РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сорск 13 сентября 2016 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Козулиной Н.Ю.
при секретаре судебного заседания Александрове Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-292/2016 г. по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к ОАО «Хакасэнергосбыт» об обязании произвести бесперебойную, круглосуточную подачу электроэнергии на отопительную котельную, расположенную по адресу: г. Сорск, ул. 50 лет Октября, 15 в рамках мощностей технологически необходимых для восстановления централизованного горячего водоснабжения населению города Сорска,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка по факту введения ОАО «Хакасэнергосбыт» (далее - Общество) ограничения режима потребления электроэнергии на объекты горячего водоснабжения муниципального образования г. Сорск. Между МУП «Коммунальные системы» и ОАО «Хакасэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения. В нарушение условий договора МУП «Коммунальные системы» перед Обществом имеется задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии. В связи с чем, подача электрической энергии на котельную приостановлена, отопительная котельная г. Сорска остановлена, отсутствует подача горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов в г. Сорске, а также в дошкольные образовательные учреждения города. Среди потребителей тепловой энергии и горячего водоснабжения имеются добросовестные плательщики.
На основании изложенного, просит обязать ОАО «Хакасэнергосбыт» произвести бесперебойную, круглосуточную подачу электроэнергии на отопительную котельную, расположенную по адресу: г. Сорск, ул. 50 дет Октября, 15 в рамках мощностей технологически необходимых для восстановления централизованного горячего водоснабжения населению города Сорска со дня принятия решения.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Холявко А. В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика Туркин Е. В. действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, предоставив письменные возражения, на доводах которых настывал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - МУП «Коммунальные системы» Михиенко Т. С., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - администрации г. Сорска Спирина Н. Н., действующие на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора Усть-Абаканского района РХ не возражали.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 2. 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В силу п. 1, 7 ст. 38 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством и соглашением сторон обязательства. Правительством РФ утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанный порядок обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. В соответствии с п. 48 Основных положений гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договор.
В соответствии с п. п. 18, 20 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 данных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с данными Правилами.
Согласно п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
По смыслу указанного положения организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила), определены условия предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным приложении № 1 к настоящим Правилам.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 31 Правил).
Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подп. "а", "б" и "д" п. 115 и п. "б" п. 117 данных Правил.
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 122 Правил).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 3 Обзора Верховного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданский дел, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 01 февраля 2012 года, действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными. В связи с этим при рассмотрении подобных споров суды не вправе ограничиваться формальным подтверждением того, что организация-потребитель не обращалась в ресурсоснабжающие организации для заключения соглашений о необходимых для обеспечения абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы, объемах этих ресурсов, учитывая, что взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права таких абонентов, и должны выяснять, какие меры могли быть предприняты либо предпринимались ресурсоснабжающей организацией для заключения необходимых соглашений с организацией-потребителем в целях защиты интересов соответствующих потребителей независимо от того, имелась ли у таких ресурсоснабжающих организаций информация о таких потребителях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между МУП «Коммунальные системы» и ОАО «Хакасэнергосбыт» 27 января 2015 заключен договор энергоснабжения №, по условиям которого Общество обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).
Поставка электроэнергии обеспечивается в точках поставки с оптового рынка до границ балансовой принадлежности электросети сетевой организации (п.3.2.2 Договора).
Пунктом 5.3 договора предусмотрена обязанность Потребителя оплачивать Гарантирующему поставщику за поставленную Потребителю электрическую энергию в следующие сроки: 30 % стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяц, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца; 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяц, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца.
Согласно п. 3.1.1. Договора, Гарантирующий поставщик имеет право в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах, инициировать в установленном порядке ведение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (л.д.6-23).
МУП «Коммунальные системы», согласно Уставу является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества в отношении Предприятия осуществляет администрация г. Сорска Республики Хакасия. Предприятие создано с целью реализации социальных и экономических интересов населения муниципального образования город Сорск и получения прибыли. Предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности: организация водоснабжения, теплоснабжения и снабжения населения топливом; сбор, подача и распределение тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения; выработка тепловой энергии и так далее (л.д.32-42,44).
МУП «Коммунальные системы» является ресурсоснабжающей организацией г. Сорска и предоставляет услуги по водоснабжению, теплоснабжению и водоотведению на основании договора безвозмездного пользования № от 31 декабря 2014 года, заключенного с администрацией г. Сорска (л.д.24-36), а также осуществляет эксплуатацию котельной г. Сорска, которая принадлежит муниципальному образованию г. Сорска, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права (л.д.43).
В нарушение условий договора МУП «Коммунальные системы» перед ОАО «Хакасэнергосбыт» на основании договора энергоснабжения № от 27 января 2015 имеется задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии в сумме 21 167 481,63 руб. (по состоянию на 22 июня 2016 года) (л.д.49).
В связи с чем, 17 июня 2016 Обществом в адрес МУП «Коммунальные системы» направлено уведомление № о том, что в случае не погашения образовавшейся задолженности в соответствии с актом согласования технологической и (или) аварийной брони от 21 октября 2015 года № в отношении отопительной котельной, расположенной по адресу: г. Сорск, ул. 50 лет Октября, 15, с 14 час. 00 мин. 28 июня 2016 года будет введено ограничение подачи электроэнергии до уровня технологической брони - 7 кВт с центров питания сетевой организации (л.д.47-48).
Котельная г. Сорска является теплоисточником и поставщиком горячего водоснабжения для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер муниципального образования, на территории которого они находятся (детские сады, школы, больницы и др.).
На момент обращения с данным исковым заявлением отопительная котельная г. Сорска остановлена, в связи с чем отсутствует подача горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов в г. Сорске, а также в дошкольные образовательные учреждения города, что подтверждается атом о введении ограничения режима потребления электроэнергии от 28 июня 2016 года (л.д.52).
Из сообщения администрации г. Сорска от 05 июля 2016 года № следует, что задолженность бюджетных организаций и учреждений за предоставленные коммунальные услуги (Электроэнергия - ООО «Хакасэнергосбыт)» по состоянию на 01 июля 2016 года отсутствует (л.д.53).
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что действия ОАО «Хакасэнергосбыт», направленные на ограничение подачи электроэнергии на отопительной котельной, расположенной по адресу: г. Сорск ул. 50 лет Октября, 15 до Р= 7 кВт/ч, привели к 100% остановке подачи горячего водоснабжения гражданам-потребителям, а также в социально-значимые объекты г. Сорска, что повлекло грубое нарушение прав и законных интересов жителей муниципального образования г. Сорск на бесперебойное, своевременное и с надлежащим качеством предоставление коммунальной услуги, что гарантировано приведенными выше нормативными актами. Данные действия ответчика не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку это повлекло ограничения права других добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к ОАО «Хакасэнергосбыт» об обязании произвести бесперебойную, круглосуточную подачу электроэнергии на отопительную котельную, расположенную по адресу: г. Сорск, ул. 50 дет Октября, 15 в рамках мощностей технологически необходимых для восстановления централизованного горячего водоснабжения населению города Сорска со дня принятия решения, удовлетворить.
Обязать ОАО «Хакасэнергосбыт» <данные изъяты>, произвести бесперебойную, круглосуточную подачу электроэнергии на отопительную котельную, расположенную по адресу: г. Сорск, ул. 50 дет Октября, 15 в рамках мощностей технологически необходимых для восстановления централизованного горячего водоснабжения населению города Сорска со дня принятия решения.
Привести решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд, принявший решение.
Председательствующий Козулина Н. Ю.
Справка: Решение в нательной форме изготовлено 18 сентября 2016 года.
Судья Козулина Н. Ю.