Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2018 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Дурневой С.Н., при секретарях судебного заседания ФИО1, ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского административного округа <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БДОУ <адрес> «Детский сад №» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор КАО <адрес> обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что прокуратурой КАО <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части обеспечения безопасных условий обучения и пребывания в БДОУ <адрес> «Детский сад №», в ходе которой установлено, что деятельность образовательного учреждения не отвечает требованиям законодательства о пожарной безопасности в связи со следующими имеющимися нарушениями:
система пожарной сигнализации не обеспечена дублированием сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил;
не отделено помещение электрощитовой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью);
не отделено помещение прачечной ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью);
не отделены помещения пищеблока ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью);
не соответствует установленной форме декларация пожарной безопасности, разработанная на здание (в декларации указаны не действующие нормативные документы).
Вместе с тем осуществление образовательной деятельности в условиях, не отвечающих требованиям законодательства о пожарной безопасности, является нарушением федерального законодательства и влечет нарушение права несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья. Кроме того, эксплуатация здания при указанных нарушениях в области пожарной безопасности негативно влияет на антитеррористическую защищенность объекта, что может привести к человеческим жертвам, имущественному ущербу и иным тяжким последствиям в случае совершения террористического акта.
Просит суд обязать БДОУ <адрес> «Детский сад №» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
обеспечить установку автоматической пожарной сигнализации дублированием сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
помещение электрощитовой отделить ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью);
помещение прачечной отделить ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью);
помещения пищеблока отделить ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью). Взыскать с ответчика государственную пошлину в местный бюджет.
В судебном заседании помощник прокурора КАО <адрес>ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика БДОУ <адрес> «Детский сад №» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании факт нарушения противопожарной безопасности не оспаривала.
Представитель Департамент Образования Администрации <адрес>ФИО5, действующий на основании доверенности полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Согласно п. 15 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Подпунктом 8 п. 1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее Правила), которые устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территории, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что прокуратурой КАО <адрес> проведена, в том числе проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности БДОУ <адрес> «Детский сад №».
В ходе проверки установлено, что БДОУ <адрес> «Детский сад №» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом БДОУ <адрес> «Детский сад № присмотра и оздоровления», утвержденным приказом директора департамента образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 7).Согласно п. 1.15 Устава Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным и региональными законодательством, актами органов местного самоуправления <адрес>, настоящим Уставом, договорами между Учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» принято Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности.
В соответствии с п. 1 Положения данное Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
Согласно пп. "з" п. 6 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Вместе с тем в ходе проверки выявлено, что деятельность образовательного учреждения не отвечает требованиям законодательства о пожарной безопасности в связи со следующими имеющимися нарушениями:
система пожарной сигнализации не обеспечило дублированием сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил;
не отделено помещение электрощитовой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью);
не отделено помещение прачечной ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью);
не отделены помещения пищеблока ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью);
не соответствует установленной форме декларация пожарной безопасности, разработанная на здание (в декларации указаны не действующие нормативные документы).
В соответствии с п.п. 1.6 Устава Учредителем детского сада является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет департамент образования Администрации <адрес>. Учреждение создано в организационно-правовой форме учреждения.
В соответствии с положениями Устава источниками формирования имущества Учреждения являются, в том числе субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета муниципального образования городской округ <адрес> на возмещение затрат, связанных с оказанием Учреждением в соответствии с муниципальным заданием образовательных услуг. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением.
Согласно Постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующие цели.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания казенными учреждениями <адрес> осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы учреждения, утвержденной учредителем путем предоставления субсидии.
Департамент образования Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ <адрес> функции в сфере образования (Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О департаменте образования Администрации <адрес>»).
Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете <адрес> на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» утвержден перечень главных распорядителей бюджета <адрес>, к числу которых относится департамент образования Администрации <адрес>.
Согласно пункту 17 Положения о Департаменте образования, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, основными задачами департамента являются, в том числе, создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования, создание необходимых условий для материально- технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
Судом установлено, что заведующим БДОУ <адрес> «Детский сад №» в связи с отсутствием собственных средств, направлялись служебные записки о выделении средств необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Однако в настоящее время департаментом образования Администрации <адрес>, вопрос возможности финансирования указанных работ не рассмотрен.
Между тем осуществление образовательной деятельности в условиях, не отвечающих требованиям законодательства о пожарной безопасности, является нарушением федерального законодательства и влечет нарушение права несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
При этом изложенные факты свидетельствуют о невыполнении в полном объеме администрацией учреждения функций, возложенных на образовательное учреждение законодательством об образовании, а также собственником муниципального имущества и учредителем учреждения мер по устранению указанных нарушений требований законодательства на объекте с массовым пребыванием людей не предпринято, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью учащихся, сотрудникам образовательного учреждения, и лицам, посещающим учреждение.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
При установлении срока выполнения данной обязанности, суд полагает разумным установить срок для исполнения требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать БДОУ <адрес> «Детский сад №» устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
обеспечить установку автоматической пожарной сигнализации дублированием сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
помещение электрощитовой отделить ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью);
помещение прачечной отделить ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью);
помещения пищеблока отделить ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарной дверью).
Взыскать с БДОУ <адрес> «Детский сад №» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись С.Н.Дурнева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ