ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2925/2013 от 04.12.2013 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-2925/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 декабря 2013 года Левобережный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего-судьи Семеновой Т.В.

при секретаре Долженковой Е.Г.

с участием заявителя ФИО1

представителя администрации городского округа г.Воронеж по доверенности М.Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действия администрации городского округа г.Воронеж по изменению площади с 31 кв.м. до 6 кв.м. нестационарного торгового объекта (киоска), расположенного в составе торгового ряда с остановочным навесом по <адрес> в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г.Воронеж, утвержденной Постановлением администрации городского округа г.Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ., о возложении обязанности на администрацию городского округа г.Воронеж по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов собственника и внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г.Воронеж, утвержденной Постановлением администрации городского округа г.Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения площади нестационарного торгового объекта (киоска), расположенного в составе торгового ряда с остановочным навесом по <адрес> с 6 кв.м. до 31 кв.м.,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия администрации городского округа г.Воронеж по изменению площади с 31 кв.м. до 6 кв.м. нестационарного торгового объекта (киоска), расположенного в составе торгового ряда с остановочным навесом по <адрес>, остановка «<данные изъяты> в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г.Воронеж, утвержденной Постановлением администрации городского округа г.Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ., о возложении обязанности на администрацию городского округа г.Воронеж по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов собственника и внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г.Воронеж, утвержденной Постановлением администрации городского округа г.Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ. в части изменения площади нестационарного торгового объекта (киоска), расположенного в составе торгового ряда с остановочным навесом по <адрес> с 6 кв.м. до 31 кв.м..

В обоснование заявленных требований указывает, что Комитетом главного архитектора городского округа город Воронеж ему выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на установку нестационарного торгового объекта (киоска) в составе торгового ряда с остановочным навесом по продаже цветов, площадью 31 кв.м., по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к Главе городского округа город Воронеж с заявлением о продлении срока действия разрешительной документации, в связи с чем срок действия ордера был продлен на три года, до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с решением Воронежской городской Думы №790 от 25.04.2012г. «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов торговых объектов на территории городского округа город Воронеж», вводящие ограничения по площади нестационарных торговых объектов до 20 метров, ФИО1 обратился с заявлением о разработке эскизного проекта (архитектурного решения) его киоска площадью 20 кв.м. в составе остановочного ряда, в чем ДД.ММ.ГГГГ было отказано со ссылкой на то, что в схеме, утвержденной Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ № площадь киоска заявителя составляет 6 кв.м.

Считает, что при разработке схемы и её утверждении Постановлением № Администрации городского округа город Воронеж были нарушены его права и интересы как собственника, в связи с чем действия Администрации являются необоснованными и незаконными.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

На момент утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г.Воронеж Постановлением администрации городского округа г.Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ., у него была разрешительная документация на киоск площадью 31 кв.м. в соответствии с Положением о порядке установки и эксплуатации павильона, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа г.Воронеж, утвержденного Решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в настоящее время недействующий нормативный акт).

Таким образом, у администрации городского округа г.Воронеж не имелось правовых оснований по включению спорного киоска в Схему размещения нестационарных торговых объектов площадью несоответствующей действительности и действующей разрешительной документации.

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что о нарушении своего права он узнал в ДД.ММ.ГГГГ. Назначение киоска с 1998 года неоднократно менялось, продавались продукты, хлеб. В настоящее время продаются цветы.

Представитель заинтересованного лица администрации городского округа г.Воронеж по доверенности М.Н.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв (л.д. 84-87), просила применить срок исковой давности для обращения в суд в соответствии со ст.256 ГПК РФ.

Рассмотрев представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ, Закон о торговой деятельности) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Таким образом, оспариваемое Постановление от 05.05.2011г. № 407 рассчитано на неоднократное применение, закрепленные в нем схемы размещения торговых объектов распространяются на неограниченный круг потребителей - субъектов предпринимательской деятельности и являются одним из оснований для разрешения вопроса о размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Оспариваемое действие администрации городского округа г.Воронеж в соответствии с Постановлением № № «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж» было надлежащим образом опубликовано в официальном источнике информации. Нарушений порядка вступления в силу оспариваемых нормативных правовых актов судом не установлено.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий закреплена в статье 12 Конституции Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о торговой деятельности правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона о торговой деятельности).

В соответствии со статьей 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 381-ФЗ Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан Приказ от 20.12.2010г. № 174 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области».

Пунктом 5 Порядка определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.

В силу пункта 28.1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004г. № 150-I исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе, утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком реализует администрация городского округа в лице ее органов и подразделений.

Таким образом, оспариваемое Постановление принято администрацией городского округа город Воронеж в пределах ее компетенции.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Аналогичное положение содержится в пункте 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской обл. от 20.12.2010г. № 174 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области». Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под стационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что эксплуатируемый им киоск является стационарным.

Указанные доводы заявителя являются несостоятельными по следующим основаниям.

В пункте 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992г. № 65 «О свободе торговли» предусмотрено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти. При этом право осуществления торговой деятельности данный Указ связывает с соблюдением порядка размещения торговых мест, которые определяются на основании решений органов местного самоуправления.

Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006г. № 271-II «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж».

Пунктом 1.2 указанного Положения установлено, что павильоном признается оборудованное строение, не относящееся (согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ) к объектам капитального строительства и не являющееся объектом недвижимости, с ограниченным сроком действия разрешительной документации (до 5 лет), имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Выполняются в основном из сборно-разборных конструктивных элементов без подземных помещений.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения павильоны, киоски устанавливаются на основании следующих разрешительных документов:

- ордера на установку павильонов, киосков;

- договора на установку павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования;

- приказа директора департамента градостроительства и земельных отношений, разрешающего эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования;

- договора аренды или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком для размещения павильона, киоска, выносного холодильного оборудования.

Из представленных доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был выдан ордер на установку киоска в составе торгового ряда с остановочным навесом (характеристика – продукты) по утвержденному эскизному проекты площадью 31 кв.м. по <адрес> сроком на 3 года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.88).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был выдан ордер № на установку киоска в составе торгового ряда с остановочным навесом (характеристика – цветы) по утвержденному эскизному проекты площадью 31 кв.м. по <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.89).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением на имя Главы городского округа г.Воронеж о продлении данного ордера (л.д.90).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением на имя председателя комиссии «По установке и эксплуатации киосков, павильонов и выносного холодильного оборудования на территории городского округа г.Воронеж» Управы Левобережного района городского округа г.Воронеж о продлении разрешения на эксплуатацию данного киоска (л.д.91).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился с заявлением на имя руководителя управления главного архитектора по вопросу продления разрешительной документации на киоск с остановочным навесом для реализации цветов по <адрес>л.д.92).

ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 даны ответы, что рассмотрение данного вопроса отложено по просьбе Управы Левобережного района городского округа г.Воронеж (л.д. 93-94,96).

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж дан ФИО1 ответ, что городской межведомственной комиссией «По установке и эксплуатации киосков, павильонов и выносного холодильного оборудования на территории городского округа г.Воронеж» (протокол № 1, решение № 57 от 19.01.2012г.) ему согласовано продление ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на киоск цветы в составе торгового ряда с остановочным навесом по <адрес> на 3 года от даты окончания предыдущего ордера (ДД.ММ.ГГГГ.) – до ДД.ММ.ГГГГ при условии комплексной реконструкции объекта и благоустройства прилегающей территории по проекту, утвержденному УГА до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.98,124-125).

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Исходя из временного характера эксплуатации принадлежащего ФИО1 киоска, действующей разрешительной документации на временную постройку, не являющуюся объектом недвижимого имущества, принимая во внимание положения п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что заявителю предоставлено право на использование нестационарного торгового объекта.

При таких обстоятельствах, администрация городского округа правомерно включила указанный киоск в Схему размещения нестационарных торговых объектов.

Самовольное придание временному сооружению признаков объекта капитального строительства не является основанием для пересмотра органом местного самоуправления мест размещения нестационарных торговых объектов, размещенных в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до утверждения Схемы.

Также суд не усматривает в действиях администрации при издании оспариваемого акта нарушения прав юридического лица, установленных статьей 1 Гражданского кодекса РФ, по приобретению и осуществлению своих гражданских прав своей волей и в своем интересе.

Исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, и на основании приведенных норм законодательства и нормативных правовых актов, суд не находит противоречий оспариваемого нормативного правового акта требованиям пп. 5 ст. 2, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст. 1 Гражданского кодекса РФ.

Кроме этого, согласно ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из представленных и исследуемых в суде документов усматривается, что ФИО1 о нарушении своего права по уменьшению площади киоска с 31 кв.м. до 6 кв.м. узнал ДД.ММ.ГГГГ., с заявлением в суд обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 3-6).

Так, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением на имя руководителя Управления главного архитектора, где просил исправить ошибку в решении межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, кассаемой даты продления ордера не до 2013г., а до 2014г. и увеличить площадь киоска (цветы) с 6 кв.м. до 20 кв.м. (л.д.126)

ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 были даны ответы, что техническая ошибка исправлена, ему согласовано прдление ордера на киоск цветы в составе торгового ряда с остановочным навесом на 3 года от даты окончания предыдущего ордера (ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст.10 ФЗ № 381-ФЗ от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В целях реализации вышеуказанного Закона разработана и утверждена постановлением администрации городского округа г.Воронеж от 05.05.2011г. № 407 Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г.Воронеж. Согласно вышеуказанной Схеме, его временное сооружение имеет площадь объекта 6 кв.м. (л.д.127-129)

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 245 – 250, 254 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 о признании незаконными действия администрации городского округа г.Воронеж по изменению площади с 31 кв.м. до 6 кв.м. нестационарного торгового объекта (киоска), расположенного в составе торгового ряда с остановочным навесом по <адрес> в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г.Воронеж, утвержденной Постановлением администрации городского округа г.Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ., о возложении обязанности на администрацию городского округа г.Воронеж по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов собственника и внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г.Воронеж, утвержденной Постановлением администрации городского округа г.Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения площади нестационарного торгового объекта (киоска), расположенного в составе торгового ряда с остановочным навесом по <адрес> с 6 кв.м. до 31 кв.м., - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения) через районный суд. Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 декабря 2013г.

Судья Семенова Т.В.