дело № 2-72/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
24 января 2020 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Радаевой О.И.,
при секретаре Любатинской Е.С.,
с участием
истцов Орехова В.Ю., Ореховой Н.В.,
представителя ответчика ООО «Авиакомпания Икар» - Некрасова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Орехова Владимира Юрьевича, Ореховой Натальи Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Икар", акционерному обществу «Международный аэропорт Шереметьево», обществу с ограниченной ответственностью «Шереметьево Хэндлинг» о взыскании убытков, причиненных нарушением сроков оказания услуги,
у с т а н о в и л:
Орехов В.Ю., Орехова Н.В. обратились в суд с иском, указывая, что 19 июля 2019 года у перевозчика ООО «Авиакомпания Икар» приобрели билеты на трансферный рейс ЕО 564/ЕО177 Орск – Шереметьево – Пулково, Орск-Москва – Санкт – Петербург на 30 июля 2019 года. Время стыковки между рейсами составлял 1 час. Вылет из г.Орска в 05.15 час. и приземление в аэропорту в г.Москве в 06.15 час. состоялось по расписанию. В связи с поломкой автобуса, доставляющего пассажиров от самолета до аэропорта, они опоздали на стыковочный рейс. Прибытие автобуса в аэропорт состоялось в 06.5 час., в 07.05 час. регистрация уже была окончена. Им пришлось приобрести новые билеты на ближайший рейс стоимостью 24786 рублей. Претензии, направленные в ООО «Авиакомпания Икар» и АО «Международный аэропорт Шереметьево» о возмещении убытков, оставлены без удовлетворения. В связи с нарушением сроков оказания услуги по перевозке просят взыскать с указанных лиц в пользу Орехова В.Ю. убытки 11343 рубля, неустойку за нарушение прав потребителя 16211 рублей, в счет компенсации морального вреда 10000 рулей; в пользу Ореховой Н.В. убытки 13443 рубля, неустойку за нарушение прав потребителя 22769 рублей, в счет компенсации морального вреда 10000 рулей.
Определением суда к участию в деле соответчика привлечено ООО «Шереметьево Хэндлинг», осуществляющее наземное обслуживание пассажиров.
Истцы Орехов В.Ю., Орехова Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали, дополнили, что электронную регистрацию прошли в г.Орске, в аэропорту Шереметьево должны были пройти на посадку, однако представитель авиакомпании на стойке отсутствовал, хотя самолет еще не улетел.
Представитель ответчика ООО «Авиакомпания Икар» Некрасов Д.В. (доверенность №211 от 31 декабря 2019 года) в удовлетворении иска возражал. В письменном отзыве на иск указал, что ответчик выполнил свои обязательства по воздушной перевозке истцов надлежащим образом, поскольку взлёт и посадка самолётов осуществлены согласно расписанию. Обязательства по доставке пассажиров в здание аэровокзала на основании договора наземного обслуживания возложены на ООО «Шереметьево Хэндлинк». Истцы же обязанность по заблаговременному прибытию на посадку не выполнили, доказательств вины ответчика в причиненных им убытках не представили. Просит о применении положений ст. 333 ГК РФ.
Представители ответчиков АО «Международный аэропорт Шереметьево», ООО «Шереметьево Хэндлинг» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, в письменных отзывах на иск в удовлетворении иска возражали.
Представитель АО «Международный аэропорт Шереметьево» в обоснование указал, что не является авиаперевозчиком, то есть стороной обязательств по договору воздушной перевозки. Обязанным перед истцами лицом считает ООО «Авиакомпанию ИКАР». Доставка пассажиров от воздушного судна до терминала Д 30 июля 2019 гола осуществлялась ООО «Шереметьево Хэндлинг».
Представитель ООО «Шереметьево Хэндлинг» в обоснование указал, что ответчик принятые на себя обязательства исполнил в полном объеме. Задание не обслуживание рейса по доставке истцов осуществлял автобус, который прибыл заблаговременно в 06.15 час., высадка пассажиров начата в 06.18 час. После наполнения автобуса в 06.23 час. передние двери автобуса закрыть не удалось, в 06.34 час. на замену прибыл другой автобус. Доставка пассажиров в терминал Д произведена в 06.57 час. Таким образом, даже при соблюдении запланированного графика движения специализированного автобуса истцы оказались бы у стойки выхода к воздушному судну в 06.55 час., что являлось бы опозданием на рейс. Кроме того, устранение неисправности автобуса при отсутствии угрозы жизни и здоровью пассажиров наряду с иными обстоятельствами, не зависящими от воли перевозчика, следует признать основанием для освобождения от ответственности. Истцы имели возможность предусмотреть заблаговременный вылет.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
В соответствии со статьёй 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Федеральными Авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82 (далее Общих правил воздушных перевозок) установлено, что перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах ( лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза (пункт 6).
Пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения предполетных формальностей (пункт 80).
Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка (пункт 81).
При выполнении перевозки по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному(ым) вместе с ним дополнительному(ым) билету(ам), багажной(ым) квитанции(ям), грузовой(ым) накладной(ым), в котором(ых) указывается номер билета, грузовой накладной, к которому он(и) оформлен(ы) перевозчик обязан обеспечить минимальное стыковочное время с рейсом, на который у пассажира забронировано место, позволяющее пассажиру пройти все предусмотренные в аэропорту трансфера предполетные формальности и выполнить требования, связанные с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации и/или законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка (пункт 117).
Судом установлено, что 19 июля 2019 года Ореховыми В.Ю., Н.В. через сайт «Tutu.ru» приобретены авиабилеты на 30 июля 2019 года на рейсы ЕО 564/ЕО177 Орск– Шереметьево– Пулково, Орск- Москва– Санкт– Петербург.
Как следует из посадочных билетов, данных авиаперевозчика вылет из аэропорта г.Орска состоялся в 05.40 час., прибытие в аэропорт Шереметьево г.Москвы в 06.15 час.; вылет из аэропорта Шереметьево состоялся в 07.15 час., прибытие пассажиров на посадку воздушного судна в 06.55 час.
В силу пункта 93 Общих правил воздушных перевозок в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно.
По договору наземного обслуживания №08-17Н/ШХ услуги по наземному обслуживанию прилета и вылета в согласованные интервалы времени воздушного судна перевозчика ООО «Авиакомпания ИКАР» осуществляет ООО «Шереметьево Хэндлинг».
Из ответа на запрос суда ООО «Шереметьево Хэндлинг» установлено, что регламента движения автобусов на территории аэропорта Шереметьево не имеется. Временная регламентация доставки пассажиров от места стоянки воздушного судна в терминалы аэропорта локальными актами и законодательством РФ не установлена.
В аэропорту утверждена схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации. Порядок и время движения перронного автобуса регулируется диспетчером, зависит от технологического графика обслуживания воздушных судов, приоритетности движения воздушных судов, мест посадки воздушных судов и мест доставки пассажиров (терминалы прилета/вылета), очередности высадки пассажиров и ремонтными работами на территории аэродрома, ДТП, аварий и других обстоятельств. По данным системы Синхрон завершение доставки пассажиров (выход всех пассажиров, закрытие дверей перронного автобуса и доклад диспетчеру аэропорта) к выходу терминала Д осуществлено 30 июля 2019 года в 06.58.12 час., что подтверждено выгрузкой из системы.
Ответчиком ООО «Шереметьево Хэндлинг» не оспаривается факт поломки автобуса в 06.23 час., который был заменен в 06.34 час. Доставка пассажиров в терминал Д произведена в 06.57 час. (06.58.12 час. по выгрузке из системы Синхрон).
Согласно данным официального сайта авиаперевозчика ПегасФлай минимальное время стыковки между внутренними рейсами составляет 1 час. (прибытие внутренним рейсом в терминал Д – вылет внутренним рейсом из терминала Д).
Минимальное стыковочное время– это минимальное время, которое требуется пассажиру для его регистрации и регистрации его багажа с момента прибытия рейса в трансферный пункт и до отправления стыковочного рейса.
Трансферный пассажир согласно Общим правилам перевозки– пассажир, который в соответствии с договором воздушной перевозки прибыл в аэропорт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика по маршруту перевозки (пункт 115).
Как усматривается из искового заявления истцы прибыли на посадку рейса Москва– Санкт- Петербург в 07 часов 05 минут, то есть через 10 минут после закрытия посадки на рейс. В 06.55 час. зафиксирована неявка Ореховых.
Пунктом 90 ФАП установлено, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.
Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом (пункт 91).
Истцы обратились к ответчикам с претензиями о возмещении понесенных расходов на приобретение новых авиабилетов, в удовлетворении заявленных требований им отказано.
Исходя из положений приведенных норм, а также статей 13, 32 Закона РФ "О защите прав потребителей" пассажир (потребитель) и перевозчик несут взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заключенного договора воздушной перевозки.
Суд принимает во внимание, что со стороны авиаперевозчика нарушений условий договора, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору воздушной перевозки пассажиров допущено не выявлено. Судом достоверно установлено, что вылет и прибытие авиарейса в аэропорт Шереметьево г.Москвы состоялись по расписанию, доставка пассажиров из самолета до аэропорта, несмотря на неисправность наземного транспорта, осуществлена в разумные сроки.
Кроме того, стороны свободны в заключении договора, истцы имели возможность приобрести билеты с иным временным интервалом стыковки, если полагали, что для них этого времени недостаточно.
Из объяснений представителя ответчика ООО «Авиакомпания ИКАР»» следует, что в случае приобретения авиабилетов через оператора пассажир предупреждается о минимальном времени стыковки рейсов, право принять условия перелета или отказаться от них лежит на потребителе.
Ответственность за несвоевременную явку на посадку на рейс нормами воздушного законодательства возложена на пассажиров. Опоздание истцов на рейс обусловлено действиями самих истцов, поскольку они имели возможность пробрести билеты с иным временным интервалом стыковки, чтобы заблаговременно прибыть к месту регистрации пассажиров. Однако истцы заведомо определили достаточность времени в размере 40 минут с момента приземления воздушного судна в г.юМоскву до выхода из гейта в воздушное судно, следовавшее в г.Санкт-Петербург. При этом суд учитывает, что даже при условии движения автобуса без поломки истцы не успели бы на регистрацию стыковочного рейса: при прибытии в аэропорт в 06.15 час., время посадки в автобус до 06.24 час., время автобуса в пути 21 минута, время движения до стойки регистрации 10 минут, прибытие к стойке регистрации– до 06.55 час., то есть через 10 минут после окончания посадки на рейс, в нарушение пунктов 80, 90 Общих правил перевозки.
Определённое перевозчиком минимальное время стыковки внутренних рейсов 1 час носит рекомендательный характер и не свидетельствует об обязанности авиаперевозчика, при условии своевременного выполнения графика полётов, обеспечить доставку пассажира ко времени посадки на стыковочный рейс. При этом перевозчиком соблюдено минимальное стыковочное время между рейсами.
Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что замена сломанного автобуса произведена ООО «Шереметьево Хэндлинг» в короткое время, отсутствуют основания для вывода, что данный ответчик виновен в опоздании истцов на посадку стыковочного рейса.
Таким образом, для взыскания убытков и, соответственно, применения статьи 15 ГК РФ истец не доказал ни факта нарушения ответчиками принятых на себя обязательств, ни наличия причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, в связи с чем в иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий- судья О.И. Радаева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>