ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/18 от 19.10.2018 Сычевского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-292/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Новодугино 19 октября 2018 года

Сычёвский районный суд Смоленской области в составе:

судьи Чернышёвой О.В.,

при секретаре Егоровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Высоковского сельского поселения <адрес> к ОСП по Сычёвскому и <адрес>м УФССП России по <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

Администрация Высоковского сельского поселения <адрес> обратилась в суд с иском к ОСП по Сычёвскому и <адрес>м УФССП России по <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора до максимально возможного. В обоснование указала ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с Администрации в размере 50000 рублей. Указывает, что Администрацией принимались все возможные меры для исполнения решения суда, был проведен комплекс мер по очистке пляжей и других мест отдыха на водоеме – озеро близ д. Калыгино и по очистке акватории пляжной зоны. Указывает, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ были приняты меры по исполнению решения. Кроме того указывает, что бюджет МО «Высоковское сельское поселение» является дотационным, расходы на уплату штрафных санкций в бюджете не предусмотрено.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ОСП по Сычёвскому и <адрес>м УФССП России по <адрес> в суд не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).

Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Законом об исполнительном производстве не предусмотрено направление постановления о взыскании исполнительского сбора должнику заказным письмом с уведомлением, такое требование предъявляется в обязательном порядке только к постановлению о возбуждении исполнительного производства. Привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Такое толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ N 0001/16, содержащих указание о том, что в силу требований Закона N 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).

Как указано в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Как следует из материалов исследуемых исполнительных производств, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ. Постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в рамках исполнительного производства, соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, нарушений при его вынесении судом не установлено.

Согласно справке Администрация Высоковского сельского поселения является дотационным муниципальным образованием.

Учитывая, что Администрацией принимались меры для исполнения решения суда, был проведен комплекс мер по очистке пляжей и других мест отдыха на водоеме – озеро близ д. Калыгино и по очистке акватории пляжной зоны, имущественное положение должника (муниципальное образование является дотационным), степень его вины в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на 12500 рублей, что составляет одну четверть от полного размера, то есть до 37500 рублей.

В силу положений ч. 8 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" решение суда о полном или частичном удовлетворении заявления об уменьшении размера исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации Высоковского сельского поселения <адрес> на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, с 50000 рублей до37500 (Тридцати семи тысяч пятиста) рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Сычевский районный суд.

Судья: Чернышева О.В.