губернаторский проект и Постановление Правительства Республики Тыва от 12 марта 2015 г. № 98 касается всех студентов, которые обучаются в высших учебных заведениях и никаких различий не должно быть. На ее письменное заявление в Минобрнауки РТ от 25.09.2015 г. № 07-327-л, дан неполный ответ, не указано основание отказа решения Комиссии. С ответом она полностью не согласна и не удовлетворена, т.к каждый раз дают разные ответы (описки) с разными необоснованными отказами. После ее заявления от 25.09.2015 г. Минобрнауки Республики Тыва 08 октября 2015 г. на официальном сайте выложили список претендентов на получение государственной поддержки и отказников. А 09.10.2015 г. дан ответ Минобрнауки Республики Тыва, информация о решении Комиссии об отказе от 27.08.2015г. размещена официальном сайте Министерства образования и науки Республики Tыва, считает, что это необоснованный и незаконный отказ. А Комиссия по социальной поддержке состоялась 27 августа 2015 году. Согласно Положения Комиссия в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения письменно уведомляет претендентов об отказе в предоставлении государственной поддержки с указанием основания отказа. 06 ноября 2015 г. Минобрнауки РТ был дан повторный ответ с основанием отказа, что в нарушение п.10 Положений ее дочь С. имеет оценки «удовлетворительно» более чем по двум дисциплинам за учебный год. Она не согласна с этим отказом, т.к. у ее дочери С. согласно заверенной копии зачетной книжки за учебный 2014- 2015 год (за 2 курс) у нее имеется одна оценка «удовлетворительно». Согласно п.10 Положения указано следующее: академическая задолженность, низкая успеваемость по итогам двух последних экзаменационных сессий претендента, имеющего оценки «удовлетворительно» более чем по двум дисциплинам за учебный год. Также в ответе от 06.11.2015г. Минобрнауки Республики Тыва сообщено, что право на получение государственной поддержки имеют дети, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, т.к. ее дочь потеряла одного родителя (отец умер) и имеет одного из трудоспособного родителя, являющегося инвалидом 1 и 2 группы инвалидности, доход который превышает установленный прожиточный минимум в Республике Тыва. Она не согласна и с этим отказом комиссии, так как она имеет только одного единственного ребенка и других детей не имеет. Считает, что она и ее дочь относятся именно к последней категории граждан, которые не имеют в семье детей с высшим образованием. По ее обращению в прокуратуру Республики Тыва от 08.10.2015 года проведена проверка, в результате которой ей рекомендовано повторно обратиться в Министерство образования и науки РТ с заявлением об оказании социальной поддержки. В ходе проверки Прокуратурой Республики Тыва установлено, что Министерством образования и науки Республики Тыва нарушены требования ч.3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федераций» при рассмотрении ее обращений от 15.09.2015 г., 21.09.2015 г., 25.09.2015 г. установлено, что ответы Министерства от 15.09.2015 г. и 21.09.2015 г содержат недостоверную информацию о причинах отказа. Не дождавшись ответа она вновь обратилась с повторным заявлением в Министерство образования и науки Республики Тыва 14 ноября 2015 г. по сегодняшний день в течение положенного срока 30 дней в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федераций» №59 от 02.05.2006 г. ответ на ее заявление не дан. Она вновь обратилась в Министерство образования и науки Республики Тыва с заявлением об оказании, социальной поддержки от 24 ноября 2015 года. На ее заявление от 24 ноября 2015 г. вх. №07-376-л письменные ответы от 24 ноября 2015 г. исх. №6827. 09 декабря 2015 г. исх. №7215, что ее заявление рассмотрено на очередном заседании Комиссии под руководством заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Н.. Просит признать действия Министерства образования и науки Республики Тыва и Правительства Республики Тыва по ее письменным обращениям от 17.07.2015 г. вх. № 07-225-л от 15.09.2015 г. вх.№ 07-310-л; от 21.09.2015года, вх. № 07-318-л; от 25.09.2015 г. вх/№ 07-327-л; от 14.11.2015г. вх.№ от, 24.11.2015 г. вх. №07-376-л незаконными и решение Комиссии об отказе включить ее дочь С. в список претендентов на получение государственной поддержки на оплату образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье— не менее одного, ребенка с высшим образованием» от 27 августа 2015 г. незаконным. Обязать министерство образования и науки Республики Тыва, Правительство Республики Тыва включить ее дочь С. в список претендентов на получение- государственной поддержки на оплату образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования, в рамках губернаторского проекта «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием». Обязать Министерство образования и науки Республики Тыва и Правительство Республики Тыва, произвести оплату образовательных услуг за 2015 год в сумме № (сто тысяч) на банковский счет образовательной организации высшего образования - <данные изъяты> Оплата за обучение студента С., договор № от 25.07.2013 г.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит признать действия Министерства образования и науки Республики Тыва и Правительства Республики Тыва по ее письменным обращениям от 17.07.2015 г. вх. № 07-225-л от 15.09.2015 г. вх.№ 07-310-л; от 21.09.2015года, вх. № 07-318-л; от 25.09.2015 г. вх/№ 07-327-л; от 14.11.2015г. вх.№ от, 24.11.2015 г. вх.№ 07-376-л незаконными и решение Комиссии об отказе включить ее дочь ФИО1 в список претендентов на получение государственной поддержки на оплату образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье— не менее одного, ребенка с высшим образованием» от 27 августа 2015 г. незаконным. Обязать министерство образования и науки Республики Тыва, Правительство Республики Тыва включить ее дочь С. в список претендентов на получение- государственной поддержки на оплату образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования, в рамках губернаторского проекта «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием». Обязать Министерство образования и науки Республики Тыва и Правительство Республики Тыва, произвести оплату образовательных услуг за 2015 год в сумме № на банковский счет образовательной организации высшего образования - <данные изъяты>. Оплата за обучение студента С., договор № от 25.07.2013 г.
Определением суда от 27 мая 2016 года по делу в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Республики Тыва.
Определением суда от 14 июня 2016 года производство по делу в части исковых требований об обязании министерство образования и науки Республики Тыва, Правительство Республики Тыва включить дочь истца С. в список претендентов на получение- государственной поддержки на оплату образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования, в рамках губернаторского проекта «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием» прекращено.
В судебном заседании истица Л. поддержала иск по указанным в нем основаниям. Также просила взыскать с ответчиков уплаченную государственную пошлину.
Представитель ответчика – Министерство образования и науки Республики Тыва ФИО2 просила отказать в удовлетворении исковых требований истца, поскольку оснований для удовлетворения требований истца не имеется, решением Комиссии дочь истицы уже включена в список претендентов, рекомендованных на социальную поддержку обучающихся в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье- не менее одного ребенка с высшим образованием». Кроме этого министром образования С.Т. на имя ректора Уральского государственного юридического университета Б. направлено обращение о том, что Министерство образования и науки Республики Тыва гарантирует оплату в размере 120000 рублей за образовательные услуги за 2015-2016 учебный год С., являющейся студенткой третьего курса института прокуратуры.
Представитель Правительства Республики Тыва – ФИО3 в судебном заседании также просила отказать в удовлетворении требований истца, поскольку оснований для удовлетворения требований истца, не имеется.
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
17 июля 2015 года Л. обратилась на имя министра образования и науки РТ с просьбой оказать социальную поддержку дочери С., обучающейся во 2 курсе <данные изъяты> в рамках губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием». Форма поддержки – оплата образовательных услуг.
15 сентября 2015 года Л. обратилась на имя министра образования и науки Республики Тыва указав, что просит дать письменный ответ на обращение от 17 июля 2015 года об оказании социальной поддержки в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием».
Из ответа министра образования и науки Республики Тыва от 15 сентября 2015 года исх. № 5258 следует, что по решению комиссии под председательством заместителя Главы Правительства РТ Н., заявление Л. отклонено, так как ее дочь является участницей губернаторского проекта 2014, 2015 годов. Списки участников губернаторского проекта 2014, 2015 годов сформированы и утверждены администрациями муниципальных образований Республики Тыва.
21 сентября 2015 года Л. обратилась с заявлением на имя министра образования и науки Республики Тыва, указав, что получила ответ на обращение от 17 июля 2015 года, с указанным ответом не согласна, так как не указано основание отказа, согласно п.10, 11 «Положения о господдержке на оплату образовательных услуг», утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 12 марта 2015 года №98. Повторно просит дать письменный ответ.
Из ответа министра образования и науки Республики Тыва от 21 сентября 2015 года исх. № 5394 следует, что Комиссия оказывает социальную поддержку только тем заявителям, у которых дети являются участниками губернаторского проекта с 2014-2020 годы. Участники губернаторского проекта определяются с учетом наличия в семье выпускников с 2014-2010 гг. членов семьи с высшим образованием в трех поколениях на основании приказа Министерства образования и науки РТ №825-д от 06 июля 2015 года «Об определении участников губернаторского проекта «В каждой семье- не менее одного ребенка с высшим образованием» в 2015, 2016 годах.
Согласно приказу от 06 июля 2015 года №825-д «Об определении участников губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» в 2015, 2016 годах»: «отделу науки профессионального образования и подготовки кадров приказано организовать прием документов от участников губернаторского проекта, из семей, не имеющих в трех поколениях членов семьи с высшим образованием, для предоставления заявлений граждан на рассмотрение Комиссии Правительства РТ по государственной поддержке в рамках проекта, рекомендовано управлениям образования муниципальных образований РТ, закрепленным наставникам-кураторам за выпускниками – участниками губернаторского проекта, при формировании списков участников губернаторского проекта, учитывать наличие высшего образования у членов семьи в трех поколениях (бабушки, душки, родители (законные представители), родные братья и сестры ребенка).
25 сентября 2015 года Л. обратилась с заявлением на имя министра образования и науки Республики Тыва, указав, что полностью не согласна с ответом, поскольку в нем не указаны основания для отказа. При рассмотрении и проверке документов на получение государственной поддержки комиссия руководствуется всеми нормативными актами. Просит еще раз дать ответ, на каком основании отказано ей в оказании социальной поддержки на оплату учебы ее ребенку. Она и ее дочь являются членами семьи погибшего военнослужащего, работает одна и воспитывает дочь. Все необходимые документы были приложены к заявлению.
Из ответа министра образования и науки Республики Тыва от 09 октября 2015 года исх. № 5794 следует, что информация о решении комиссии на социальную поддержку обучающихся в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» от 27 августа 2015 года №1 размещена на официальном сайте Министерства образования и науки РТ.
Из ответа министра образования и науки Республики Тыва от 06 ноября 2015 года исх. № 6410 следует, что в нарушение п. 10 Положения Постановления Правительства РТ от 12 марта 2015 года №98 «О мерах социальной поддержки обучающихся в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» С. имеет оценки «удовлетворительно» более чем по двум дисциплинам за учебный год, согласно п. 5 настоящего постановления право на получение государственной поддержки имеют обучающиеся в образовательных организациях высшего образования, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, С. потеряла одного из родителей и имеет одного из трудоспособных родителей, т.е. имеет родителя, не являющегося инвалидом 1 и 2 группы, доход которой превышает установленный прожиточный минимум в РТ.
Л. обращалась в прокуратуру Республики Тыва с заявлением от 08 октября 2015 года о возбуждении дела об административном правонарушении и просила наложить административный штраф на Министерство образования и науки РТ, также проверить обоснованность ответа Министерства образования и науки РТ на ее заявления от 15.09.2015 года №07-310-л, от 21.09.2015 года №07-318-л, от 25.09.2015 года №07-327-л.
Из ответа на обращение Л. и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры РТ Х. от 12 ноября 2015 года следует, что по результатам проведенной проверки установлено, что письменное обращение от 25 сентября 2015 года не рассмотрено, в связи с чем прокуратурой Республики Тыва министру внесено представление, рассматривается вопрос о привлечении министра к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ.
Из заявления от 24 ноября 2015 года Л. на имя министра образования и науки Республики Тыва, следует, что она повторно обратилась с просьбой оказать социальную поддержку дочери С., обучающейся на 2 курсе <данные изъяты> в рамках губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием». Форма поддержки – оплата образовательных услуг. Приложила документы.
Из ответа министра образования и науки Республики Тыва от 24 ноября 2015 года исх. №6827 следует, что министерство повторно рассмотрело представленные документы об оказании социальной поддержки в оплате за обучение С., заявление будет рассмотрено на очередном заседании комиссии под председательством заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Н..
Согласно справке от 27 января 2016 года №11142 заместителя директора института прокуратуры Уральского государственного юридического университета следует, что С. является студенткой 3 курса и обучается в институте прокуратуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования <данные изъяты>», форма обучения очная, обучается по основной образовательной программе, срок обучения с 01 сентября 2013 года по 30 июня 2017 года по договорной основе. Стипендию не получает.
Согласно договору на оказание платных образовательных услуг от 25 июля 2013 года, заключенного между С. и УрГЮА следует, что стоимость обучения за весь срок обучения составляет №
Согласно дополнительному соглашению к договору № от 25 июля 2013 года об оказании образовательных услуг от 03 сентября 2015 года, между ректором КБОУ ВО «<данные изъяты>» и Л. в интересах С. заключено дополнительное соглашение о том, что заказчик оплачивает предусмотренные договором услуги за первый семестр 2015/2016 учебного года – 10 сентября 2015 года в размере №, 10 октября 2015 года – № рублей, 10 ноября 2015 года – №, 10 декабря 2015 года – №. Общая сумма, оказываемых исполнителем образовательных услуг за первый семестр №.
Согласно п. 9 Постановления Правительства Республики Тыва от 12.03.2015 N 98 (ред. от 16.03.2016) "О мерах социальной поддержки обучающихся в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта "В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием" Комиссия в течение 5 рабочих дней с даты представления документов проверяет достоверность сведений, содержащихся в документах на получение государственной поддержки, и принимает решение о включении либо об отказе во включении претендента в список получателей государственной поддержки.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной поддержки являются:
наличие в семье детей, имеющих высшее образование; обнаружение факта недостоверности сведений в представленных документах.
Комиссия в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения письменно уведомляет претендентов об отказе в предоставлении государственной поддержки с указанием основания отказа.
Согласно п.10 Положения о выплате стипендии обучающимся в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта "В каждой семье –не менее одного ребенка с высшим образованием" основания отказа о включении в список получателей государственной поддержки:
а) наличие более двух оценок "удовлетворительно" по итогам двух последних экзаменационных сессий, начиная со 2-го курса обучения;
б) наличие академической задолженности по итогам двух последних экзаменационных сессий;
в) нахождение в академическом отпуске;
г) издание приказа об отчислении гражданина из соответствующей образовательной организации высшего образования.
Между тем, из представленных ответов на обращение истицы об оказании социальной поддержки в рамках губернаторского проекта "В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием», следует, что отказы во включении С. в список претендентов на получение государственной поддержки незаконны, поскольку основания для отказа в предоставлении государственной поддержки регламентированы Постановлением Правительства РТ и носят исчерпывающий характер, в ответах на обращение истицы ответчик ссылался на то, что у дочери истицы имеется более двух оценок "удовлетворительно" по итогам двух последних экзаменационных сессий и то, что С. имеет родителя, не являющегося инвалидом 1 и 2 группы, доход которой превышает установленный прожиточный минимум в Республике Тыва. Однако необоснованность отказов нашла свое подтверждение в судебном заседании, поскольку дочь истицы имеет одну оценку "удовлетворительно" за 2 курс обучения, также ее дочь является единственным ребенком в семье и не имеет братьев и сестер, имеющих высшее образование, то исковое заявление Л. в этой части подлежит удовлетворению.
Согласно п. 13 Положения о государственной поддержке на оплату образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» Минобрнауки РТ в течение 30 рабочих дней с даты утверждения Главой Республики Тыва списка получателей государственной поддержки заключает с образовательной организацией высшего образования и получателем государственной поддержки договор на оплату образовательных услуг и производит оплату образовательных услуг на банковский счет образовательной организации высшего образования.
Из протокола заседания комиссии на получение социальной поддержки обучающихся в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» от 25 апреля 2015 года №2 следует, что утвержден список рекомендованных на социальную поддержку обучающихся в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием», в указанном списке значится С.
Согласно письму министра образования и науки РТ С.Т. от 16 мая 2016 года на имя Л. следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РТ от 12 марта 2015 года №98, заявление Л. было рассмотрено на заседании комиссии на получение социальной поддержки обучающихся в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» 25 апреля 2016 года. Комиссией было принято решение об оказании помощи С. в оплате образовательных услуг за 2015-2016 учебный год. Оплата образовательных услуг будет производиться после заключения договора между образовательной организацией высшего образования и Министерством образования и науки РТ.
Согласно письму министра образования и науки РТ С.Т. от 26 мая 2016 года на имя ректора Уральского государственного юридического университета Б. следует, что Министерство образования и науки РТ гарантирует оплату в размере № за образовательные услуги за 2015-2016 учебный год С., студентки 3 курса института прокуратуры.
Согласно письму заместителя министра финансов Республики Тыва Д. об оплате образовательных услуг от 06 июня 2016 года, на реализацию губернаторского проекта в республиканском бюджете Республики Тыва на 2016 год предусмотрено всего № рублей, из них на оплату образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования № (№ на 25 человек). Таким образом, финансирование оплаты образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования производится в пределах предусмотренных средств республиканского бюджета или до №.
Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению, оплата образовательных услуг С. за 2015-2016 года подлежит удовлетворению в сумме №
Поскольку ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с ответчиков в пользу истца не подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Л. к Министерству образования и науки Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о признании незаконными действий, признании решения об отказе включить ее дочь в список претендентов на получение государственной поддержки на оплату образовательных услуг, об обязании включить ее дочь в список претендентов на получение государственной поддержки на оплату образовательных услуг и обязании произвести оплату образовательных услуг удовлетворить частично.
Признать действия Министерства образования и науки Республики Тыва и Правительства Республики Тыва по обращениям Л. от 17 июля 2015 года вх. №07-225-л, 15 сентября 2015 года вх. №07-310-л, 21 сентября 2015 года вх. №07-318-л, 25 сентября 2015 года вх. №07-327-л, 14 ноября 2015 года, 24 ноября 2015 года вх. №07-376-л, незаконными.
Обязать Министерство образования и науки Республики Тыва и Правительство Республики Тыва произвести оплату образовательных услуг С. за 2015-2016 годы в сумме №, перечислив на счет Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кызылский городской суд Республики Тыва–21 июня 2016 года (с учетом выходных дней -18 и 19 июня 2016 года).
Председательствующий С.Б. Хертек
Копия верна: судья С.Б. Хертек