ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2925/2023 от 13.11.2023 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 13.11.2023.

КОПИЯ

УИД 66RS0002-02-2023-002161-70

Дело № 2-2925/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 ноября 2023 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Цициковской Е.А.,

при секретаре Мотовиловой Ю.П.,

с участием истца Черепанова А.А.,

представителя истца Ищенко Э.К.,

представителя ответчика Морозовой П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепанова Алексея Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, произвести замену пломб, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Черепанов А.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга с иском к ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, произвести замену пломб, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, штрафа.

В обоснование своих требований истец указал, что он является долевым собственником *** в ***, ему, его жене и ребенку принадлежит по 1/3 доли в праве общей долевой собственности. Коммунальные услуги предоставляются ответчиком. 02.07.2019 представителем ответчика составлен акт проверки ИПУ, установлены антимагнитные пломбы. 10.03.2023 истец подал заявку о замене ИПУ в связи с истечением срока их действия, 16.03.2023 сотрудником ответчика произведен ввод ИПУ по заявке истца, замечаний к приборам учета и антимагнитным пломбам не имелось. Вместе с тем ответчиком произведено начисление за несанкционированное вмешательство в работу ИПУ учета ГВС и ХВС, в размере 72991,54 руб., в связи с не предоставлением истцом ответчику АМП. Начисление произведено по всем четырем ИПУ, хотя замена произведена в отношении двух приборов учета. 01.06.2023 истец обратился с претензией к ответчику, с требованием произвести перерасчет, исключив указанную сумму начислений, поскольку АМП имелись в наличии у истца, фото и видео подтверждения направлены. Задолженность в полном объеме оплачена истцом во избежание начисления штрафных санкций. Кроме того, 18.02.2021 ответчиком произведена проверка работы ИПУ, установлено нарушение индикаторов АМП на двух приборах учета, в связи с чем произведено начисление штрафа а несанкционированное вмешательство в работу ИПУ в сумме 150 71,49 руб. с учетом 7 проживающих человек на все услуги по водоснабжению ГВС и ХВС. Тогда как, ответчиком составлен акт о количестве проживающих в квартире истца лиц от 18.02.2021, где указано, что проживает 3 человека. Таким образом, начисление произведено некорректно. В отношении акта о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ от 18.02.2021 истец обращался с иском, решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 04.06.2021 в исковых требованиях истцу отказано, апелляционным определением Свердловского областного суда от 09.09.2021 решение оставлено без изменения, при этом указано, что в части несогласия истца с размером начислений за безучетное потребление коммунального ресурса доводы истца отклоняются, поскольку таких требований им не заявлялось, что не лишает его возможности обратиться с самостоятельными требованиями в данной части. Кроме указанного, истец не согласен, чтобы в его квартире использовались антимагнитные пломбы, поскольку они нарушают его права в части корректного начисления. На основании чего истец обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истец, представитель истца, действующий на основании доверенности, требования иска поддержали в полном объеме по обстоятельствам, указанным в иске.

Представитель ответчика Морозова П.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения.

Третьи лица в судебное заседание не явились, представителя не направили, ходатайств и возражений не представили, извещались надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны, пояснения свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Черепанов А.А. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - *** в *** (л.д. 34-36), в квартире отсутствуют зарегистрированные лица, согласно акту от 18.02.2021 фактически проживают 3 человека (л.д. 26-27, 38).

По указанной квартире на имя истца открыт лицевой счет ***, по которому управляющая компания производит начисления платы за оказываемые коммунальные услуги, что подтверждается ответом ООО «ЕРЦ» (л.д. 40-41).

Управление и обслуживание указанным домом осуществляет ООО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» на основании решения общего собрания собственников в МКД, что подтверждается протоколом общего собрания собственников МКД от 18.05.2007 (л.д. 49), сведениями ГИС ЖКС.

Поскольку управляющая организация осуществляет обслуживание дома истца, оказывает ей услуги, поставляет коммунальные услуги, следовательно, между сторонами в данном споре сложились потребительские отношения в смысле Закона РФ «О защите прав потребителей», положения которого и подлежат применению судом в при разрешении данного спора.

Квартира истца оборудована индивидуальными приборами учета холодной воды и горячей воды в кухне и санузле. По заявке истца от 13.03.2023 введены в эксплуатацию ИПУ ХВС *** (кухня) и ГВС *** (санузел), установлены антимагнитные пломбы, о чем имеется подпись заказчика, при этом в отношении демонтированных ИПУ имеется запись о наличии нарушения с кодом № 2 (наличие демонтированного ИПУ, но отсутствие демонтированной контрольной пломбы с антимагнитным индикатором), что подтверждается актом от 16.03.2023 (л.д. 24-25). Указанный акт подписан истцом без каких-либо замечаний, копия акта вручена истцу.

При этом судом установлено, что в квитанции за апрель 2023 года истцу произведено доначисление в сумме 72991,54 руб., из которых по ГВС (за несанкционированное вмешательство) «тепловая энергия» начислено 41693,56 руб., по ГВС (за несанкционированное вмешательство) «ХВС для ГВС» начислено 14165,34 руб., ХВС (за несанкционированное вмешательство) начислено 17132,64 руб. (л.д. 21).

Указанный перерасчет произведен в связи с установленным несанкционированным вмешательством в работу приборов учета ГВС и ХВС за период с 16.12.2022 по 16.03.2023.

Разрешая требования истца в отношении данного акта

В судебном заседании при рассмотрении дела, судом исследовались обстоятельства извещения собственников, направленного ООО «ЕРЦ», в том числе и в адрес истца, на основании поступившего в электронном виде распоряжения ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района», в мае 2020 года, июнь 2020 года, март 2021 года, март 2022 года, июнь 2022 года, декабрь 2022 года, с квитанцией об оплате коммунальных услуг, в связи с чем собственники жилья уведомлены о правилах введения в работу ИПУ, а также установке антимагнитных пломб, а также о последствиях их нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с п. 81 (11) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольныепломбыи индикаторыантимагнитныхпломб, а такжепломбыи устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения фактанарушениятакихпломбили устройств, при этом плата за установку такихпломбили устройств с потребителя не взимается.

Так, согласно положений главы 7 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений /п. 80/.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения /п. 81/.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила N 354), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В силу пункта 81(11) Правил N 354 при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении /п. 81.13/.

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Приведенные положения главы 7 Правил № 354 регламентируют действия потребителя, являющегося собственником жилого помещения, и исполнителя услуги, являющегося управляющей организацией при замене индивидуальных приборов учета в жилом помещении. Истец при принятии решения о замене ИПУ ХВС и ГВС в своей квартире обязан уведомить управляющую компанию в письменной форме не менее чем за два рабочих дня до проведения работ. В случае неявки представителя ответчика в указанное истцом время, истец был вправе произвести замену приборов учета, сохранив прежние приборы учета с установленными на них антимагнитными пломбами, с целью подтверждения исправности замененных приборов учета, действовавших с момента последней проверки.

Указанные положения истец не исполнил, поскольку не обеспечил сохранности антимагнитных пломб, установленных на демонтированных приборах учета воды, не представил их сотруднику управляющей компании, что обоснованно расценено ответчиком, как несанкционированное вмешательство в работу приборов учета, и привело к начислению ответчиком платы по услуге ХВС «подача», ГВС «нагрев» и «подача» исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10, из расчета на семерых лиц.

Вопреки доводам истца о том, что в адрес ответчика им направлено видео и фото материалы, подтверждающие сохранность рисунка АМП, в обязанности собственника жилого помещения входит сохранность ИПУ с установленными на них АМП, иное требованиями Правил не предусмотрено. Уклонение от надлежащего исполнения своих обязанностей явилось основанием для применения штрафных санкций.

Также оценивая довод истца о неправомерности указанного начисления по всем ИПУ, в то время как произведена замена двух приборов учета, суд полагает, что в данной части ответчиком нарушений прав истца не допущено.

Как следует из положений главы 7 Правил № 354, предусмотренные начисления производятся в отношении конкретной коммунальной услуги, в данном случае ХВС и ГВС, а не в отношении конкретного прибора учета, кроме того, законодательством не предусмотрено начисления платы за коммунальную услугу смешанным способом: по показаниям ИПУ и по нормативу, исполнителем может быть применен только один способ в зависимости от наличия и работоспособности приборов учета.

Представленный в материалы дела акт от 16.03.2023 соответствует требованиям, предъявляемыми Правилами № 354, так как содержит в себе необходимые сведения, в том числе: дату и место проведения обследования; сведения об абоненте, у которого оно проводилось, присутствующем при проведении обследования, данные о лице, проводившем обследование, показания прибора учета; описание нарушений, выявленных в ходе обследования, подписан собственником.

Истцом не представлено доказательств того, что им непосредственно в момент составления акта исполнителю предоставлены демонтированные приборы учета с установленными на них антимагнитными пломбами, что сами антимагнитные пломбы имели отображаемый рисунок на момент проверки.

В судебном заседании исследовались представленные фотоматериалы, на которых отображены антимагнитные пломбы с ненарушенным рисунком индикатора, данные обстоятельства не оспаривались сторонами.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля С подтвердил, что срабатывание антимагнитной пломбы происходит от приближения к ней любого вида магнита, в связи с чем происходит соответствующая реакция, от которой на индикаторе АМП пропадает имеющийся рисунок, индикатор становится однотонным черного цвета. Наличие любого участка рисунка, вне зависимости от того, что рисунок сохранен частично, является доказательством того, что на АМП не имелось воздействия магнитом. Гарантийный срок и срок эксплуатации устанавливаются производителем, и являются бессрочными, срок эксплуатации можно определить по срок работы ИПУ, на который установлена пломба.

Вместе с тем, несмотря на сохранность рисунков на АМП, ранее установленных на ИПУ в квартире истца, перерасчет за несанкционированное вмешательство в работу приборов учета произведен ответчиком по иному основанию, как указывалось ранее, – в связи с не предоставлением прежних приборов учета с установленными на них антимагнитными пломбами, с целью подтверждения исправности замененных приборов учета, действовавших с момента последней проверки, а также подтверждения сохранности индикаторов АМП.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по составлению акта от 16.03.2023 с указанием на несанкционированное вмешательство в работу ИПУ являются законными и обоснованными, а, следовательно, основания для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет не имеется.

В отношении требований истца о произведении перерасчета по начислению платы за несанкционированное вмешательство в работу ИПУ за период с 18.11.2020 по 17.02.2020, в связи с несоответствием количества фактически проживающих граждан, на которых произведен перерасчет, а также по количеству ИПУ, в отношении которых установлено вмешательство, суд приходит к следующему.

Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 04.06.2021, апелляционным определением Свердловского областного суда от 09.09.2021, установлено, что 18.02.2021 управляющей компанией произведена проверка работы ИПУ, установлено нарушение индикаторов АМП на двух приборах учета, в связи с чем произведено начисление штрафа за несанкционированное вмешательство в работу ИПУ в сумме 150 71,49 руб. с учетом 7 проживающих человек на коммунальные услуги по ГВС и ХВС (л.д. 12-17).

Указанные истцом в обоснование своих требований доводы опровергаются материалами дела, а именно, согласно акту от 02.07.2019 установлено количество фактически проживающих граждан 7 (л.д. 28-29). В соответствии с актом от 18.02.2021, ответчиком установлено количество проживающих – 3 человека (л.д. 26-27). Вместе с тем, поскольку начисление производится за три предыдущих проверке месяца (с 18.11.2020 по 17.02.2020), доказательств проживания иного количества граждан в спорный период, чем установлено актом от 02.07.2019, суду не представлено, исполнителем не установлено, истцом не доказано. В отношении требований о признании неправомерности указанного начисления по всем ИПУ, в то время как установлено нарушение АМП на двух приборах учета ГВС и ХВС.

Как уже указано было ранее, данный довод истца не основан на законе, подлежит отклонению, поскольку начисление производится за коммунальную услугу, а не в отношении конкретного прибора учета.

В отношении требований истца о возложении обязанности на ответчика демонтировать установленные на ИПУ в квартире истца антимагнитные пломбы, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку как следует из вышеизложенных положений п. 81 (11) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу, и установка АМП является правом исполнителя, вне зависимости от пожеланий собственника жилого помещения.

Поскольку судом не установлено оснований для произведения перерасчета, требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения не подлежат удовлетворению.

Иных требований и доводов истцом не заявлялось и не приводилось, при указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Черепанова Алексея Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, произвести замену пломб, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, штрафа отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня составления решения в окончательном виде.

Судья Е.А. Цициковская