Дело № 2-2925/2017 03 мая 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузьминой О.В.
с участием прокурора Ефанова А.А.
при секретаре Крахмаловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории РФ запрещено, ссылаясь на то, что прокуратурой Красногвардейского района СПб проведена проверка по факту размещения в сети интернет запрещенных информационных материалов, в ходе которой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц запрещенной информации на страницах сайтов: <адрес>, а именно указанные сайты распространяют информацию об «электронной валюте» Bitcoin(биткоин), представляющей собой виртуальное средство платежа и накопления (текстовую последовательность, состоящую из букв латинского алфавита и цифр). Указанная криптовалюта не обеспечена реальной стоимостью, не содержит информации о ее держателях (все ее использование анонимно). Оборот биткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средства платежа за оказанные услуги или предоставленный товар, либо трейдеры обменивающие их на различные валюты (рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах. Отсутствие в системах криптовалюты контролирующего центра, влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалюты вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. К примеру если оплата произведена, но услуга или товар не получены, то нет гарантий возврата такого платежа. При этом биткоины в силу децентрализации не имеют субъекта, обеспечивающего их условную платежеспособность. Процесс выпуска и обращения биткоинов полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства. Также, криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютной) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В силу ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для включения в реестр сведений являются, в том числе, вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно п.п. 1,6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание инновационной, расовой или религиозной независимости и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или не имущественных прав граждан, организаций. Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты. Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах криптовалюты, в том числе и Биткоин является денежными суррогатами, способствуют росту теневой экономики и не могут быть использованы гражданами и юридическими лицами на территории РФ. Учитывая приведенные положения законодательства, информация, размещенная на страницах указанных сайтов подлежит признанию в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения указанных сайтов в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Свободное распространение информации об электронной валюте обуславливает активное использование криптовалюты в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивая, служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалюты в схемы, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Информационный материал выявлен прокуратурой Красногвардейского района в ходе мониторинга сети Интернет, произведенного <дата> в помещении прокуратуры Красногвардейского района по адресу: <адрес> В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц. Прокурор просит признать информацию, распространяемую на Интернет-сайтах по сетевым адресам: <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Прокурор в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований суду не представил, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав прокурора, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из представленных суду материалов, прокуратурой Красногвардейского района СПб проведена проверка по факту размещения в сети интернет запрещенных информационных материалов, в ходе которой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц запрещенной информации на страницах сайтов: <адрес>, а именно указанные сайты распространяют информацию об «электронной валюте» Bitcoin(биткоин), представляющей собой виртуальное средство платежа и накопления (текстовую последовательность, состоящую из букв латинского алфавита и цифр).
Указанная криптовалюта не обеспечена реальной стоимостью, не содержит информации о ее держателях (все ее использование анонимно). Оборот биткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средства платежа за оказанные услуги или предоставленный товар, либо трейдеры обменивающие их на различные валюты (рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах.
Отсутствие в системах криптовалюты контролирующего центра, влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалюты вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки.
К примеру если оплата произведена, но услуга или товар не получены, то нет гарантий возврата такого платежа.
При этом биткоины в силу децентрализации не имеют субъекта, обеспечивающего их условную платежеспособность.
Процесс выпуска и обращения биткоинов полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства.
Также, криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютной) Российской Федерации является рубль.
Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений являются, в том числе, вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно п.п. 1,6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание инновационной, расовой или религиозной независимости и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или не имущественных прав граждан, организаций.
Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты. Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах криптовалюты, в том числе и Биткоин является денежными суррогатами, способствуют росту теневой экономики и не могут быть использованы гражданами и юридическими лицами на территории РФ.
Учитывая приведенные положения законодательства, информация, размещенная на страницах указанных сайтов подлежит признанию в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения указанных сайтов в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Свободное распространение информации об электронной валюте обуславливает активное использование криптовалюты в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности.
Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивая, служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалюты в схемы, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Информационный материал выявлен прокуратурой Красногвардейского района в ходе мониторинга сети Интернет, произведенного <дата> в помещении прокуратуры Красногвардейского района по адресу: <адрес>
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводы, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать информацию, распространяемую на Интернет-сайте по сетевым адресам: <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 03.05.2017 года.