ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2927/2022 от 01.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

№ 2-2927/2022

73RS0001-01-2022-004248-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2022 года город Ульяновск

Ленинский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Сизова И.А.,

при секретаре Лысовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Омского транспортного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» о возложении обязанности разработать и утвердить программы среднего профессионального образования,

установил:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском.

В обоснование исковых требований указал, что Омской транспортной прокуратурой в 2021 году по результатам проведенного анализа исполнения Омским летно-техническим колледжем гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиалом ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее - ОЛТК ГА филиала ФГБОУ ВО УИ ГА) требований воздушного законодательства и законодательства об образовании при подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации, выявлены нарушения закона, выразившиеся в нижеследующем.

В силу ст.ст. 2, 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная организация осуществляющая образовательную деятельность на основании лицензии и в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ), образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.

Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Пунктом 2 ст. 54 ВК РФ предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», вступившие в силу с 30.06.2016.

Пунктами 5-7 названных Федеральных авиационных правил установлен запрет на осуществление обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с настоящими правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.

К авиационному персоналу согласно ч. 1 ст. 52 ВК РФ относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Согласно пп. 3, 4 ст. 54 ВК РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В ч. 1 ст. 85 Закона № 273-ФЗ установлено, что в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации реализуются следующие образовательные программы: 1) основные программы профессионального обучения; 2) образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования; 3) дополнительные профессиональные программы.

В силу ч. 4 ст. 85 Закона № 273-ФЗ реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.08.2015 № 240, в соответствии с которым к авиационному персоналу гражданской авиации отнесены специалисты по техническому обслуживанию воздушных судов (п. 4).

Таким образом, из совокупности перечисленных норм в их взаимосвязи следует, что деятельность образовательной организации по подготовке и профессиональной переподготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации, в том числе специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, с выдачей дипломов, свидетельств с профессиональной подготовке и переподготовке, и повышение квалификации подразумевает получение образовательной организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки. При этом профессиональная переподготовка может осуществляться только в отношении лиц, имеющих профессиональное образование специалист авиационного персонала.

Из положений реализуемых колледжем образовательных программ, государственных образовательных стандартов, следует, что в результате обучения выпускник будет выполнять техническое обслуживание и ремонт воздушных судов (летательных аппаратов и двигателей) по оперативным и периодическим формам, проверять исправность приборов с использованием контрольно-проверочной аппаратуры, обеспечивать выпуск и прием воздушных судов.

С учетом того, что специалисты по техническому обслуживанию воздушных судов включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации РФ их обучение необходимо было проводить по программам утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта.

В связи с выявленными нарушениями, 19.04.2021 ректору ФГБОУ ВО УИГА внесено представление, при этом до настоящего времени программы 25.02.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и 25.02.03 «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов» уполномоченным органом не утверждены, но по ним проводится обучение специалистов.

Таким образом, осуществление деятельности ФГБОУ ВО УИГА по обучению специалистов по неутвержденным программам нарушает интересы Российской Федерации, так как лицом, не соблюдаются обязательные требования закона, установленные на территории Российской Федерации.

Кроме того, по завершении обучения специалисты будут выполнять техническое обслуживание и ремонт воздушных судов (летательных аппаратов и двигателей), проверять исправность приборов с использованием контрольно-проверочной аппаратуры, обеспечивать выпуск и прием воздушных судов, с целью исключения угрозы безопасности полетов необходимо осуществлять их обучение в установленном законом порядке.

Просит суд:

-возложить на ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. «Бугаева» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу среднего профессионального образования 25.02.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» в Федеральном агентстве воздушного транспорта в установленном законом порядке;

-возложить на ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. «Бугаева» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу среднего профессионального образования 25.02.03 «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов» в Федеральном агентстве воздушного транспорта в установленном законом порядке.

Прокурор в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. «Бугаева» в судебном заседании в иске просил отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства воздушного транспорта в судебном заседании участия не принимал, в отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении иска отказать.

Иные лица, участвующие в деле с учетом требований частей 1, 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.

Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

В силу ч. 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Согласно пункту 1 статьи 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

В силу ч.1 и ч.4 ст.52 требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с ч. ч. 1 - 4 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему, условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям, а также результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

В силу ч.1 и ч.4 ст.85 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, реализуются следующие образовательные программы: 1) основные программы профессионального обучения; 2) образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования; 3) дополнительные профессиональные программы.

Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (ФАП N 399)

Согласно п.1 ФАП №399, настоящие правила устанавливают требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - программа подготовки).

Настоящие правила не регулируют правоотношения, связанные с разработкой и утверждением образовательных программ.

Приказом Минобрнауки России от 22.04.2014 N 39 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов".

Приказом Минобрнауки России от 22.04.2014 N 389 " утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей".

Вопрос об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и среднего профессионального образования относится к компетенции Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение на (п.1 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв.Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 682).

Следовательно, реализуемые ответчиком программы среднего профессионального образования 25.02.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», 25.02.03 «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов» основаны на соответствующих федеральных образовательных стандартах, утвержденных профильным ведомством.

Кроме того, приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 23.07.2021 №1026 ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. «Бугаева» признано прошедшим государственную аккредитацию образовательной деятельности в отношении всех уровней профессионального образования.

Ссылка прокурора в контексте заявленных требований на приказ Минтранса России от 29.09.2015 N 289 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил" (ФАП №289) является несостоятельной.

Согласно п. 2 и п.3 ФАП №289 настоящие Правила устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, а также порядку выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (далее - сертификат АУЦ). Настоящие Правила не регулируют правоотношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, согласно ч.1 ст. 123 Конституции РФ суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Омского транспортного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» о возложении обязанности разработать и утвердить программы среднего профессионального образования- отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.А. Сизов

Решение в окончательной форме изготовлено 08.08.2022