ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2926/17КОПИ от 06.12.2017 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

дело № 2-2926/2017 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2017 года г. Салават

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Пономаревой И.Н.,

при секретаре Хасаевой Р.С.,

c участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО1 по заявлению ФИО2,

представителей ответчика ТСЖ «Ленинградская 17» председателя правления товарищества ФИО3, а также ФИО4, ФИО5, действующих по доверенностям,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ТСЖ «Ленинградская 17» признании незаконным выставление платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире №..., расположенной по адресу: (адрес), со стороны ТСЖ «Ленинградская 17» за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; признании платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире №..., расположенной по адресу: (адрес), со стороны ТСЖ «Ленинградская 17» за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года незаконными; признании незаконными выставление счетов, расчетов и взимания платы за «холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение», «сервисное обслуживание домофона», «отопление», «оплата услуг уборщицы помещений», «компонент ТЭ», «водоотведение», «утилизация ТБО», «текущий ремонт кровли балконов» за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; признании незаконными выставление распечатки платежных документов председателем и членами ТСЖ «Ленинградская 17»,

У С Т А Н О В И Л:

истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Ленинградская 17», указав в обоснование требований, что истец является собственником квартиры (адрес). Являясь исполнителем услуг по содержанию общего имущества, оказанию жилищно-коммунальных услуг, ТСЖ «Ленинградская 17» независимо от формы собственности и организационно-правовой формы обязано предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и норм, установленным нормативам и условиям договора, а также информации о жилищных услугах. Жилищные услуги должны оказываться ответчиком в полном объеме и качественно. Указывает, что на собраниях собственников помещений МКД за период с 00.00.0000 г. по настоящее время ТСЖ «Ленинградская 17» не были утверждены: форма платежного документа; минимальный перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества; смета доходов и расходов; размер платы за содержание и ремонт общего имущества. Информация по тарифам, стандарту раскрытия информации у ТСЖ «Ленинградская 17» отсутствует в информационной системе, на сайтах Реформажкх.Ру, в связи с чем не представляется возможным узнать размеры ежемесячной оплаты по каждому виду оказываемых услуг и проверить правильность их начисления. Указывает, что ТСЖ обязано иметь на своем счету собственные средства, в таком объеме, чтобы независимо от оплаты услуг жителями иметь возможность приобрести услуги - для последующего "предоставления услуг". Потребителем услуг может быть исключительно физическое лицо, но не юридическое. Правоотношения между товариществом и не членом ТСЖ урегулированы ЖК РФ и Уставом, согласно которому товарищество наделено правом распоряжаться общим имуществом исключительно в установленном законом порядке. Общее собрание ТСЖ в установленном законом порядке не принимало решения о необходимых расходах на содержание и ремонт общего имущества; не принимало решения об установлении размеров платежей для каждого собственника. Отсутствие протокола заседания правления с вопросом "составление сметы доходов и расходов на год" указывает на нарушение правлением своей обязанности. У общего собрания нет права рассматривать вопрос о смете, если правление не принимало решения вынести такой вопрос на общее собрание. Поэтому у председателя правления ТСЖ не возникло права распоряжаться доходами. Собрание решает, какой объем услуг (работ) оно соглашается передать на исполнение управляющей организации. При отсутствии такого решения не возникает право на выставление счетов на оплату оказанных услуг или выполненных работ. В платежном документе должен быть указан объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод. Ответчик предъявляет платежные документы из которых невозможно увидеть объемы потребленных услуг. ТСЖ не является поставщиком какой-либо коммунальной услуги и выставляемые ТСЖ платежные документы не соответствуют требованиям закона, а потому не подлежат оплате. Договор управления многоквартирным домом не заключен. Размер платы за отопление не соответствует установленному размеру платы (равномерно за весь период). ТСЖ «Ленинградская 17» не имеет право выставлять счета и взыскивать оплату на оказанные услуги.

В связи с чем истец просила суд: признать незаконным выставление платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире №... по адресу: (адрес), со стороны ТСЖ «Ленинградская 17» за период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г.; признать платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире №..., расположенной по адресу: (адрес), со стороны ТСЖ «Ленинградская 17» за период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000. незаконными.

Уточнив исковые требования, истец ФИО1 просила суд признать незаконным выставление платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире №..., расположенной по адресу: (адрес), со стороны ТСЖ «Ленинградская 17» за период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г.; признать платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире №..., расположенной по адресу: (адрес), со стороны ТСЖ «Ленинградская 17» за период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. незаконными.

Истец ФИО1, представитель истца ФИО1 по заявлению ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, уточнили исковые требования, так же просили суд признать незаконным выставление счетов, расчетов и взимания платы за «холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение», «сервисное обслуживание домофона», «отопление», «оплата услуг уборщицы помещений», «компонент ТЭ», «водоотведение», «утилизация ТБО», «текущий ремонт кровли балконов» за период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г.; признать незаконным выставление распечатки платежных документов председателем и членами ТСЖ «Ленинградская 17». Суду ФИО1 дополнительно пояснила, что в жилом помещении - квартире № ...(адрес) никто не проживает, она закрыта, приборы учета установлены, опломбирование производилось, электричеством никто не пользуется, показания приборов учета не передавала, у ответчика всегда закрыта дверь, протоколы общих собраний собственников МКД, которыми утверждены тарифы на коммунальные услуги, не обжаловала.

Представители ответчика ТСЖ «Ленинградская 17» председатель правления товарищества ФИО3, действующие по доверенности ФИО4, ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, просили в удовлетворении отказать, суду пояснили, что форма платежного документа утверждена Постановлением Правительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №354, ТСЖ «Ленинградская 17» является юридическим лицом, выставлять платежные документы обязано, истцом документов не получения услуг, предоставленных ТСЖ, не представлено. Согласно статье 143.1 ЖК РФ предусмотрен порядок ознакомления с документами ТСЖ и истцом не представлено доказательств, что нарушены ее права по отказу в ознакомлении с документами ТСЖ. Истцом избран ненадлежащий способ защиты права, так как ее права не нарушены. В соответствии с Постановлением Правительства может быть произведен перерасчет при предоставлении услуг, но истец в ТСЖ за перерасчетом предоставленных услуг не обращалась. Для выставления счетов ТСЖ «Ленинградская 17» используется лицензионная программа 1С «Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ».

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации должны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещений в многоквартирном доме установлена частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в себя, в частности, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

На основании пункта 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В силу статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из содержания приведенных норм следует, что основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который исполнитель обязан представить потребителям в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 (далее по тексту Правила).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 33 Правил потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно пункту 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с пунктом 69 Правил в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

В пункте 71 Правил указывается на то, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 924/пр утверждены Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее - Методические рекомендации), разработанные в целях разъяснения порядка заполнения примерной формы платежного документа, предназначенного для внесения и (или) расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее - платежный документ) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.

В соответствии с пунктами 3, 4 Методических рекомендаций платежный документ рекомендуется применять для информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги - ресурсоснабжающим организациям, за исключением платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также за содержание и ремонт жилого помещения - исполнителю услуг, в случаях, установленных частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Платежный документ может применяться также для внесения потребителями платы за иные услуги и выполненные для них работы в соответствии с договором, заключенным между потребителем и исполнителем коммунальных услуг и (или) договором управления многоквартирным домом.

Платежный документ рекомендуется использовать для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, указание которой предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг. Исполнителю услуг (работ) в целях дополнительных пояснений рекомендуется вносить в оформляемый им платежный документ изменения путем внесения дополнительной информации при сохранении набора обязательных показателей.

Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах, в том числе на общедомовые нужды, и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По положениям Правил обязанность по выставлению квитанций на оплату коммунальных ресурсов, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, возложена на исполнителя коммунальных услуг.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником квартиры № ...(адрес) на основании договора купли-продажи № ... от 00.00.0000 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 00.00.0000 года серии .......

В силу статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников жилья, являющиеся некоммерческой организацией, действующей в соответствии с законом и создаваемой для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений.

В соответствии со статьей 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Сторонами по делу не оспаривался факт того, что ответчик ТСЖ «Ленинградская 17» является организацией, уполномоченной в установленном порядке осуществлять управление многоквартирным домом (адрес), то есть исполнителем коммунальных услуг.

По правилам части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество вправе в интересах членов ТСЖ, а также собственников помещений заключать договоры, направленные на обеспечение содержания общего имущества, его ремонт, а также на предоставление коммунальных услуг.

Законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников закрепил принятие решения об этом на общем собрании членов ТСЖ помещений в многоквартирных домах.

По правилам статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос формирования и утверждения размера обязательных платежей и взносов членов товарищества отнесен к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ. По правилам статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации решение собственников помещений в доме по вопросу выбора формы управления многоквартирным домом посредством создания ТСЖ является обязательным для всех собственников.

В связи с этим следует исходить из того, что решения членов ТСЖ «Ленинградская 17», принятые на общем собрании собственников многоквартирного дома, регулирующие вопросы, связанные с управлением многоквартирным домом, оплаты жилищно-коммунальных услуг, не отменены, в судебном порядке не оспорены, в связи с чем в установленном порядке подлежат исполнению всеми членами ТСЖ и обязательны в равной степени для всех собственников помещений в указанном многоквартирном доме.

Протоколы общих собраний истцом не обжалованы.

Ответчик ТСЖ «Ленинградская 17» также производит начисления и выставляет истцу квитанции по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

ФИО1 и ТСЖ «Ленинградская 17» соглашение о порядке предоставления платежного документа в ином виде, кроме бумажного носителя, не заключали.

За спорный период, а именно: с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. ТСЖ «Ленинградская 17» выставляло истцу платежные документы для оплаты услуг по содержанию жилья, вывозу отходов, что не оспаривалось истцом.

Истец ФИО1 ссылается на то, что договор управления многоквартирным домом между ТСЖ «Ленинградская 17» и ФИО1 в письменной форме не заключался.

Однако отсутствие договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственника от указанной обязанности и не должно служить препятствием для реализации права ТСЖ, которое фактически несет такие расходы на их возмещение за счет получения соответствующих платежей от собственников помещений многоквартирного дома. Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла у ФИО1 с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Учитывая, что истец пользовалась указанными услугами, у нее возникла обязанность по оплате за пользование коммунальными услугами и услугами по содержанию жилья.

Поскольку техническое обслуживание дома и предоставление коммунальных услуг в жилые помещения, находящиеся в доме по указанному адресу, осуществляется ТСЖ «Ленинградская 17» на основании договоров, заключенных с ресурсоснабжающими, эксплуатационными и другими организациями, при этом, доказательств, опровергающих размер фактически понесенных ТСЖ «Ленинградская 17» расходов за указанные услуги и работы, истцом не оспариваются, то выставление платежных документов на оплату жилищных услуг по квартире ... по указанному адресу обоснованно.

Доводы истца о том, что ТСЖ «Ленинградская 17» не является надлежащим «кредитором», имеющим прав взыскивать с нее оплату за пользование коммунальными услугами и услугами по содержанию жилья, несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела, из которых видно, что ТСЖ «Ленинградская 17» на основании протокола общего собрания собственников помещений фактически осуществляет управление домом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое истцом, что дает основание ответчику принимать плату за содержание помещений, ремонт и коммунальные услуги в порядке пункта 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, как управляющей организации.

Выставление ТСЖ «Ленинградская 17» (распечатки платежных документов председателем и членами ТСЖ «Ленинградская 17») платы за жилое помещение, в том числе платежей по административно-хозяйственным расходам, не противоречат положениям статей 137, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, направлены на оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, его содержанию, установлена на основании ведомостей о финансово-хозяйственной деятельности, решений общих собраний членов ТСЖ и собственников, которые никем не оспорены и не отменены и, соответственно, являются обязательными для всех собственников квартир.

Исковые требования о незаконности выставления счетов, расчетов и взимания платы за «холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение», «сервисное обслуживание домофона», «отопление», «оплата услуг уборщицы помещений», «компонент ТЭ», «водоотведение», «утилизация ТБО», «текущий ремонт кровли балконов» за период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г., не подлежат удовлетворению, поскольку размер задолженности исчисляется ответчиком согласно ведомостям расходов, договоров с обслуживающими организациями на горячее и холодное водоснабжение, центральное отопление, техническое обслуживание, при этом расходы по указанным договорам ежемесячно распределяются ТСЖ «Ленинградская 17» по собственникам помещений пропорционально их долям в собственности, а также принятыми на общем собрании собственников ставок и тарифов.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что истцом ФИО1 исковых требований в части перерасчета размера платы за коммунальные услуги «холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение», «сервисное обслуживание домофона», «отопление», «оплата услуг уборщицы помещений», «компонент ТЭ», «водоотведение», «утилизация ТБО», «текущий ремонт кровли балконов», не заявлялось. Каких-либо доказательств в подтверждение заявленного иска, расчета взыскиваемых сумм, в соответствие с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом суду не представлено. Истец ФИО1 указала, что оплата оказанных жилищно-коммунальных услуг не соответствует требованиям законодательства, однако, несогласие с расчетом, представленной в платежном документе ТСЖ «Ленинградская 17», суммы не выразила, в суд доводов и доказательств в их подтверждение, иного расчета указанных сумм, не представила.

Доказательств, того, что истцом ФИО1 в адрес ответчика ТСЖ «Ленинградская 17» были направлены заявления с просьбой о проведении перерасчета по коммунальным платежам за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года и приведении формы платежного документа ТСЖ «Ленинградская 17» для внесения платы за содержание, ремонт помещений, и предоставления коммунальных услуг по лицевым счетам в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, а также доказательств того, что ей в удовлетворении указанных требований было отказано, не представлено.

В силу закона управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, на которого возложена обязанность по выставлению счетов потребителям на оплату коммунальных услуг и сбору денежных средств с потребителей.

Следовательно, ответчик обязан выставлять счета потребителям, в том числе ФИО1, на оплату потребляемых коммунальных услуг. Каких-либо доказательств того, что исполнение данной обязанности ТСЖ «Ленинградская 17» на законных основаниях делегировало какой-либо иной управляющей организации, материалы дела не содержат.

Разрешая заявленный спор, суд приходит к выводу, что выставление платежных документов ТСЖ «Ленинградская 17» собственнику жилого помещения ФИО1 по несению расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг, поскольку техническое обслуживание дома, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее, в том числе, истцу на праве собственности, находящееся в этом доме, фактически осуществляется ТСЖ «Ленинградская 17», которое и несет соответствующие расходы на основании договоров, заключенных с ресурсоснабжающими, эксплуатационными и другими организациями, не противоречит требованиям закона.

Доводы ФИО1 о не предоставлении ТСЖ «Ленинградская 17» информации по тарифам, стандарту раскрытия информации несостоятельны.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

При этом приоритетным в силу положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты является судебная защита нарушенных гражданских прав.

Принцип судебной защиты состоит в публичной принудительной защите и восстановлении действительно нарушенных (оспариваемых) прав, лица, обратившегося в суд, либо в случаях, предусмотренных законом, лица, в интересах которого иное лицо обратилось в суд. Несуществующие права и несоответствующие закону интересы, равно как и не нарушенные в действительности права, судебной защите не подлежат.

Доказательств того, что отказом в предоставлении финансово-хозяйственной документации, относящейся к деятельности ТСЖ «Ленинградская 17» нарушены права истца ФИО1, материалы дела не содержат, иных оснований защиты нарушенных прав ею указано не было, в то время как судебной защите подлежит только нарушенное право, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Согласно части 1 статьи 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.

Положениями части 3 статьи 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, с которым члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право знакомиться, к которым относятся: устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; реестр членов товарищества; бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы; иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.

Исходя из положений части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.

В развитие данной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию указанными организациями, порядку, способам и срокам ее раскрытия.

В соответствии со Стандартом товарищество путем размещения информации на официальном сайте в сети Интернет, на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде обязано раскрывать следующую информацию: общую информацию о товариществе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы (пункты 3, 5 (1)).

Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке (пункт 4).

В соответствии с пунктом 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.

Таким образом, действующим жилищным законодательством регламентирована обязанность ТСЖ «Ленинградская 17» по предоставлению информации, документов для ознакомления.

Допустимых и достоверных доказательств нарушения прав истца ответчиком в части не предоставления возможности ознакомления с документами, предусмотренными статьей 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, не представлено.

Лицо при ознакомлении с информацией вправе самостоятельно делать интересующие выписки из документов, не содержащих персональные данные, подлежащие защите.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих, что ФИО1 обращалась в ТСЖ «Ленинградская 17» по вопросу предоставления ей каких-либо документов и председатель ТСЖ «Ленинградская 17» отказал ей в этом, истцом не представлено.

В связи с недоказанностью нарушения права истца на ознакомление с указанными ФИО1 документами, основания для защиты ее прав отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать (статьи 56, 3 ГПК РФ).

Доводы о том, что истец просила ответчика предоставить ей возможность ознакомиться с запрашиваемыми документами, а также о том, что фактическое ознакомление с документами по месту нахождения ТСЖ «Ленинградская 17» не представляется возможным, поскольку дверь закрыта, отклоняются, так как указанные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, необходимыми и достаточными доказательствами не подтверждены.

Как установлено в ходе судебного разбирательства дела, что ТСЖ «Ленинградская 17» не чинятся препятствия ФИО1 в ознакомлении с документами, отказано лишь в их копировании. Бесспорных доказательств обратного суду не представлено, судом не добыто.

Таким образом, ни действующим законодательством, ни Уставом ТСЖ «Ленинградская 17», ни Положением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731, не предусмотрена возможность снятия (изготовления) копии с документов, в том числе с помощью технических средств, закрепляя право данных лиц только на ознакомление с указанными документами.

При таких обстоятельствах и с учетом приведенных норм материального права, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для возложения данной обязанности на ТСЖ «Ленинградская 17».

По смыслу положений статей 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способ защиты права предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения.

В этой связи субъект права вправе применить только определенный способ защиты гражданских прав, так как право истца на выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права не предполагает избрание им произвольного способа, который не носит правовой характер, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты в судебном порядке.

При таких обстоятельствах истцом избран неверный способ защиты права путем заявления требования о признании платежных документов недействительными, не предусмотренного законом и не приводящего к действительному, реальному восстановлению нарушенного или оспариваемого права.

Применительно к пунктам 98-101 Правил N 354 надлежащим способом защиты будет являться иск о перерасчете платежей.

Учитывая, что согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям, при этом заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для признания незаконными действия ответчика по предъявлению ФИО1 платежных документов на оплату коммунальных услуг.

Таким образом, суд, исходя из заявленных исковых требований и руководствуясь вышеизложенными нормами права, пришел к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат в полном объеме, поскольку ответчик как исполнитель коммунальных услуг обязан выставлять счета потребителям и производить сбор платежей, а истец не доказал, что данные действия ответчика нарушают ее права и законные интересы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление ФИО1 к ТСЖ «Ленинградская 17» о признании незаконным выставление платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире №..., расположенной по адресу: (адрес), со стороны ТСЖ «Ленинградская 17» за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; признании платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире №..., расположенной по адресу: (адрес), со стороны ТСЖ «Ленинградская 17» за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года незаконными; признании незаконными выставление счетов, расчетов и взимания платы за «холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение», «сервисное обслуживание домофона», «отопление», «оплата услуг уборщицы помещений», «компонент ТЭ», «водоотведение», «утилизация ТБО», «текущий ремонт кровли балконов» за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; признании незаконными выставление распечатки платежных документов председателем и членами ТСЖ «Ленинградская 17» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Салаватский городской суд Республики Башкортостан.

Судья подпись И.Н. Пономарева

Решение изготовлено 11 декабря 2017 года

Верно. Судья И.Н. Пономарева

Решение не вступило в законную силу 06 декабря 2017 года.

Секретарь

Решение вступило в законную силу

Судья

Секретарь

Подлинник решения подшит в гражданское дело №2-2926/2017 Салаватского городского суда РБ