ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2926/2013 от 18.10.2013 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу № 2-2926/2013г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации   18 октября 2013 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи Петрика С.Н.,

при секретаре Хатковой Л.Р.,

с участием помощника прокурора . ФИО1, истца ФИО2, представителя истца ФИО3 (по доверенности), представителя ответчика ФИО4 (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея о признании действий незаконными,

Установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея о признании действий незаконными. В пояснение иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу законности реализации права на получение субсидий по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».По результатам проведенной проверки установлено, что молодая семья ФИО2 составом семьи три человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, а также состоит с ДД.ММ.ГГГГ в списке молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности для участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» и включена в список молодых семей - участников указанной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по муниципальному образованию «<адрес>». ФИО2 в администрацию МО «<адрес>» представлены все документы необходимые для получения субсидии по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года». В заявлении для включения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, в графе подпись заявителя - отсутствовала подпись ФИО2, В связи с чем, ФИО2 в соответствии с выпиской из Протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по рассмотрению документов о предоставлении субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности в 2013 г., представленной Министерством сельского хозяйства РА в прокуратуру города не был включен в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года". Считали, что данные действия Министерства сельского хозяйства РА, противоречат действующему законодательству. Просили суд: признать незаконными действия Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея в части отказа ФИО2 о включении его в сводный список граждан на получение субсидии в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села на 2013 год»; обязать Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея включить ФИО2 в сводный список граждан на получение субсидии в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села на 2013 год».

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Истец ФИО2 поддержал исковые требования, указал, что подписывал заявление на участие в программе.

Представитель истца просила удовлетворить иск полностью.

Представитель ответчика возражал относительно удовлетворения заявленных требований, представил письменные возражения, в которых указал, что приказом Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент предоставления министерством государственной услуги по предоставлению средств государственной поддержки на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов на селе. В соответствии с п. 2.10 регламента решение об отказе в предоставлении государственной услуги может быть принято в случае, если предоставленные документы по форме, содержанию или комплектности не соответствуют требованиям действующего законодательства. В соответствии с п. 28 Порядка предоставления социальных выплат семьям и молодым специалистам Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в томчисле молодых семей и молодых специалистов, являющегося приложением № 16 к постановлению Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 « О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года"молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением № 2 к Типовому положению. ФИО2 данное обязательное условие выполнено не было, заявление не подписывалось, а, следовательно, в материалах учетного дела отсутствует обращение ФИО2 о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года". Указанное является основанием для его отказа во включении в сводный список участников мероприятий – получателей социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" на 2013 г. Кроме того, ответчик указал, что из предусмотренных на обеспечение указанных социальных выплат в 2013 г. денежных средств в размере <данные изъяты> руб. использовано <данные изъяты> тыс.руб., т.е. недостаточно для предоставления социальной выплаты молодой семье или молодому специалисту. Просили в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица, администрации муниципального образования «<адрес>», уведомленного о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Во исполнение Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Данная программа включает в себя принятие мер направленных на устойчивое развитие сельских территории. Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя, в том числе мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений. Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а так же создание условий для социально-демографической ситуации в сельской местности. Достижение поставленных целей осуществляется, в том числе, путем улучшения жилищных условий сельского населения. Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» определено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Указанным Типовым положением устанавливается порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

На основании указанной федеральной целевой программы ответственным исполнительным органом за реализацией в соответствии с программой мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является Министерство сельского хозяйства России и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ на местах.

Ответственным исполнительным органом в Республике Адыгея определено Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея. Программой установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение № 16). Приложением № 1 к данным Правилам является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Согласно п.п. 12, 14-15 Типового положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты при соблюдении условий, установленных п. 4 Типового положения (постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средствсоциальной выплаты; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий) и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по установленной форме.

Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их в уполномоченные государственные органы субъектов РФ. Уполномоченные органы субъектов РФ на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия, утверждают сводные списки, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в полномочия Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея входит принятия решений о предоставлении гражданам социальных выплат и включении в число участников федеральной целевой программы, оно уполномочено принимать решения о включении граждан в сводный список участников программы и выдавать участникам свидетельства, по которым они впоследствии получают социальные выплаты. Орган местного самоуправления ведет прием документов от граждан на местах, формирует списки претендентов на участие в программе и направляет их уполномоченному на реализацию программы органу. Поскольку решение вопроса о включении граждан в участники программы входит в полномочия исключительно Министерства сельского хозяйства РА, следовательно, указанный орган вправе как включить претендента в число участников, так и отказать во включении, однако такое решение не может быть произвольным.

Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и порядок выдачи им свидетельств утвержден Постановлением Кабинета Министров РА от 01.07.2009 N 149 "О предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Адыгея на финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года».

Кроме того, приказом Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент предоставления министерством государственной услуги по предоставлению средств государственной поддержки на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов на селе. В соответствии с п. 2.10 регламента решение об отказе в предоставлении государственной услуги может быть принято в случае, если предоставленные документы по форме, содержанию или комплектности не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно протокола заседания комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея по рассмотрению документов о предоставлении субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности в 2013 г., комиссия, рассмотрев документы ФИО2, установила, что заявление для включения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года» ФИО2 не подписано, и руководствуясь положениями вышеуказанного п. 2.10 регламента, члены комиссии проголосовали против включения ФИО2 в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ по предусмотренной форме было представлено ФИО2 в органы местного самоуправления. В данном заявлении в графе «подпись заявителя» ФИО2 не проставлена подпись. Однако ниже, под указанной графой, в графе «совершеннолетние члены семьи с заявлением согласны:» имеется подпись ФИО2 с указанием даты. Таким образом, ФИО2 как один из членов своей семьи выразил свое согласие с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года ».

В ходе судебного заседания ФИО2 пояснил, что подписывал указанное заявление.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Надлежащих доказательств того, что в рассматриваемом заявлении отсутствует подпись ФИО2 ответчиком суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея оснований для отказа ФИО2 по включению его в сводный список граждан на получение социальной выплаты в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села на 2013 год».

В связи с этим, иск прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея о признании действий незаконными подлежит удовлетворению.

Суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея о признании действий незаконными удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея в части отказа ФИО2 о включении его в сводный список граждан на получение социальной выплаты в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села на 2013 год».

Обязать Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея включить ФИО2 в сводный список граждан на получение социальной выплаты в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села на 2013 год».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23.10.2013 г.

Председательствующий: С.Н. Петрик