ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2928/18 от 31.07.2018 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-2928/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего Исаковой Е.И.

при секретаре Воротилиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Кемерово 31 июля 2018 года

гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Кемерово о признании договоров возмездного оказания услуг трудовыми отношениями и включения периодов работы в муниципальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с иском к Администрации города Кемерово о признании договоров возмездного оказания услуг трудовыми отношениями и включения периодов работы в муниципальный стаж. Требования мотивирует тем, что на основании выписки из протокола решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет от 18.08.2017 стаж для назначения пенсии за выслугу лет ФИО1 составил 17 лет 1 месяц 19 дней.

В период с 18.10.1992 по 20.10.2005 истец состояла в трудовых отношениях с Администрацией г. Кемерово в отделе по учету и приватизации жилья, в последствии, переименованном в отдел учета жилищного фонда и движения муниципальной собственности комитета по жилищным вопросам.

Комитет по жилищным вопросам - структурное подразделение Администрации г.Кемерово, являющейся органом местного самоуправления. Согласно п. 3.5. Постановления администрации г. Кемерово от 12.03.2001 N 43 «О Положении о комитете по жилищным вопросам Администрации города» работники, зачисленные в штат Комитета, являются муниципальными служащими Администрации города.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Трудовой договор с истцом прекращен 20.10.2005 в связи с выходом на пенсию по п. 3 ст.77 Трудового кодекса РФ.

Далее, для выполнения тех же должностных обязанностей, что были прописаны в ее должностной инструкции в период работы по трудовому договору, между ФИО1 и Администрацией г. Кемерово заключались договоры на оказание услуг:

от 13.11.2009 сроком действия с 16.11.2009 по 28.02.2010;

от без даты сроком действия с 01.03.2010 по 23.05.2010;

от 24.05.2010 сроком действия с 24.05.2010 по 31.12.2010;

от 23.12.2010 сроком действия с 01.01.2011 по 30.06.2011;

от 29.06.2011 сроком действия с 01.07.2011 по 31.12.2011,

В соответствии с условиями указанных договоров истец обязалась по поручению Администрации оказать следующие услуги: работать с представителями РЭУ по технической документации жилых домов и приемке заявлений на приватизацию жилых помещений; оформлять договоры на передачу квартир в собственность граждан; выдавать справки о приватизации квартир; выдавать договоры приватизации и справки в территориальных управлениях районов; оформлять запросы в соответствующие органы для выдачи дубликатов договоров на передачу квартир в собственность граждан; вести архив.

Считает, что указанными Договорами фактически регулируются трудовые отношения между ней и администрацией, поскольку истец выполняла, обусловленные договором трудовые функции лично и ежедневно в течение определенного периода времени, кроме выходных и праздничных дней, которые носили постоянный характер, т.е. выполняла одну и ту же трудовую функцию.

В договорах Администрацией четко определялись конкретный вид и место поручаемой работы.

Также, в доверенностях от 12.11.2009 ###;от 10.11.2010 ###, выданных истцу для осуществления договорных обязанностей, прописано, что она являлась руководителем группы специалистов, осуществляющих приватизацию жилых помещений.

Таким образом, фактически истец подчинялась трудовому распорядку администрации, истцу предоставлялось рабочее место, оплата услуг согласно Договорам производилась ежемесячно и в фиксированном размере - 19 540 руб.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о сложившихся трудовых отношениях между ФИО1 и Администрацией.

Включение спорных периодов работы по Договорам в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы и суммирование их с установленным стажем (общей продолжительностью) муниципальной службы необходимо истцу для установления пенсии за выслугу лет с учетом спорных периодов - 19 лет 2 месяца 29 дней.

В ответ на обращение в администрацию г. Кемерово о включении спорных периодов работы в стаж муниципальный службы истцу отказано в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие увеличение стажа муниципальной службы.

Просила признать договоры:

-от 13.11.2009 сроком действия с 16.11.2009 по 28.02.2010;

без даты сроком действия с 01.03.2010 по 23.05.2010;

·от 24.05.2010 сроком действия с 24.05.2010 по 31.12.2010;

·от 23.12.2010 сроком действия с 01.01.2011 по 30.06.2011;

·от 29.06.2011 сроком действия с 01.07.2011 по 31.12.2011, заключенные между ФИО1 и Администрацией г. Кемерово, трудовыми;

Обязать администрацию г. Кемерово включить период работы с 16.11.2009 по 31.12.2011 в стаж муниципальной службы; Произвести перерасчет пенсии за выслугу лет со дня ее назначения, т. е. с 20.10.2005.

В последующем истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила предмет исковых требований просила признать договоры:

·от 01.01.2006 сроком с 01.01.2006 по 30.06.2006;

·от 01.07.2006 сроком с 01.07.2006 по 31.12.2006;

·от 01.01.2007 сроком с 01.01.2007 по 30.06.2007;

-от 13.11.2009 сроком действия с 16.11.2009 по 28.02.2010;

без даты сроком действия с 01.03.2010 по 23.05.2010;

·от 24.05.2010 сроком действия с 24.05.2010 по 31.12.2010;

·от 23.12.2010 сроком действия с 01.01.2011 по 30.06.2011;

·от 29.06.2011 сроком действия с 01.07.2011 по 31.12.2011, заключенные между ФИО1 и Администрацией г. Кемерово, трудовыми;

Обязать администрацию г. Кемерово включить период работы с 16.11.2009 по 31.12.2011 в стаж муниципальной службы; Произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с даты вступления решения суда в законную силу (л.д. 42).

ФИО1, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, дополнила требования в части обязания администрации г. Кемерово включить в стаж муниципальной службы истца период с 01.01.2006 по 30.06.2007.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 трудового кодекса РФ трудовые отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст.56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г.).

Из материалов дела следует, что ФИО1 состояла в трудовых отношениях с администрацией г. Кемерово с 10.11.1992 по 20.10.2005, занимая должность ведущего специалиста отдела по учету и приватизации жилой площади, заместителя заведующего отдела по учету и приватизации жилья, начальника отдела учета жилищного фонда и движения муниципальной собственности комитета по жилищным вопросам. Трудовые отношения прекращены по п. 3 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника).

В соответствии с должностной инструкцией начальника отдела учета жилищного фонда и движения муниципальной собственности комитета по жилищным вопросам от 30.05.2002 начальник отдела является муниципальным служащим администрации. В должностные обязанности входило, в том числе, выполнение следующих функций: организовывать работу по внедрению и эксплуатации автоматизированной системы учета жилищного фонда г. Кемерово; организовывать работу по приватизации жилищного фонда и подписывать договоры на передачу квартир в собственность граждан в порядке приватизации; организовывать работу и осуществлять руководство деятельностью по заключению сделок и т.д.

01.01.2006 между администрацией г. Кемерово и ФИО1 заключен договор на оказание возмездных услуг сроком действия с 01.01.2006 по 30.06.2006, в соответствии с условиями которого, исполнитель обязался выполнять по поручению заказчика следующую работу: работать с представителями РЭУ по технической документации жилых домов и приемке заявлений на приватизацию жилых помещений; оформлять договоры на передачу квартир в собственность граждан; выдавать справки о приватизации квартир; выдавать договоры приватизации и справки в территориальных управлениях районов.

Оплата производится ежемесячно в фиксированном размере.

На аналогичных условиях между администрацией г. Кемерово и ФИО1 заключались договоры возмездного оказания услуг от 01.07.2006 сроком действия с 01.07.2006 по 31.12.2006; от 01.01.2007 сроком действия с 01.01.2007 по 30.06.2007; от 13.11.2009 сроком действия с 16.11.2009 по 28.02.2010; без даты сроком действия с 01.03.2010 по 23.05.2010: от 24.05.2010 сроком действия с 24.05.2010 по 31.12.2010; от 23.12.2010 сроком действия с 01.01.2011 по 30.06.2011 от 29.06.2011 сроком действия с 01.07.2011 по 31.12.2011.

Суд считает, что в указанные периоды между администрацией г. Кемерово и ФИО1 имели место трудовые отношения.

При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

По гражданско - правовому договору, в отличие от трудового, исполняется индивидуально - конкретное задание (поручение, заказ и др.). Предметом такого договора служит конечный результат труда (построенное или отремонтированное здание, доставленный груз, подготовленный бухгалтерский отчет и др.). В гражданских отношениях, в которых гражданин действует на свой страх и риск, исполнитель договора обязан лишь выполнять предмет договора на оговоренных в нем условиях.

Таким образом, гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг заключается для выполнения индивидуально-конкретной работы, целью которой является достижение ее конкретного конечного результата. Достижение такого результата влечет прекращение договора.

По трудовому договору работник выполняет не индивидуально-конкретную работу, порученную заказчиком, а работу по определенной специальности, квалификации или должности, он обязан осуществлять любые задания администрации, относящиеся к его трудовой функции. Тот или иной конкретный результат не является целью трудового договора и не прекращает его действие в связи с достижением этого результата.

Из материалов дела следует, что работа, выполняемая ФИО1, носила постоянный характер, конченый результат в договорах возмездного оказания услуг не установлен. Функциональные обязанности, выполняемые ФИО4 в период с 10.11.1992 по 20.10.2005, связаны с приватизацией жилых помещений в г. Кемерово. По договорам возмездного оказания услуг ФИО1 также выполняла функции, связанные с приватизацией жилых помещений в г. Кемерово, что подтверждается содержанием доверенностей, выданных главой города ФИО1 в 2009 и 2010 годах. В частности ей предоставлялось право от имени муниципального образования г. Кемерово заключать договоры передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, подписывать указанные договоры, осуществлять их государственную регистрацию.

Истцом заключались неоднократно договоры возмездного оказания услуг для выполнения одной и то же функции – работы, связанной с приватизацией жилых помещений в г. Кемерово.

В ходе судебного следствия установлено, что истец соблюдала правила внутреннего трудового распорядка, администрацией г. Кемерово истцу предоставлялось рабочее место, ответчик обеспечивал истца необходимыми материалами, бумагой, канцелярскими принадлежностями и т. п.

Существенным признаком, разграничивающим гражданско-правовые и трудовые договоры, является порядок и форма оплаты труда.

Согласно ТК РФ оплата труда работающих зависит от трудового вклада и качества труда. При этом обычно применяются тарифные ставки и оклады и заработная плата должна выплачиваться регулярно. По гражданско - правовым договорам цена выполненной работы (услуги), порядок ее оплаты определяются, как правило, в договоре по соглашению сторон, а выдача вознаграждения производится обычно после окончания работы. Кроме того, в отличие от трудового договора по договорам подряда (возмездного оказания услуг) исполнитель работ несет риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком. Такие условия в договорах возмездного оказания услуг с ФИО1 не содержатся.

Из материалов дела следует, что оплата в рамках договоров возмездного оказания услуг ФИО1 производилась ежемесячно в установленном фиксированном размере, что также подтверждается справками формы 2-НДФЛ ФИО1 30 2006-2007; 2009-2011 годы и не зависела от объема, качества, количества оказанных услуг.

Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает, что между истцом и администрацией г. Кемерово в период действия договоров возмездного оказания услуг от 01.01.2006 сроком действия с 01.01.2006 по 30.06.2006; от 01.07.2006 сроком действия с 01.07.2006 по 31.12.2006; от 01.01.2007 сроком действия с 01.01.2007 по 30.06.2007; от 13.11.2009 сроком действия с 16.11.2009 по 28.02.2010; без даты сроком действия с 01.03.2010 по 23.05.2010: от 24.05.2010 сроком действия с 24.05.2010 по 31.12.2010; от 23.12.2010 сроком действия с 01.01.2011 по 30.06.2011 от 29.06.2011 сроком действия с 01.07.2011 по 31.12.2011 возникли трудовые отношения.

Следовательно, подлежат удовлетворению требования истца о признании периодов с 01.01.2006 по 30.06.2007 и с16.11.2009 по 31.12.2011 трудовыми отношениями с администрацией г. Кемерово.

Согласно Федеральному закону "О муниципальной службе Российской Федерации" от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Постановлением администрации г. Кемерово от 11.04.2007 № 39 утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Кемерово.

В соответствии с п.6 указанного Порядка перерасчет пенсии за выслугу лет производится, в том числе, в случае увеличения стажа муниципальной службы.

Из материалов дела следует, что ФИО1 для назначения пенсии за выслугу лет определен стаж муниципальной службы 17 лет 01 мес. 19 дней.

19.04.2018 ФИО1 обратилась в администрацию г. Кемерово с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет в связи с увеличением стажа муниципальной службы на основании договоров возмездного оказания услуг.

14.05.2018 ФИО1 отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием документов, подтверждающих увеличение стажа муниципальной службы.

Исходя из того, что в ходе судебного следствия установлено, что до 10.10.2005 истец занимала должность муниципального служащего, а с 01.01.2006 по 30.06.2007 и с 16.11.2009 по 31.12.2011 выполняла аналогичные функции на постоянной основе по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления в области приватизации жилых помещений в г. Кемерово, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца об обязании администрации г. Кемерово включить в муниципальный стаж периоды работы в администрации г. Кемерово с 01.01.2006 по 30.06.2007 и с 16.11.2009 по 31.12.2011 и обязать произвести перерасчет пенсии с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 удовлетворить.

Признать договоры возмездного оказания услуг от 01.01.2006 сроком действия с 01.01.2006 по 30.06.2006; от 01.07.2006 сроком действия с 01.07.2006 по 31.12.2006; от 01.01.2007 сроком действия с 01.01.2007 по 30.06.2007; от 13.11.2009 сроком действия с 16.11.2009 по 28.02.2010; без даты сроком действия с 01.03.2010 по 23.05.2010: от 24.05.2010 сроком действия с 24.05.2010 по 31.12.2010; от 23.12.2010 сроком действия с 01.01.2011 по 30.06.2011 от 29.06.2011 сроком действия с 01.07.2011 по 31.12.2011, заключенные между администрацией г. Кемерово и ФИО1**.**.**** года рождения трудовыми договорами.

Обязать администрацию г. Кемерово включить в стаж муниципальной службы ФИО1**.**.**** года рождения периоды работы в администрации г. Кемерово с 01.01.2006 по 30.06.2007 и с 16.11.2009 по 31.12.2011 и обязать произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Е.И. Исакова

В окончательной форме решение изготовлено 03.08.2018

7