ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2927/20 от 12.11.2020 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-2927/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2020 года

Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе

председательствующего судьи Хохловой Н.Г.,

при секретаре Мичуриной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г. Н. Новгорода гражданское дело по иску Прокурора Приокского района города Нижнего Новгорода в интересах РФ к Степанину Е. И. об обращении объекта недвижимости в доход государства, прекращении права собственности на объект недвижимости

установил:

[ адрес ] города Нижнего Новгорода в интересах РФ обратился в суд с иском к Степанину Е. И. об обращении объекта недвижимости в доход государства, прекращении права собственности на объект недвижимости – [ адрес ] г. Н. Новгорода.

В обоснование требований ссылается на то, что Управлением делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области в прокуратуру области направлены материалы контроля за расходами в отношении начальника управления благоустройства, коммунального хозяйства и содержания дорог администрации Приокского района г. Н.Новгорода Степанина Е.И.

В результате проведенных проверочных мероприятий установлено несоответствие расходов Степанина Е.И. его доходам.

Степанин Е.И.[ 00.00.0000 ] приобрел по договору купли - продажи с Самюсок В. И. квартиру, расположенную по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ], за 3000000 рублей. Согласно п. 2.1 договора полная стоимость указанной квартиры Степаниным Е.И. оплачена из собственных средств до подписания договора купли - продажи.

По договору купли-продажи от [ 00.00.0000 ] Степанин Е.И. приобрел земельный участок, расположенный по адресу: Н.[ адрес ] участок [ № ], стоимостью 700000 рублей.

Информация о данных сделках указана в представленной Степаниным Е.И. в справке о доходах за 2017 год в разделе 2 «Сведения о расходах».

В качестве источника приобретения земельного участка [ № ]Степаниным Е.И. указаны накопления за предыдущие годы.

Степаниным Е.И. за период с января 2015 года по октябрь 2017 года получен доход в сумме 2 372 333 рубля, в виде заработной платы, пособия по временной нетрудоспособности и средств от продажи в 2015 году легкового автомобиля Lexus GX - 470, 2003 года выпуска.

Учитывая величину прожиточного минимума, устанавливаемого ежеквартально постановлением Правительства Нижегородской области по основным социально - демографическим группам населениям Нижегородской области, минимальные расход Степанина Е.И. и его двух несовершеннолетних детей за анализируемый период составил 945565 рублей. Исходя из данных расчетов Степанин Е.И. мог накопить к ноябрю 2017 700000 рублей. Даже при наличии покупки двух автомобилей Toyota LandCruiser 1994 и 1997 года выпуска за 200 000 рублей каждая.

Согласно справке о доходах за 2017 год в разделе 2 «Сведения о расходах» источником денежных средств при покупке квартиры, расположенной по адресу: г. Н.Новгород, [ адрес ], Степанин Е.И. указал денежных средств полученные в дар от его матери - Степаниной Т.К. в сумме 3000000 рублей.

Согласно пояснениям Степанина Е.И. денежные средства были получены Степаниной Т.К. от продажи двух однокомнатных квартир, унаследованных ее супругом Степаниным И.Н., денежных средств, полученных по завещанию от Степанина И.Н. в 2011 году, а также ее личные сбережения.

Проведенной проверкой установлено, что за период 2012 год по 2017 год Степаниной Т.К. приобретено следующее имущество: квартира по адресу: Г.Н.Новгород, [ адрес ], обшей площадью 70, 3 кв. м., свидетельство о праве собственности от [ 00.00.0000 ] , сумма сделки составила 4110560 рублей; квартира по адресу: г. Н.Новгород, [ адрес ] общей площадью 38, 4 кв. м., свидетельство о праве собственности от [ 00.00.0000 ] , сумма сделки составила 2429910 рублей. Общая стоимость приобретенного недвижимого имущества Степаниной Т.К. за указанный период составила 60540470 рублей.

Согласно информации ПФР по Нижегородской области данные о работе Степаниной Т.К. за период 2005 по 2017 г. отсутствуют.

Таким образом, к доходам, полученным Степаниной Т.К. за период с 2006 по 2017 г.г., относится пенсия в обшей сумме 903257 рублей, денежные средства, полученные от дочери (Самосюк А.И.) в сумме 1000000 рублей от продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Н.Новгород, [ адрес ], наследство от супруга Степанина И.Н. в сумме 795000 рублей. Общая сумма полученного дохода составила 2698257 рублей.

Данные факты указывают о невозможность накопления и последующего дарения суммы в размере 3000000 рублей.

Кроме того, объективных данных, подтверждающих передачу Степаниной Т.К. денежных средств на приобретение квартиры Степаниным Е.И., не представлено.

По мнению прокурора, ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие приобретение на законные доходы вышеуказанного имущества, соответственно оно в порядке ст. 17 ФЗ № 230-ФЗ подлежит обращению в доход РФ.

Просит суд обратить в доход Российской Федерации объект недвижимости: квартиру, общей площадью 40,7 кв.м., расположенную по адресу: [ адрес ], приобретенную на основании договора купли- продажи б/н от [ 00.00.0000 ] , и долю в праве собственности на общее имущество жилого дома и инженерного оборудования, прекратить право собственности Степанина Е. И. на объект недвижимости: квартиру, общей площадью 40,7 кв.м., расположенную по адресу: [ адрес ], приобретенную на основании договора купли- продажи б/н от [ 00.00.0000 ] , и долю в праве собственности на общее имущество жилого дома и инженерного оборудования .

В судебном заседании пом. [ адрес ] г. Н. Новгорода Короткова И.К. поддержала заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании Степанин Е.И., его представитель (по ордеру) адвокат Харламова И.В. возражали против иска в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на иск .

3 лицо Степанина Т.К. в судебном заседании возражала против иска в соответствии с доводами Степанина Е.И.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени, месте слушания дела

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав стороны, свидетелей Котылева А.К., Могилевскую М.В., исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, установив значимые по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

Одной из форм противодействия коррупции является осуществление контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (статья 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции").

Категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, и порядок осуществления такого контроля установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Согласно части 1 статьи 3 данного федерального закона лицо, замещающее (занимающее) одну из указанных выше должностей, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В соответствии с положениями подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, по решению суда подлежит обращению в доход Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ прокурор обязан представить доказательства приобретения ответчиком (ответчиками) в отчетном периоде земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую его (их) общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В частности, прокурор обязан представить доказательства принадлежности спорного имущества кому-либо из ответчиков, приобретения его в отчетном периоде, доказательства, подтверждающие действительную стоимость имущества, факт превышения стоимости этого имущества по отношению к совокупному доходу ответчиков за три последних года, предшествовавших отчетному периоду, а также материалы, свидетельствующие о соблюдении при осуществлении контроля за расходами процедуры, установленной Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Следует учитывать, что действующее законодательство не предусматривает возможности учета в числе расходов лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, и членов его семьи прожиточного минимума, затрат на оплату коммунальных услуг, алиментных выплат и других, не относящихся к расходам на приобретение имущества, предусмотренного положениями части 1 статьи 4, статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в течение четырех месяцев со дня получения материалов, предусмотренных частью 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", после чего в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"

1. Невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, является правонарушением.

2. Лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнению с государственной или муниципальной службы, из Банка России, с работы в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, или организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, влечет за собой досрочное прекращение его полномочий в установленном порядке.

3. В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

4. В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены признаки преступления, административного или иного правонарушения, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 307-ФЗ)

6. Материалы, полученные в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в том числе доклад о невозможности завершить такой контроль в связи с освобождением данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнением, в тридцатидневный срок после его освобождения от должности или увольнения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении этого контроля, в органы прокуратуры Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"

1. Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке:

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, Службы финансового уполномоченного, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

3) Общественной палатой Российской Федерации;

4) общероссийскими средствами массовой информации.

1.1. Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является поступление в органы прокуратуры Российской Федерации материалов, предусмотренных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Прокурор в обоснование требований ссылается на то, что основанием для проведения контроля за расходами в отношении начальника управления благоустройства, коммунального хозяйства и содержания дорог администрации Приокского района г. Н.Новгорода Степанина Е.И. является материалы Управления делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области, однако доказательства в обоснования данных доводов не представлены.

Напротив, из Распоряжения Губернатора Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]-р «Об осуществлении контроля за расходами начальника управления благоустройства, коммунального хозяйства и содержания дорог администрации Приокского района г. Н.Новгорода Степанина Е.И.» следует, что основанием для принятия указанного распоряжения послужило письмо прокуратуры Н.[ адрес ] от [ 00.00.0000 ] [ № ] , из которого следует, что инициатором проверки является прокурор [ адрес ] г. Н. Новгорода.

Однако, в материалы дела в нарушение ст. 55, 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие поступление какой-либо информации от работодателя или иных лиц, послужившей основанием для мер прокурорского реагирования в отношении Степанина Е.И.

Суду н����������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????????�?????????J?J??????


??????J?J??�?????????J?J??�?????

Из копии письма прокурора Приокского района г. Н. Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] , направленного в адрес Губернатора Нижегородской области, не представляется возможным установить основания для проведения проверки [ адрес ] г. Н. Новгорода в части предоставления сведений о расходах Степанина Е.И. за 2017 г. Иные материалы, суду не представлены.

Имеющиеся в материалах дела объяснения и письменные доказательства, приложенные к иску прокурора были получены в 2020 г., т.е. после принятия Губернатором Нижегородской области решения о проведении проверки в отношении Степанина Е.И.