ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2928/12 от 26.09.2012 Истринского городского суда (Московская область)

№2-2928/12

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

(Дата)

Истринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Котовой И.Н.,

С участием адвоката Колыгановой Г.П.,

при секретаре Денисовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновой Л.А. к МУП «Объединение Истринские электросети», третье лицо СНТ «Вымпел» об обязании заключения договора о поставке электроэнергии с присвоением отдельного абонентского номера.

УСТАНОВИЛ:

Истица Ульянова Л.А. обратилась в суд с иском к МУП «Объединение Истринские электросети», третье лицо СНТ «Вымпел-1» о понуждении к заключению прямого договора об энергоснабжении. В обоснование своих требований указала, что является собственником земельного участка (№) по адресу: <...>(Дата) ею было направлено в адрес СНТ «Вымпел-1» заявление о выходе из членов СНТ с предложением заключить договор электроснабжения с целью обслуживания своего земельного участка в индивидуальном порядке, но т.к. СНТ не является собственником электросетей и гарантирующим поставщиком электроэнергии, заключение прямого договора электроснабжения с СНТ невозможно. (Дата) она письменно обратилась к МУП «Объединение Истринские электросети» с просьбой заключить договор электроснабжения, но в дальнейшем этого сделано не было. Согласно Федеральному закону от 26.03.2003г. №35 «Об электроэнергетике» договор энергоснабжения является публичным и к нему применяются нормы и правила ст.426 ГК Р, в частности п.3 где указано, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Просит обязать МУП «Объединение Истринские электросети» заключить прямой договор о поставке электроэнергии по адресу: <...> с присвоением отдельного абонентского номера.

В судебном заседании истец Ульянова Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Пояснила, что является собственником земельного участка, на земельном участке расположен дом, который подключен к электричеству уже много лет, имеет в собственности соответствующее всем требованиям энергопринимающее устройство, который будет подключаться к столбу, который расположен на внешней границе балансовой принадлежности. Установка принимающего устройства осуществляется на основании договора. Ввиду этого, согласно ст. 539 ГК РФ, договор с ней должен быть заключен, считает, что в результате действий сотрудников МУП «Объединение Истринские электросети» нарушены их права на заключение договора энергоснабжения непосредственно с поставщиком электрической энергии и получение ими отдельного абонентского номера.

Адвокат по ордеру истца Ульяновой Л.А. Колыганова Г.П. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Пояснила, что истец является собственником земельного участка по адресу: <...> Истица вышла из членов СНТ и просила заключить с ней прямой договор электроснабжения в индивидуальном порядке, чего сделано не было. Так же истец обращалась к директору МУП «Объединение Истринские электросети» для заключения данного договора, но для его заключения истца обязали представить документы, которые истец не смогла получить в СНТ.

Ответчик представитель МУП «Объединение Истринские электросети» в удовлетворении исковых требований не возражал.

Третье лицо председатель СНТ «Вымпел-1» Сугробов В.В. не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что СНТ является сетевой компанией, через которую осуществляется поставка электроэнергии. Считает, что истице необходимо одновременно заключить договор с СНТ «Вымпел-1» как сетевой компанией на передачу электроэнергии до потребителя с обязательным составлением акта о разграничении между СНТ и потребителем. Воздушная электросеть построена на средства членов СНТ «Вымпел-1», но право собственности на нее не зарегистрировано. Право собственности на объекты электросетевого хозяйства так же не зарегистрировано. Имеется акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности СНТ (Дата).

Судом установлено, что истица имеет в собственности земельный участок (№) по адресу: <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью <...> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (Дата) (л.д.(№)). На земельном участке расположен жилой дом, что не оспаривается сторонами. Нотариально заверенным заявлением от (Дата) истец Ульянова Л.А. заявила о своем выходе из членов СНТ «Вымпел-1» и предложила СНТ заключить с ней прямой договор на обслуживание ее земельного участка (л.д.(№)). (Дата) истица обратилась с заявлением в МУП «Объединение Истринские электросети» с просьбой заключить с ней прямой договор энергоснабжения и выдать ей технические условия на узел учета электроэнергии по адресу: <...> (л.д(№)). Согласно представленного истицей платежного документа ею произведена оплата электроэнергии на расчетный счет ответчика МУП «Объединение Истринские электросети». Согласно выписки из протокола (№) от (Дата) Общего собрания членов СНТ «Вымпел-1» Ульянова Л.А. исключена из членов СНТ и предложено заключить с ней договор на пользование инфраструктурой СНТ после утверждения формы договора.

Из смысла и содержания части 2 статьи 30 Конституции РФ вытекает невозможность принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Любое объединение должно быть основано на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и, следовательно, на добровольном членстве в таком объединении.

В соответствии с п. 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, члены садоводческих некоммерческих товариществ, вправе обратиться к гарантирующему поставщику электроэнергии в целях заключения договора энергоснабжения.

Гарантирующим поставщиком на территории Истринского муниципального района Московской области является МУП «Объединение Истринские электросети».

(Дата) от истицы поступило заявление в МУП «Объединение Истринские электросети», в котором она просит заключить с ней прямой договор электроснабжения с присвоением отдельного абонентского номера.

Как пояснила представитель истицы МУП «Объединение Истринские электросети» для заключении договора устно потребовали от нее дополнительные документы, в том числе технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электросетям СНТ «Вымпел» которые она предоставить не имела возможности. (Дата) истица направила Председателю СНТ «Вымпел-1» заявление с просьбой представить документы для заключение договора энергоснабжения технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электросетям СНТ «Вымпел» и акт разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Данное заявление оставлено без ответа.

Истица также пояснила, что не оспаривается сторонами, что дом, подключен к электричеству уже много лет.

Суд считает довод отказа ответчика в заключении договора с истицей о необходимости получения технических условий незаконными, ввиду того, что данные условия должны быть выданы непосредственно организацией ответчика.

Согласно п.26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" (с изменениями от 22 августа, 30 декабря 2004 г., 18 декабря 2006 г., 4 ноября 2007 г., 14 июля 2008 г.):

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:

правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;

процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;

правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;

состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.

Плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Перечень стандартизированных тарифных ставок устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, а также расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче.

Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным. Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

Согласно Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" договор энергоснабжения является публичным, к нему применяются нормы и правила ст. 426 ГК РФ, в которой сказано, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ. В которой сказано, что если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку суду не представлены доказательства невозможности со стороны ответчика передавать, электрическую энергию потребителю-истцу, кроме того, в судебном заседании представитель ответчика в удовлетворении исковых требований не возражал.

Доводы председателя СНТ «Вымпел-1» о том, что необходимо одновременно истице заключить договор с СНТ как сетевой компанией судом не принимается, поскольку в данном случае правоотношений между истцом и СНТ «Вымпел-1» по поводу энергоснабжения не возникло, т.к. МУП «Объединение Истринские электросети» является ресурсоснабжающей организацией учитывая факт отсутствия у СНТ «Вымпел-1» права собственности на объекты электросетевого хозяйства, заключение договора с СНТ «Вымпел-1» на пользование данными объектами невозможно. Кроме того истица изъявила желание заключить непосредственно договор с ответчиком, минуя посредника СНТ «Вымпел-1» по электроснабжению и оплачивать платежи непосредственно МУП «Объединение Истринские электросети». Более того товарищество вправе ставить вопрос о заключении с истицей договора на пользование объектами инфраструктуры отдельно согласно ст.8 ФЗ-№66, а в случае ненадлежащего исполнения вправе ставить вопрос о взыскании задолженности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Ульяновой Л.А. удовлетворить.

Обязать МУП «Объединение Истринские электросети» заключить с Ульяновой Л.А. прямой договор о поставке электроэнергии по адресу: <...> с присвоением отдельного абонентского номера.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца.

Председательствующий:

Решение составлено (Дата)

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>