ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2927/2021 от 03.08.2021 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№ 2-2927/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Шукшиной Л.А.,

при секретаре Мадьяровой Н.В.,

с участием:

процессуального истца – помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Черновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора прокурора Октябрьского района г. Томска, действующего в интересах ФИО1, к администрации Города Томска об обязании предоставить по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Октябрьского района г. Томска, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации Города Томска об обязании обеспечить ФИО1, ... г.р., на условиях договора найма специализированных жилых помещений благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, находящимся на территории муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 33,0 квадратных метров.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 в соответствии с положениями статей 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2 закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск». На основании распоряжения главы администрации Октябрьского района г. Томска от 25.08.2020 № 1500 ФИО1 принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Проверкой установлено, что жилое помещение ФИО1 до настоящего времени не предоставлено. В результате неисполнения обязанностей по предоставлению жилого помещения нарушены требования статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, статьи 15 закона Томской области № 28-ОЗ, надлежащим образом не обеспечены необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых конституционных прав ФИО1

Администрация Города Томска представила отзыв на исковое заявление, согласно которому она надлежащим образом исполнила обязанность по предоставлению в уполномоченный орган исполнительной власти Томской области необходимой информации для выполнения переданных государственных полномочий. Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею государственных полномочий. Полагает, что администрация не несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в рамках предоставленной субвенции. Поскольку денежные средства, предоставленные в бюджет муниципального образования «Город Томск» в качестве субвенции расходуются по целевому назначению, администрация надлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в пределах выделенной на указанные цели субвенции. В случае удовлетворения заявленных исковых требований просит предоставить в соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок на исполнение судебного решения не менее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Просит провести судебное заседание по делу в отсутствие представителя администрации Города Томска.

Администрация Томской области также представила отзыв на исковое заявление, согласно которому действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление жилого помещения ФИО1 может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в Списке на получение жилья ранее ФИО1 Считает обращение прокурора необоснованным, так как права и законные интересы материального истца действиями администрации г. Томска фактически не нарушены. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. В случае удовлетворения исковых требований прокурора, просит учесть условия, сопутствующие приобретению жилого помещения в порядке, установленном федеральным законодательством, предоставить отсрочку исполнения решения суда в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Просит рассмотреть дело без его участия.

Материальный истец ФИО1, ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.

Суд считает возможным в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Томска исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Исследовав материалы дела, доводы искового заявления и отзывов на него, заслушав процессуального истца, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении ФИО1, ... года рождения (бланк ...) следует, что ее матерью является ..., отцом – ...

При этом согласно свидетельству о перемене имени от 05.12.2016 (бланк ...) ФИО1 переменила фамилию и отчество с «Юмагуловой Юлии Миржановны» на «Мальцеву Юлию Александровну».

Согласно справке о расторжении брака № 508 от 23.03.2017 брак между ... и ... Е.Л. расторгнут 23.11.2007, после расторжения брака ... присвоена фамилия ...

Решением Александровского районного суда Томской области от 01.03.2012 по делу № 2-18/2012 ...., ... г.р., ограничена в родительских правах в отношении дочери ФИО2 С ... в пользу ... взысканы алименты на содержание ФИО2, ... г.р., в размере двух третей доли одного прожиточного минимума, установленного для детей в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты ежемесячно, начиная с 20.12.2011 и до совершеннолетия ФИО2, с индексацией размера алиментов при повышении величины прожиточного минимума.

Решением Почепского районного суда Брянской области от 11.02.2016 по делу № 2-203/2016 ... лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2

Постановлением администрации Александровского района Томской области от 31.10.2016 № 1121 ... назначена опекуном несовершеннолетней ФИО2

Постановлением администрации Александровского района Томской области от 09.11.2016 № 1159 в постановление администрации Александровского района Томской области от 31.10.2016 № 1121 внесены следующие изменения:

1) в наименовании постановления слова «Об установлении опеки» заменить словами «Об установлении попечительства»;

2) в пункте первом постановления слова «Назначить ... опекуном» заменить словами «Назначить ... попечителем».

Постановлением администрации Александровского района Томска области от 19.12.2016 № 1312 в постановление администрации Александровского района Томской области от 31.10.2016 № 1121 внесены изменения: по всему тексту заменить слова «ФИО2.» на «ФИО1».

Таким образом, ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Разрешая по существу требование прокурора Октябрьского района г. Томска о предоставлении ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего:

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1, 7 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28 -ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», согласно которой указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 года № 562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками муниципальных районов, городских округов (пункт 4.1 Порядка).

Согласно статье 1 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Таким образом, администрация Города Томска наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно является надлежащим ответчиком по иску.

Согласно сведениям из паспорта, справке Товарищества собственников жилья «Автомобилист» от 04.04.2017 ФИО1 зарегистрирована по адресу: ... с 13.03.2017, собственником указанной квартиры является ... (отношение ФИО1 к собственнику - племянница), что также подтверждается регистрационным свидетельством о собственности на недвижимость от 24.10.1995.

Сведения о наличии прав ФИО1 на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, администрация Александровского района Томской области также не располагает сведениями о наличии закрепленного или собственного жилья, принадлежащего ФИО2 (ФИО1).

Распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Томска от 11.04.2017 № 925 ФИО1 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», что также подтверждается уведомлением администрации Октябрьского района г. Томска.

В ответе на запрос прокурора Октябрьского района г. Томска от 28.05.2021 № 2651 администрацией Октябрьского района г. Томска сообщено, что ФИО1 состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».

До настоящего времени ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда не обеспечена.

Таким образом, поскольку ФИО1 не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что она имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно части 4 статьи 10 Закона Томской области № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» от 06.09.2006 года, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решением Думы Города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы Города Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.

Установив, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Город Томск», в установленном Порядке включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», до достижения 23 лет, не обеспечена жилым помещением, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска об обязании администрации Города Томска предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежат удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из положений законодательства, действующего на момент принятия решения, должна быть не менее 33,0 кв. м.

Суд также учитывает, что способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав и, соответственно, исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления. Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.

В этой связи довод третьего лица о том, что внеочередное предоставление жилого помещения может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в Списке на получение жилья ранее ФИО1, судом отклоняется за необоснованностью.

Доводы ответчика о том, что Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею государственных полномочий, а администрация Города Томска несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий лишь в рамках предоставленной субвенции, судом отклоняются в силу следующего.

Согласно абзацу пятому части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.

Установленный законом Томской области порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Рассматривая ходатайство ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд учитывает, что на исполнение настоящего решения оказывают влияние особенности правового регулирования деятельности ответчика в части бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Вместе с тем, данные особенности сами по себе не могут ставить под сомнение принцип обязательности исполнения судебных постановлений и не должны приводить к нарушению прав истца.

С момента обращения ФИО1 с заявлением о включении в списки на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения. Таким образом, оснований для предоставления отсрочки исполнения данного решения суд не усматривает. При этом лица, участвующие в деле, не лишены в дальнейшем права повторно обратиться с подобным требованием в суд.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска, действующего в интересах ФИО1 - удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить ФИО1, ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории Муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв. м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста судебного решения.

Судья: