К ДЕЛУ 2-36/16
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
г. Темрюк 29.03.2016 г.
Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе:
Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.
При секретаре Трусове О.А.
С участием представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства», действующей по доверенности ФИО1
Представителя ООО «БТИ, землеустройство, оценка», действующего по доверенности ФИО2
Представителя ОАО агрофирма «Южная», действующего по доверенности ФИО3
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО4, ФИО5, ФИО12, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем выкупа и обращении решения суда к немедленному исполнению,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства (в дальнейшем ФКУ Упрдор «Черноморье») обратилось в суд с иском к об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем выкупа и обращении решения суда к немедленному исполнению, указывая на то, что Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ за №-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керченский пролив к <адрес> и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0-км 42, Краснодарский Край» (в дальнейшем Объект).
Пунктом 1 распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ№-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельные участки, указанные в приложении к настоящему распоряжению, в том числе и земельный участок с кадастровым номером № (земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства) площадью 25112 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 130759 кв.м., по адресу: <адрес>, ст-ца Тамань, ОАО А/Ф «Южная», отделение № «Южная», принадлежащий на праве общедолевой собственности ответчикам.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 19.08.2015г. №-р внесены изменения в приложение № и приложение № к распоряжению Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об изъятии для нужд РФ земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск – Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М25 Новороссийск – Керченский пролив к <адрес> и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 – км 42, <адрес> « изложить в редакции согласно приложению № и приложению № соответственно к настоящему распоряжению.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 25112 кв.м., попадает в зону строительства объекта «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к <адрес> и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 – км 42, <адрес>» (именуемое также – Объект).
Исполняя п.2 Распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ№-р, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков были направлены уведомления, которыми им было сообщено, что земельный участок подлежит изъятию.
На основании распоряжения Министерства транспорта РФ Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ за №-р проведена государственная регистрация ограничения (обременения) земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером № площадью 130759 кв.м., по адресу: <адрес>, ОАО А/Ф «Южная», отделение № «Южная».
Учитывая требования п.1 ст.49, ч.1 ст.56.8 ЗК РФ, ст.ст.279,281,282 ГК РФ, а также ст.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и на основании договора № ПП от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «Институт «Стройпроект»» и ООО «БТИ, землеустройство, оценка», последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 25112 кв.м., а также размер убытков, причиненных таким изъятием.
Согласно данных Отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№ объектом оценки является земельный участок с кадастровым номером № площадью 25112 кв.м., имеющий улучшения в виде виноградника на шпалере. Рыночная стоимость объекта оценки, согласно отчета от ДД.ММ.ГГГГ№ определена в размере 1 331 000 руб. 00 коп. методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода путем сравнения ценовых предложений, размещенных в общедоступных источниках на аналогичные земельные участки, имеющие улучшения в виде виноградников, убытки определены в размере 700 руб.
Вышеуказанный отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности в СРО Региональная ассоциация оценщиков и итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчет, была признана достоверной.
С учетом информационного письма ООО «БТИ, землеустройство, оценка», размер возмещения за изъятие для государственных нужд 9350/130759 доли в праве общедолевой собственности на земельный участок составляет 95 274 руб., из которых 95174 руб. – рыночная стоимость 9350/130759 доли в праве общедолевой собственности на спорный земельный участок, 100 руб.- рыночная стоимость права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием земельного участка. Согласно того же письма размер возмещения за изъятие для государственных нужд 18700/130759 доли в праве общедолевой собственности на земельный участок составляет 190 448 руб., из которых 190348 руб. – рыночная стоимость 18700/130759 доли в праве общедолевой собственности на спорный земельный участок, 100 руб.- рыночная стоимость права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием земельного участка.
В связи с изъятием для государственных нужд спорного земельного участка ФКУ Упрдор «Черноморье» подготовлены и направлены общедолевым собственникам проекты соглашений: с ФИО4, которым предусмотрена выплата возмещения в размере 95274 руб. за изъятие для государственных нужд 9350/130759 доли в праве общедолевой собственности на спорный земельный участок; с ФИО9, ФИО10, ФИО7 ФИО12, ФИО11, ФИО6, которым предусмотрена выплата возмещения в размере 190448 руб. каждому общедолевому собственнику за изъятие для государственных нужд 18700/130759 доли в праве общедолевой собственности на спорный земельный участок.
Так как ответчики, Соглашения об изъятии для государственных нужд земельного участка в добровольном в добровольном порядке не подписали, ФКУ Упрдор «Черноморье» обратилось в суд и просит изъять для федеральных нужд земельный участок с кадастровым номером № (земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства) площадью 25112 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 130759 кв.м., по адресу: <адрес>, ОАО А/Ф «Южная», отделение № «Южная», принадлежащего на праве общедолевой собственности ответчикам посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Черноморье» возмещения: ФИО4 в размере 95274 руб. за изъятие для государственных нужд 9350/130759 доли в праве общедолевой собственности на спорный земельный участок; ФИО9, ФИО10, ФИО7 ФИО12, ФИО11, ФИО6 в размере 190448 руб. каждому общедолевому собственнику за изъятие для государственных нужд 18700/130759 доли в праве общедолевой собственности на спорный земельный участок, прекратить право общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на изымаемый земельный участок, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель ФКУ Упрдор «Черноморье» и представитель третьего лица «ООО БТИ, землеустройство, оценка», поддержали заявленные исковые требования, просили суд изъять для государственных нужд спорный земельный участок посредством выплаты компенсаций, определенных отчетом об оценке, поскольку данный отчет не оспорен и не признан недостоверным, прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности в СРО Региональная ассоциация оценщиков и итоговая величина рыночной объекта оценки, указанная в отчете, была признана достоверной. Вместе с тем отметили, что возражения представителя ОАО агрофирма «Южная» на экспертное заключение являются необоснованными.
Соответчики ФИО4, ФИО5, ФИО12, ФИО6, ФИО7, ФИО9 и их представитель, действующая по доверенности ФИО13, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие (т.3 л.д.142).
Кроме того, при рассмотрении дела было установлено, что ответчик ФИО10 умер 07.11.2015г., в связи с чем, определением суда от 09.03.2016г. (т.3 л.д.136-137) было применено процессуальное правопреемство – умерший ответчик ФИО10 был заменен на правопреемника ФИО8, которая является дочерью ФИО10, подавшей заявление о вступление в наследство, оставшееся после смерти ФИО10, согласно данных наследственного дела.
Действующий по доверенности ФИО14, представитель ФИО8, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, был надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела (т.3 л.д.141).
В материалы дела представлен отзыв представителем ответчиков, действующей по доверенности ФИО13 на исковое заявление, согласно которому, соответчики считают, что ФКУ Упрдор «Черноморье» на наделено полномочиями по изъятию земельных участков для государственных нужд, нарушена процедура изъятия, предусмотренная ЗК РФ, отчет об оценке, которым определена рыночная стоимость изымаемого земельного участка не соответствует ЗК РФ, поскольку не содержит сведений о разнице между рыночной стоимостью исходного земельного участка и рыночной стоимостью сохраняющегося у правообладателя земельного участка.
К рассмотрению дела в качестве третьего лица было привлечено ОАО агрофирма «Южная», поскольку представителем указанной организации в материалы дела были представлены копии договоров краткосрочной аренды частей земельного участка с кадастровым номером № площадью 130759 кв.м., которые на протяжении нескольких лет указанной организацией заключались с ответчиками. Из текста указанных договоров следует, что земельный участок предоставляется в аренду для выращивания многолетних насаждений (винограда технических и столовых сортов), винограда сорта «Дунавский Лазур». Представитель ОАО агрофирма «Южная» с требованиями истца не согласился и просил в иске отказать. По их мнению, экспертное заключение представленное ООО «Институтом оценки, бизнеса и права» является недостоверным доказательством поскольку содержит противоречия. Для расчета рыночной стоимости использовались объекты аналоги, которые не являются виноградопригодными, третье лицо полагает, что экспертом не верно применены подходы и методы оценки, неверно рассчитана величина несистематического риска.
Третье лицо, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Темрюкский отдел в судебное заседание не явился. Заместитель начальника Темрюкского отдела Д.В. Люсый предоставил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ за №-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керченский пролив к <адрес> и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0-км 42, Краснодарский Край».
Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ№-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе и земельный участок с кадастровым номером № (земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства) площадью 25112 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 130759 кв.м., по адресу: <адрес>, ОАО А/Ф «Южная», отделение № «Южная».
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ№-р внесены изменения в приложение № и приложении № к Распоряжению Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ за №-р (т.1 л.д.18).
Земельный участок с кадастровым номером № (земли сельскохозяйственного назначения – под личное подсобное хозяйство) площадью 25112 кв.м., попадает в зону строительства объекта «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к <адрес> и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, <адрес>».
Из пункта 2 Распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 19.08.2015г. №-р следует, что на ФКУ Упрдор «Черноморье» возложена обязанность обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия выкупа земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению; обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Суд полагает, что доводы представителя ответчиков об отсутствии у ФКУ Упрдор «Черноморье» полномочий для проведения мероприятий по изъятию земельных участков для государственных нужд являются несостоятельными по следующим обстоятельствам:
Подведомственное Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) учреждение - ФКУ Упрдор «Черноморье» является государственным заказчиком строительству объекта транспортной инфраструктуры федерального значения «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керченский пролив к <адрес> и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 – км 42, <адрес>» (далее – Объект).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» установлено, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно п. 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, Росавтодор:
- принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей;
- организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа и закрепления земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 499-ФЗ, регламентировано, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организаций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации.
В рамках организации работ по изъятию земельных участков для государственных нужд, Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) ДД.ММ.ГГГГ за №-р издано распоряжение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, попадающих в документацию по планировке территории, включая часть земельного участка, принадлежащего ответчикам на праве собственности.
Вышеуказанным распоряжением Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) обязало ФКУ Упрдор «Черноморье» обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия выкупа земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению; обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Кроме того, границы полосы отвода автомобильной дороги федерального значения определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов (п.2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения").
В соответствии с п.5 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», организация и проведение работ по образованию земельных участков в целях размещения автомобильной дороги федерального значения осуществляется владельцами автомобильных дорог.
В п.6 названного Приказа, определено, что в случаях, предусмотренных утвержденной в установленном порядке проектной документацией на строительство или реконструкцию автомобильных дорог федерального значения при необходимости изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимости для нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильной дороги федерального значения, в том числе для формирования полосы отвода такой автомобильной дороги, принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для указанных целей, осуществляется Федеральным дорожным агентством.
Организация работ по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимости для указанных целей осуществляется владельцами автомобильных дорог федерального значения, в том числе с учетом особенностей, установленных статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 145-ФЗ «О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 7 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5).
Автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-290 «Новороссийск – Керченский пролив – граница с Украиной» закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Черноморье».
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с п.7 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», ФКУ Упрдор «Черноморье» наделено полномочиями по изъятию земельных участков.
Уведомления, согласно которых ФКУ Упрдор «Черноморье» поставило в известность собственников о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, земельный участок с кадастровым номером № площадью 25112 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ОАО А/Ф «Южная», отделение № «Южная», подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керченский пролив к <адрес> и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 - км 42, <адрес>» направлены собственникам земельного участка письмами от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании распоряжения Министерства транспорта РФ Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ за №-р проведена государственная регистрация ограничения (обременения) земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером № площадью 130759 кв.м., по адресу: <адрес>, ОАО А/Ф «Южная», отделение № «Южная».
Факт принадлежности ответчикам на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью 130759 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ОАО А/Ф «Южная», отделение № «Южная», подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
В соответствии со ст.55 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, предусмотрен ст.279 ГК Российской Федерации, в соответствии с положениями которой, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путём выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
В силу ст.281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который, подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015г.) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
На основании договора № ПП от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «Институт «Стройпроект»» и ООО «БТИ, землеустройство, оценка», последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 25112 кв.м., а также размер убытков, причиненных таким изъятием.
Согласно данных Отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№ объектом оценки является земельный участок с кадастровым номером № площадью 25112 кв.м., имеющий улучшения в виде виноградника на шпалере. Рыночная стоимость объекта оценки, согласно отчета от ДД.ММ.ГГГГ№ определена в размере 1 331 000 руб. 00 коп. методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода путем сравнения ценовых предложений, размещенных в общедоступных источниках на аналогичные земельные участки, имеющие улучшения в виде виноградников, убытки определены в размере 700 руб.
С учетом информационного письма ООО «БТИ, землеустройство, оценка», размер возмещения за изъятие для государственных нужд 9350/130759 доли в праве общедолевой собственности на земельный участок составляет 95 274 руб., из которых 95174 руб. – рыночная стоимость 9350/130759 доли в праве общедолевой собственности на спорный земельный участок, 100 руб.- рыночная стоимость права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием земельного участка. Согласно того же письма, размер возмещения за изъятие для государственных нужд 18700/130759 доли в праве общедолевой собственности на земельный участок составляет 190 448 руб., из которых 190348 руб. – рыночная стоимость 18700/130759 доли в праве общедолевой собственности на спорный земельный участок, 100 руб.- рыночная стоимость права требования на возмещение убытков, связанных с изъятием земельного участка.
Согласно ч.1 ст.17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015г.) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вышеуказанный отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов, и правил оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в СРО Региональная ассоциация оценщиков (экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества путем выкупа земельного участка, руководствуясь ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001г. № «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», подпунктом 55.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010г. № «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», ФКУ Упрдор «Черноморье» были подготовлены проекты соглашений в связи с изъятием путем выкупа земельных участков в целях обеспечения реализации проекта.
В связи с изъятием для государственных нужд спорного земельного участка ФКУ Упрдор «Черноморье» подготовлены и направлены общедолевым собственникам проекты соглашений: с ФИО4, которым предусмотрена выплата возмещения в размере 95274 руб. за изъятие для государственных нужд 9350/130759 доли в праве общедолевой собственности на спорный земельный участок; с ФИО9, ФИО10, ФИО7 ФИО12, ФИО11, ФИО6 которыми предусмотрена выплата возмещения в размере 190448 руб. каждому общедолевому собственнику за изъятие для государственных нужд 18700/130759 доли в праве общедолевой собственности на спорный земельный участок.
Проекты соглашений об изъятии для государственных нужд для ознакомления и последующего принятия решения вручены ФИО6, ФИО12, ФИО11 - 29.07.2015 г., ФИО7, ФИО10 и ФИО9 - 30.07.2015 г., что подтверждается расписками о получении соглашений. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения ФИО4 направлен по почте 31.07.2015 г., что подтверждается сопроводительным письмом.
В установленный ч.10 ст. ст.56.10 ЗК РФ срок, соглашения об изъятии для государственных нужд правообладателями подписаны не были.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015г.) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное.
Поскольку представителем ответчиков ФИО6, ФИО12, ФИО11, ФИО7, ФИО9, ФИО4, выражено несогласие с проведенной оценкой рыночной стоимости земельного участка и заявлено ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы по делу была проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость объекта экспертизы - земельного участка с кадастровым номером № составляет 718 000 рублей или соразмерно долям в праве общедолевой собственности: ФИО4 (9350/130759 доли) – 55 231 рубль, ФИО9 (18700/130759 доли) 110 462 рубля, ФИО10 (18700/130759 доли) 110 462 рубля, ФИО7 (18700/130759 доли) - 110 462 рубля, ФИО6 (18700/130759 доли) - 110 462 рубля, ФИО12 (18700/130759 доли) - 110 462 рубля, ФИО11 (18700/130759 доли) - 110 462 рубля.
Рыночная стоимость многолетних насаждений определена экспертом в размере 942 000 рублей без расчета сумм соразмерно долям в праве общедолевой собственности на земельный участок. Величина убытков, причиненных в связи с изъятием участка: 64 485 рублей или соразмерно долям в праве общедолевой собственности на земельный участок: ФИО4 (9350/130759 доли) - 5 007 рублей, ФИО9 (18700/130759 доли) – 9 913 рублей, ФИО10 (18700/130759 доли) - 9 913 рублей, ФИО7 (18700/130759 доли)- 9 913 рублей, ФИО6 (18700/130759 доли) - 9 913 рублей, ФИО12 (18700/130759 доли) - 9 913 рублей, ФИО11 (18700/130759 доли) - 9 913 рублей.
В судебном заседании была допрошена эксперт ООО «Институт оценки, бизнеса и права» ФИО15, которая пояснила, что расчет величины несистематического риска может определяться разными способами, единой утвержденной или общепринятой методики не существует. В таких случаях эксперты и оценщики должны самостоятельно выбирать способ расчета. В данном случае представитель АФ «Южная» увидел один способ расчета, а в заключении использован другой. Помимо самого расчета, в заключении приведены пояснения по величине элементов, составляющих величину несистематического риска в качестве дополнительного обоснования. Противоречия в экспертном заключении отсутствуют, поскольку диапазон указан для земель с насаждениями (виноградниками), а рыночная стоимость земельного участка в размере 718 000 рублей – это стоимость участка без учета этих насаждений. Для расчета стоимости земельного участка использованы аналоги в том же районе и с тем же климатом, соответственно, и качество почв у них должно быть соответствующее. Не ясно, почему представителем АФ «Южная» сделан вывод о непригодности объектов-аналогов для выращивания винограда и несоответствии почвы. Эксперт пояснила, что указанные представителем АФ «Южная» характеристики учитываются в рамках затратного подхода, от которого эксперту пришлось отказаться по причине недостоверности предоставленных АФ «Южная» данных. Кроме того, эксперт пояснила, что в ходе анализа рынка действительно проводился телефонный опрос с целью уточнения дополнительных характеристик, не указанных в ряде объявлений, и общих тенденций на рынке земельных участков района. Однако, поскольку непосредственно по объектам, выбранным в качестве аналогов, необходимости в выяснении таких характеристик не было, контакты экспертом не указывались, так как непосредственно на расчеты стоимости они никак не повлияли. Относительно сравнения технических и столовых сортов винограда эксперт пояснила, что в связи с отсутствием на рынке предложений о продаже земельных участков с виноградниками сорта дунавский лазур напрямую оценить виноградник при помощи таких аналогов не получится, но можно получить ориентир стоимости для проверки результатов, полученных с применением других подходов к оценке. Поэтому все различия в состоянии и возрасте насаждений, о которых упоминает АФ «Южная», не могут быть учтены – это другие насаждения. Приведенные ОАО агрофирма «Южная» объявления несопоставимы с объектами оценки и не могут использоваться в качестве аналогов, о чем свидетельствуют цитаты из объявлений, поскольку имеют явные повышающие их стоимость характеристики. В рамках доходного подхода экспертом действительно использовался документ, предоставленный ОАО агрофирма «Южная», поскольку данные, содержащиеся в нем, относятся не к затратам, а к доходам, а иной информации о доходе именно по данному сорту винограда в этом районе в открытых источниках найти не удалось, а также поскольку указанный документ не содержит явных ошибок и опечаток, как остальные документы. Кроме того, эксперт пояснила, что метод капитализации доходов выбран для повышения достоверности результата. Метод дисконтирования денежных потоков (ДДП) основан на прогнозировании доходов за весь период жизни (службы) виноградника, а такое долгосрочное прогнозирование ведет к повышению неопределенности и снижению достоверности результата. Метод капитализации является частным случаем метода ДДП и используется в случаях, когда в ближайшие несколько периодов доходы, приносимые активом (виноградником) будут достаточно близки. Необходимость использования метода капитализации доходов усматривается из представленной ОАО агрофирма «Южная» справки расчета упущенной выгоды. Кроме того, эксперт пояснила, что оба метода применительно к одному и тому же объекту дают практически одинаковые результаты, так что выбор другого метода (метода ДДП) в данном случае привел бы к тому же результату – только расчет был бы менее понятен, проверяем и достоверен.
В соответствии с ч.1 ст. 6.1. ГПК РФ, судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч.1.ст.79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В соответствии с ч.3 ст.86 ГПК РФ, заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 87 ГПК РФ, в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.
Вместе с тем, заявляя несогласие с экспертным заключением, указывая на недостатки его содержания, относящиеся к специальным познаниям, представитель ОАО агрофирма «Южная» не воспользовался своим процессуальным правом и ходатайств о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы, от других участников процесса такие ходатайства также не поступали.
Судебная экспертиза назначалась по ходатайству представителя ответчиков, в связи с тем, что, по их мнению, Отчет об оценке № от 01.06.2015г. не соответствует положениям ч.4 ст. 56.8 ЗК РФ – то есть, по мнению представителя ответчиков, в данном отчете не рассчитана разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка и стоимостью остающейся у правообладателя части земельного участка, иные доводы представителя сводились к несогласию с определённой отчетом рыночной стоимостью, без указания на какие-либо допущенные при оценке нарушения.
Доводы о нарушении при составлении отчета об оценке № от 01.06.2015г. в ходе рассмотрения дела не подтвердились, расчет рыночной стоимости в виде разницы между рыночной стоимостью исходного земельного участка и стоимостью остающейся у правообладателя части земельного участка содержится на страницах 53-56 указанного отчета.
В силу положений ч.8. ст.56.11 ЗК РФ, правообладатель изымаемой недвижимости осуществляет самостоятельно расчет с лицами, обременения на изымаемую недвижимость в пользу которых или договоры с которыми прекращены на основании заключенного соглашения об изъятии недвижимости либо вступившего в законную силу решения суда, а также с лицами, договоры с которыми расторгнуты в соответствии с п. 7 ст. 56.11 ЗК РФ.
Согласно ч.9 ст. 56.8 ЗК РФ, размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности, изымаемый земельный участок, и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество. Вместе с тем, экспертное заключение №/ЭК/29 от 25.02.2016г. не содержит такого расчета в отношении стоимости многолетних насаждений.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Особенности проведения экспертизы отчета об определении отдельного вида стоимости объекта оценки (в частности, кадастровой стоимости), в том числе в части подтверждения стоимости объекта оценки (далее - особенности проведения экспертизы отчета), устанавливаются федеральным стандартом оценки. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№ прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов, и правил оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в СРО Региональная ассоциация оценщиков (экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанный отчет не оспорен, не признан недостоверным, отвечает требованиям ч.9 ст. 56.8 ЗК РФ, участники процесса не указывали на признаки его недостоверности, с учетом данных обстоятельств, суд считает возможным удовлетворить требования ФКУ Упрдор «Черноморье» в полном объеме и взыскать возмещение за изымаемый для государственных нужд земельный участок в размере, определенном в Отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, как усматривается из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ№, в ЕГРП изменения в связи со смертью ФИО10 не внесены.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. С учетом данных обстоятельств, требование о прекращении права ФИО10 на земельный участок является обоснованным.
Представителем ФКУ Упрдор «Черноморье» заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению, кроме требований о взыскания судебных расходов.
Суд в соответствии со ст. 212 ГПК РФ считает, что данное ходатайство подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
ФКУ Упрдор «Черноморье» 21.08.2015г. разместило извещение о проведении электронного аукциона на Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Предмет электронного аукциона: «реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керченский пролив к <адрес> и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0 -км 42, <адрес>».
Порядок заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме установлен ст.70 Закона №44-ФЗ.
28.09.2015г. заключен государственный контракт № СМР «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги М 25-Новороссийск-Керченский пролив к <адрес> и сухогрузному району морского порта Тамань на участке км 0- км 42, <адрес>».
Из п.1.1 вышеуказанного госконтракта следует, что подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ: «Реконструкция участков автомобильной дороги Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь). Строительство подъезда от автомобильной дороги м-25 Новороссийск-Керченский пролив к <адрес> и сухогрузному району морского порта Тамань на участка км 0 - км 42, <адрес>» в соответствии с проектом, утвержденным распоряжением Росавтодора от 15.07.2015г. №-р, и надлежащим образом исполнить принимаемые по настоящему Контракту гарантийные обязательства, а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Кроме того, заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку (п.10.1 Государственного контракта).
Сроки выполнения работ по контракту: начало с даты заключения государственного контракта (начальный срок выполнения работ); окончание завершение строительно-монтажных работ - октябрь 2018г.; получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - декабрь 2018г. (конечный срок выполнения работ), перенос сроков строительства не предусмотрен.
Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство. Кроме того, из линейного графика строительства дороги 0-42 видно, что срок строительства начинается с октября 2015г. и составляет 39 месяцев.
Данные обстоятельства, по мнению суда, является основанием для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Подтверждены и подлежат удовлетворению требования представителя ФКУ Упрдор «Черноморье» о возмещении судебных расходов.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом указанных положений Закона, подлежит взысканию с ответчиков государственная пошлина в размере 6.000 руб., оплаченная ФКУ Упрдор «Черноморье» при подаче иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Изъять путем выкупа для федеральных нужд у ФИО4 9350/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная», посредством перечисления со стороны Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» денежной суммы в размере 95.274 (девяносто пять тысяч двести семьдесят четыре) рубля на банковский счет ФИО4 или на депозитный счет нотариуса.
Изъять путем выкупа для федеральных нужд у ФИО9 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная», посредством перечисления со стороны Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» денежной суммы в размере 190.448 (сто девяносто тысяч четыреста сорок восемь) рублей на банковский счет ФИО9 или на депозитный счет нотариуса.
Изъять путем выкупа для федеральных нужд у ФИО8 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная», посредством перечисления со стороны Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» денежной суммы в размере 190.448 (сто девяносто тысяч четыреста сорок восемь) рублей на банковский счет ФИО8 или на депозитный счет нотариуса.
Изъять путем выкупа для федеральных нужд у ФИО7 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная», посредством перечисления со стороны Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» денежной суммы в размере 190.448 (сто девяносто тысяч четыреста сорок восемь) рублей на банковский счет ФИО7 или на депозитный счет нотариуса.
Изъять путем выкупа для федеральных нужд у ФИО6 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером № площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная», посредством перечисления со стороны Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» денежной суммы в размере 190.448 (сто девяносто тысяч четыреста сорок восемь) рублей на банковский счет ФИО6 или на депозитный счет нотариуса.
Изъять путем выкупа для федеральных нужд у ФИО12 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная», посредством перечисления со стороны Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» денежной суммы в размере 190.448 (сто девяносто тысяч четыреста сорок восемь) рублей на банковский счет ФИО12 или на депозитный счет нотариуса.
Изъять путем выкупа для федеральных нужд у ФИО11 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная», посредством перечисления со стороны Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» денежной суммы в размере 190.448 (сто девяносто тысяч четыреста сорок восемь) рублей на банковский счет ФИО11 или на депозитный счет нотариуса.
Прекратить право собственности ФИО4 на 9350/130759 долю земельного участка с кадастровым номером № площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Прекратить право собственности ФИО9 на 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Прекратить право собственности ФИО10 на 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером № площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Прекратить право собственности ФИО7 на 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером № площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Прекратить право собственности ФИО6 на 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером № площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Прекратить право собственности ФИО12 на 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Прекратить право собственности ФИО11 на 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Обязать ФИО4 освободить 9350/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Обязать ФИО9 освободить 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Обязать ФИО8 освободить 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Обязать ФИО7 освободить 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Обязать ФИО6 освободить 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Обязать ФИО12 освободить 18700/130759 долю земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 25.112 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № (категория земель земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства) общей площадью 130.759 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать право общей долевой собственности ФИО4 (9350/130759), ФИО9 (18700/130759), ФИО8 (18700/130759), ФИО7 (18700/130759), ФИО6 (18700/130759), ФИО12 (18700/130759), ФИО11 (18700/130759), на земельный участок с кадастровым номером № площадью 105.647 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский Край, <адрес>, ОАО агрофирма «Южная», отделение № «Южная».
Взыскать солидарно с ФИО4, ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО12, ФИО11 в пользу Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» расходы, связанные с оплатой госпошлины при подаче иска в суд в размере 6.000 (шесть тысяч) рублей.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению, кроме взыскания судебных издержек по настоящему делу.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский Краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 04.04.2016 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: