ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/15 от 08.06.2015 Бакчарского районного суда (Томская область)

Дело № 2-292/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Бакчар Томской области 08 июня 2015 г.

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Быкова О.В., при секретаре Вельматкиной Т.В.,

с участием: истца - помощника главного лесничего Бакчарского лесничества Рахимова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску помощника главного лесничего Бакчарского лесничества филиала ОГКУ «Томское управление лесами» Департамента лесного хозяйства Томской области Рахимова И.И. к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Матвееву А.Н. о возложении обязанности оборудовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря,

УСТАНОВИЛ:

Помощник главного лесничего Бакчарского лесничества филиала ОГКУ «Томское управление лесами» Департамента лесного хозяйства Томской области Рахимов И.И., обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Матвееву А.Н. (далее – ИП Матвеев А.Н.) о возложении обязанности оборудовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, обосновав свои требования следующим.

ИП Матвеев А.Н. на основании заключенного с Департаментом лесного хозяйства Томской области (далее - Департамент) договора аренды части лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ(далее - договор) использует для заготовки древесины часть лесного участка с местоположением: ИП Матвеев А.Н. в соответствии с подпунктами «е» и «ж» пункта 3.4 договора аренды части лесного участка от ДД.ММ.ГГГГобязан осуществлять на части лесного участка меры противопожарного обустройства лесов, охрану лесов от пожаров, а также обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов и противопожарные мероприятия в соответствии с проектам освоения лесов и Правилами пожарной безопасности в лесах, иными нормативными правовыми актами. Вместе с тем, в ходе проверки соблюдения условий договора, установлено нарушение требований законодательства об охране лесов от пожаров, ИП Матвеев А.Н. не обеспечил укомплектованность пункта сосредоточения противопожарного инвентаря необходимым оборудованием, а именно отсутствуют: лесопожарное модульное оборудование (съемные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновые емкости для воды объемом 1 500 л. - 1 шт.; напорные пожарные рукава (Д = 26. 51. 66 мм.) - 200 пог. м.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием - 1 шт.; автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы - 1 шт.; зажигательные аппараты - 5 шт.; ранцевые огнетушители - 5 шт.: воздуходувки - 1 шт.; лопаты - 20 шт.; топоры - 5 шт.; мотыги - 2 шт.; грабли - 5 шт.; пилы поперечные - 1 шт.; ведра или иные емкости объемом до 20 л. - 5; бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л. - 5; дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы) - 3 компл.; индивидуальные перевязочные пакеты - 3 шт.; защитные очки - 3 шт.: респираторы - 3 шт.; кружки для воды - 3 шт.

Помощник главного лесничего Бакчарского лесничества филиала ОГКУ «Томское управление лесами» Департамента лесного хозяйства Томской области Рахимов И.И. просит суд обязать ИП Матвеева А.Н. оборудовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, доукомплектовав его следующим оборудованием и инвентарём: лесопожарное модульное оборудование (съёмные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновые ёмкости для воды объёмом 1500 л. – 1 шт.; напорные пожарные рукава (Д = 26, 51, 66 мм.) – 200 пог. м.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием – 1 шт.; автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы – 1 шт.; зажигательные аппараты – 5 шт.; ранцевые огнетушители – 5 шт.; воздуходувки – 1 шт.; лопаты – 20 шт.; топоры – 5 шт.; мотыги – 2 шт.; грабли – 5 шт.; пилы поперечные – 1 шт.; ведра или иные ёмкости объёмом до 20 л. – 5; бидоны или канистры для питьевой воды ёмкостью до 20 л. – 5; дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы) – 3 компл.; индивидуальные перевязочные пакеты – 3 шт.; защитные очки – 3 шт.; респираторы – 3 шт.; кружки для воды – 3 шт., а также обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании, истец - помощник главного лесничего Бакчарского лесничества филиала ОГКУ «Томское управление лесами» Департамента лесного хозяйства Томской области Рахимов И.И., исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ИП Матвеев А.Н., извещённый о месте и времени судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, возражений на иск не представил.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Согласно ч. 2 ст. 96 ЛК РФ, Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

«Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 г. № 394.

Департамент лесного хозяйства Томской области (далее - Департамент) осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), устанавливает перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на основании п. «е, ж» п.п. 8 п. 9 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 № 128.

Пунктом 12 части 3 статьи 96 ЛК РФ предусмотрено право должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), являющихся государственными лесными инспекторами или лесничими, предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Одним из неотчуждаемых прав человека является право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ). Статья 58 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьей 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Часть 1 статьи 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения пожаров.

В части 2 статьи 53.1 ЛК РФ перечислены меры противопожарного обустройства лесов, в частности, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

В силу части 3 статьи 53.1 ЛК РФ указанные в части 2 данной статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно части 5 статьи 53.1 ЛК РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

В соответствии с частью 7 статьи 53.1 ЛК РФ виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Согласно подпункту «а» пункта 3 указанных Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лестных пожаров).

Подпунктом «в» пункта 13 Правил установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, и нормы наличия данных средств при использовании лесов утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2014 № 161 (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ от 05.08.2014 № 33456). Нормы наличия средств пожаротушения по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и Департаментом лесного хозяйства Томской области заключен договор аренды части лесного участка , по условиям которого ответчику предоставлена в аренду часть лесного участка площадью , расположенного в , имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре . Данная часть лесного участка предоставлена ответчику для заготовки древесины.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3.4 вышеуказанного договора арендатор – ИП Матвеев А.Н. обязан разработать и представить Арендодателю – Департаменту лесного хозяйства Томской области проект освоения лесов.

Данный Проект ДД.ММ.ГГГГ получил положительное заключение Экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов, что подтверждено распоряжением Департамента лесного хозяйства Томской области.

В таблице № 12 стр. 62 Проекта освоения лесов на части лесного участка, переданной в аренду ИП Матвееву А.Н., для заготовки древесины с ведением лесного хозяйства в Бакчарском лесничестве Томской области (далее – Проект), закреплены сведения о виде, количестве инвентаря и оборудования, необходимого для устройства пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ). Помимо прочего, на ПСПИ должны быть: лесопожарное модульное оборудование (съемные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновые емкости для воды объемом 1 500 л. - 1 шт.; напорные пожарные рукава (Д = 26, 51, 66 мм.) - 300 пог. м.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием 1 шт.; автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы - 1 шт.; зажигательные аппараты - 5 шт.; ранцевые огнетушители - 10 шт.; воздуходувки - 1 шт.; лопаты - 30 шт.; топоры - 10 шт.; мотыги - 10 шт.; грабли - 10 шт.; пилы поперечные - 3 шт.: ведра или иные емкости объемом до 20 л. - 5 шт.; бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л. - 2 шт.; дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы) - 3 компл.; индивидуальные перевязочные пакеты - 3 шт.; защитные очки - 3 шт.; респираторы - 3 шт.; кружки для воды - 3 шт.

Согласно акту проверки соблюдения требования договорных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной главным лесничим и помощником главного лесничего Бакчарского лесничества филиала ОГКУ «Томское управление лесами» Департамента лесного хозяйства Томской области с участием ИП Матвеева А.Н., установлено, что пункт сосредоточения противопожарного инвентаря оборудован не в полной мере, на пункте сосредоточения противопожарного инвентаря не достает следующих средств пожаротушения: лесопожарное модульное оборудование (съёмные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновые ёмкости для воды объёмом 1500 л. – 1 шт.; напорные пожарные рукава (Д = 26, 51, 66 мм.) – 200 пог. м.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием – 1 шт.; автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы – 1 шт.; зажигательные аппараты – 5 шт.; ранцевые огнетушители – 5 шт.; воздуходувки – 1 шт.; лопаты – 20 шт.; топоры – 5 шт.; мотыги – 2 шт.; грабли – 5 шт.; пилы поперечные – 1 шт.; ведра или иные ёмкости объёмом до 20 л. – 5; бидоны или канистры для питьевой воды ёмкостью до 20 л. – 5; дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы) – 3 компл.; индивидуальные перевязочные пакеты – 3 шт.; защитные очки – 3 шт.; респираторы – 3 шт.; кружки для воды – 3 шт.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования помощника главного лесничего Бакчарского лесничества филиала ОГКУ «Томское управление лесами» Департамента лесного хозяйства Томской области Рахимова И.И. к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Матвееву А.Н. о возложении на него обязанности оборудовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, доукомплектовав его следующим оборудованием и инвентарём: лесопожарное модульное оборудование (съёмные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновые ёмкости для воды объёмом 1500 л. – 1 шт.; напорные пожарные рукава (Д = 26, 51, 66 мм. – 200 пог. м.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием – 1 шт.; автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы – 1 шт.; зажигательные аппараты – 5 шт.; ранцевые огнетушители – 5 шт.; воздуходувки – 1 шт.; лопаты – 20 шт.; топоры – 5 шт.; мотыги – 2 шт.; грабли – 5 шт.; пилы поперечные – 1 шт.; ведра или иные ёмкости объёмом до 20 л. – 5; бидоны или канистры для питьевой воды ёмкостью до 20 л. – 5; дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы – 3 компл.; индивидуальные перевязочные пакеты – 3 шт.; защитные очки – 3 шт.; респираторы – 3 шт.; кружки для воды – 3 шт., законны и обоснованны, направлены на защиту интересов Российской Федерации по обеспечению рационального использования лесов, их охране, защите, воспроизводству и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Каких-либо доказательств на основании которых можно было бы судить о необходимости обращения решения суда к немедленному исполнению, истцом не предоставлено.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства Матвеева А.Н. оборудовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, доукомплектовав его следующим оборудованием и инвентарём: лесопожарное модульное оборудование (съёмные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновые ёмкости для воды объёмом 1500 л. – 1 шт.; напорные пожарные рукава (Д = 26, 51, 66 мм.) – 200 пог. м.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием – 1 шт.; автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы – 1 шт.; зажигательные аппараты – 5 шт.; ранцевые огнетушители – 5 шт.; воздуходувки – 1 шт.; лопаты – 20 шт.; топоры – 5 шт.; мотыги – 2 шт.; грабли – 5 шт.; пилы поперечные – 1 шт.; ведра или иные ёмкости объёмом до 20 л. – 5; бидоны или канистры для питьевой воды ёмкостью до 20 л. – 5; дежурная спецодежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы) – 3 компл.; индивидуальные перевязочные пакеты – 3 шт.; защитные очки – 3 шт.; респираторы – 3 шт.; кружки для воды – 3 шт.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.

Председательствующий Быков О.В.

В окончательной форме решение принято 11 июня 2015 года.

Быков О.В.