ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/19 от 27.06.2019 Москаленского районного суда (Омская область)

Дело № 2-292/2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2019 года р.п. Москаленки

Москаленский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Кобзарь О.В., при секретаре Искаковой Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО8 к акционерному обществу «Омскоблводопровод» о защите прав потребителей,

установил:

ФИО8 обратилась в суд с иском к АО «Омскоблводопровод» о защите прав потребителей. В обоснование исковых требований заявила, что является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома <адрес>. Два года назад она обратилась к главе администрации Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района с просьбой оказать содействие по подключению жилого дома к инженерным сетям – водопроводу, поскольку имеет двоих малолетних детей, и ей тяжело носить воду с уличной колонки. Глава решил ее просьбу через Москаленский участок АО «Омскоблводопровод», и в дом ввели водопровод рабочие Москаленского участка АО за плату. Но при этом не выдали технические условия и не разъяснили, что необходимо установить счетчики на воду, опломбировать его и заключить договор на поставку воды, а она по незнанию не потребовала выдачи техусловий на подключение к водопроводу. В связи с этим она продолжала оплачивать за потребленную воду как с уличной колонки по нормативу согласно квитанций, поставляемых ей сотрудниками Омскоблводопровода, которые неоднократно посещали ее дом, не предъявляли претензий по поводу домашнего водопровода.

ДД.ММ.ГГГГ к ней в дом зашли контролеры Москаленского абонентского участка АО «Омскоблводопровод», составили акт о выявленных нарушениях, где указали на отсутствие документов на проведение водопровода. Также вручили уведомление о планируемом ограничении (приостановлении) предоставления коммунальных услуг и расчет оплаты за коммунальные услуги на сумму 49172 руб. Согласно заключению комиссии, потребитель обязан устранить несанкционированное подключение, оформить разрешительные документы, произвести оплату доначисленной суммы за коммунальную услугу. Однако данная задолженность превышает 2 ежемесячных размера оплаты, определенных исходя из нормативов потребления, утвержденных приказом РЭК Омской области. Ей было рекомендовано уплатить указанную выше сумму в течение 20 дней, в случае неоплаты поставщик воды будет вынужден приостановить водопотребление до ликвидации задолженности и оплаты работ, связанных с отключением и повторным подключением к водопроводным сетям.

С указанными выше документами истец не согласен, поскольку они нарушают его права. Считает, что несанкционированное подключение подразумевает незаконное, неразрешенное, запрещенное подключение. Отсутствие у нее документов на санкционированное подключение к водопроводу на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ не является доказательством несанкционированного подключения, поскольку подключение было произведено самими работниками Москаленского участка АО «Омскоблводопровод» и с их согласия. Задолженности за потребленную воду она не имеет, поскольку ежемесячно производила оплату по квитанциям. Имея двоих малолетних детей, при отсутствии работы, не может уплатить штраф в размере 49172 руб., а также 25000 руб. за подключение водопровода. Полагает, что ответчик, действуя таким образом, решает экономические показатели по сбору денежных средств. В связи с изложенным, истица просит признать незаконными акт о выявленных нарушениях водопотребления от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о планируемом ограничении (приостановлении) предоставления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, расчет платы за коммунальные услуги, запретить ответчику совершать действия по приостановлению подачи воды в жилое помещение.

Истец ФИО8 в судебном заседании участия не принимала, в иске просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно имеющейся в материалах дела телефонограмме истицы, когда покупала дом, задолженность по оплате за водопотребление имелась, она ее не гасила, точную сумму задолженности не указала. Дополнила, что в период ее проживания она вносила оплату несколько раз. В 2015 году получила технические условия. Водой в доме не пользовалась. Оплачивала воду как с колонки несколько раз, периоды и суммы не уточнила, соответствующие квитанции предоставить не может. Участие в судебном заседании принимать не будет.

Представитель ответчика АО «Омскоблводопровод» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом.

Судом определено рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного судопроизводства.

Представитель ответчика АО «Омскоблводопровод» по доверенности ФИО9 в предыдущем судебном заседании исковые требования ФИО8 не признал. Бывший собственник жилого дома фактически не провел водопровод в дом. Каких-либо документов, подтверждающих санкционированное подключение, не имеется. Истец является должником по колоночному водопотреблению. Представленный лист согласования не подписан представителем АО «Омскоблводопровод». Для санкционированного подключения необходимо сначала предоставить лист согласования, затем технические условия, а после самого подключения следует заключение соответствующего договора, установка прибора учета, его опломбировка. Вода в доме истицы действительно имеется. Расчет задолженности сделан за 1 месяц, с учетом сечения трубы. Ресурсоснабжающая организация имеет право выставить такую задолженность за 3 месяца. В организации никаких документов о подключении дома истицы к водопроводу не имеется, в т.ч. нет листа согласования и технических условий, выданных на предыдущего собственника и на истца, а также документов, подтверждающих, что работники АО «Омскоблводопровод» провели водопровод в дом истцы. Предоставление коммунальной услуги не было приостановлено.

Представитель ответчика начальник Москаленского абонентского участка АО «Омскоблводопровод» ФИО10, выступающая на основании доверенности, в предыдущем судебном заседании исковые требования ФИО8 не признала. Дополнила, что договор на поставку воды с истицей не заключен. Документов, подтверждающих подключение к водопроводу, не имеется. Предыдущий собственник жилого дома планировал подключиться к водопроводу, получил в 2013 году технические условия, которые на данный момент недействительные. Лист согласования не подписан начальником участка АО «Омскоблводопровод». Для санкционированного подключения необходимо заключение соответствующего договора, установка прибора учета, его опломбировка. Расчет задолженности произведен за несанкционированное подключение к водопроводу в соответствии с формулой, имеющейся в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Истица числится как колоночный потребитель, с октября 2015 года имеется задолженность по водопотреблению, в ноябре 2016 года, в ноябре 2017 года производилась оплата по 300 руб. Работники Москаленского абонентского участка АО «Омскоблводопровод» не проводили воду в дом. Документов, подтверждающих данный факт, не имеется, в том числе квитанции об оплате за подключение. Первый раз контролеров абонентского участка в дом не пустили, пояснив, что в доме нет воды. После проверки, установившей несанкционированное подключение к водоснабжению, истица ни разу не пришла в абонентский участок, не пыталась разрешить сложившуюся ситуацию, в том числе, о предоставлении рассрочки по оплате задолженности. Технические условия можно выдать только после предоставления листа согласования, который у ФИО8 отсутствует. Лист согласования на предыдущего собственника не был согласован с АО «Омскоблводопровод».

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 в судебном заседании пояснила, что, являясь контролером Москаленского абонентского участка АО «Омскоблводопровод», в апреле 2019 года проводила проверку в соответствии с плановым заданием. До этого в дом истица не пускала, пояснив, что в доме воды не имеется. В апреле 2019 года было установлено несанкционированное подключение. Каких-либо документов по проведению водопровода истица не представила. Ее мать сказала, что будут выплачивать долги, а истица обещала приехать заключить договор поставки воды.

Суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В ст. 153 ГК РФ отражено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 154 ГК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.

В силу ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 названного кодекса.

На основании ч. 9 ст. 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Размер платы за коммунальные услуги, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, применяются положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части, не урегулированной другими федеральными законами (часть 5 статьи 1 названного Закона).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.

В соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «О водоснабжении и водоотведении» по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Договор водоснабжения является публичным договором.

В силу ст. 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» количество воды, поданное (полученное) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения подлежит коммерческому учету (пункт 1 части 1).

Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных указанной выше статьей, расчетным способом (часть 4).

Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц (часть 5).

Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается (часть 6).

При отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом (пункт 1 части 10).

В судебном заседании установлено, что ФИО8 является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке, данной администрацией Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживают ФИО8, ее муж ФИО2, дети ФИО3 и ФИО4

На территории <адрес> поставщиком воды является АО «Омскоблводопровод».

ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки в соответствии с плановым заданием контролерами Москаленского абонентского участка АО «Омскоблводопровод» ФИО5 и ФИО1 в присутствии собственника жилого помещения ФИО8 в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, был составлен акт о выявленных нарушениях водопотребления, согласно которому договор водоснабжения не заключен, подключение оборудования жилого дома к инженерным системам осуществлено с нарушением установленного порядка подключения, подключение выполнено п/э трубой с диаметром 15 мм к поселковому водопроводу <адрес>. Вода в доме с раковиной, без канализации, без унитаза, при открытии крана вода бежит. Абонент числится как колоночный потребитель. Документов на проведение водопровода не предъявлено. Рекомендовано заключить договор водоснабжения.

С содержанием данного акта истица была ознакомлена, что подтверждается ее подписью, возражений не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 было получено уведомление о планируемом ограничении (приостановлении) предоставления коммунальных услуг. Задолженность за потребленную холодную воду составила 49172 руб., которую рекомендовано оплатить в 20-дневный срок со дня получения уведомления. В случае непогашения АО «Омскоблводопровод» будет вынуждено приостановить и/или ограничить водопотребление до ликвидации задолженности и оплаты работ, связанных с отключением и повторным подключением к сетям центрального водоснабжения.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные 06.05.2011 Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 во исполнение статьи 157 ЖК РФ.

Согласно п. 63 данных Правил потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

Из материалов дела следует, что ФИО8 числится в АО «Омскоблводопровод» как потребитель воды с колонки, при этом на апрель 2019 года имеется задолженность в размере 3644,23 руб., где указан предыдущий абонент – ФИО6

В силу подпункта «е» пункта 35 указанных Правил потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Согласно пункту 62 Правил при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.

На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.

В силу положения ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 18 упомянутого Федерального закона лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, предусмотрено, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 (п. 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения).

В п. 8 Правил холодного водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).

Согласно п. 17 Правил холодного водоснабжения и водоотведения к заявке абонента прилагаются, в частности, копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, документы, предусмотренные Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124; копии документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на законных основаниях, в том числе договора о подключении (технологическом присоединении), условий подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения (далее - условия подключения (технологического присоединения), а также копии акта о подключении (технологическом присоединении) объекта, акта о промывке и дезинфекции внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования (в случае заключения договора холодного водоснабжения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения) или иных документов; копии технической документации на установленные приборы учета воды, сточных вод, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, сведения о показаниях приборов учета на дату заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения либо на дату возникновения права абонента на объект, а также проекты установки (монтажа) приборов учета.

В п. 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения отражено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.

Согласно п. 88 Правил холодного водоснабжения и водоотведения заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.

В силу п. 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект (за исключением случаев направления заявления о подключении в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), данные об общей подключаемой нагрузке с приложением определенных документов.

В п. 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:

наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;

нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;

правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);

информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;

информацию о разрешенном использовании земельного участка;

информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;

необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;

планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

В п. 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, отражено, что технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

В соответствии с п. 16 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, в любом случае ФИО8 при подключении к сетям водоснабжения требовалось получение разрешения и технических условий, подготовленных в установленном законодательством порядке.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района были выданы технические условия на подключение к центральному водопроводу д. Ивановка жилого дома <адрес> абоненту ФИО6

Также имеется лист согласования для получения технических условий, выданный на имя ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, однако он не подписан начальником РЭУ «Москаленки» (т.е. представителем ресурсоснабжающей организации) ФИО7, а также самим абонентом ФИО6

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района на имя ФИО8 были выданы технические условия на подключение к центральному водопроводу д. Ивановка вышеуказанного жилого дома. При этом листа согласования для получения указанных технических условий истцом представлено не было. Отсутствует лист согласования для получения указанных техусловий и у администрации сельского поселения, что подтверждается ответом на запрос от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ, выданными администрацией Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района на имя ФИО8, гарантированным поставщиком воды является АО «Омскоблводопровод» (п. 2). В п. 4 технических условий отражено, что необходима установка приборов учета воды согласно нормам и правилам. Согласно п.п. «а» п. 6 технических условий работы по прокладке водопровода, устройству водопроводных сооружений осуществляет организация, имеющая допуск на производство данного вида работ, и согласовывается администрацией сельского поселения. В п. 7 технических условий отражено, что водоснабжение осуществляется АО «Омскоблводопровод» после заключения договора на поставку воды. Согласно п. 8 технических условий лицо, осуществившее самостоятельное подключение к сетям водоснабжения, несет ответственность в соответствии с законодательством.

Аналогичные условия содержатся в технических условиях , выданных, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района на имя ФИО6

Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения - это пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.

Под самовольным подключением (технологическим присоединением) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или с нарушением его условий.

Таким образом, всякое подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения при отсутствии соответствующего договора и в обход прибора учета является несанкционированным подключением.

Из установленных судом фактических обстоятельств дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ при плановой проверке контролерами АО «Омскоблводопровод» установлено, что в жилое помещение, принадлежащее ФИО8, проведена вода, при этом договор о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, заключенный абонентом с АО «Омскоблводопровод», отсутствует, также не имеется соответствующих приборов учета. Изложенное подтверждается пояснениями представителей ответчика ФИО10, ФИО9, указавших на отсутствие заявки истицы на проведение водоснабжения, а сам абонент числится как потребитель воды с уличной колонки, имеющий задолженность по водопотреблению. Свидетель ФИО1 в судебном заседании подтвердила наличие воды в доме истицы, при этом последняя не представила заключенного договора о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, кран не был оборудован приборами учета. Указанные обстоятельства контролер отразила в акте контрольного обследования домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, а также в акте о выявленных нарушениях от ДД.ММ.ГГГГ. Данное подключение к сети водопровода в силу п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения признается несанкционированным.

На основании изложенного, поскольку в судебном заседании с достоверностью установлен факт несанкционированного подключения истца к инженерным сетям, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным акта о выявленных нарушениях от ДД.ММ.ГГГГ. Действия работников Москаленского абонентского участка АО «Омскоблводопровод» по составлению данного акта суд оценивает как законные, отвечающие требованиям вышеуказанными положениям законодательства.

Каких-либо доказательств санкционированного подключения домовладения к системе водоснабжения ФИО8 в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено, исходя из отсутствия необходимой разрешительной и технической документации по подключению к центральному водоснабжению, равно как и сведений об имеющемся у нее договоре на потребление холодной воды, внесению платы на потребленный ресурс.

В исковом заявлении ФИО8, не отрицая факт наличия проведенной в ее дом воды, указывает, что вода была проведена работниками Москаленского абонентского участка, однако каких-либо допустимых доказательств, достоверно подтверждающих указанное, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представила. Представители ответчика в суде пояснили, что проведение водопровода всегда оформляется заявкой. При этом в Москаленском абонентском участке заявка от ФИО8 отсутствует.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статья 310 ГК РФ содержит норму о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В соответствии с п. 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Подпунктом «в» пункта 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения.

Поскольку ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками АО «Омскоблводопровод» достоверно установлен факт несанкционированного подключения жилого дома, принадлежащего ФИО8, к центральному водоснабжению, уведомление о планируемом ограничении (приостановлении) предоставления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ вынесено ответчиком в адрес истца в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, требования ФИО8 о признании незаконным данного уведомления не подлежат удовлетворению.

На отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, распространяются Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 данных Правил при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за три года, применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

Период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).

На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, учитывая то, что ответственность за несанкционированное подключение к системе водоснабжения возлагается на собственника жилого дома, суд, достоверно установив факт несанкционированного подключения к системе центрального водоснабжения в жилом доме <адрес> приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с собственника дома – ФИО8 – задолженности за коммунальные услуги при выявленных ДД.ММ.ГГГГ нарушениях.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей Акционерного общества «Омскоблводопровод» установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф на питьевую воду для потребителей АО «Омскоблводопровод» составляет для населения 88,33 руб./куб.м. (с учетом НДС).

Суд соглашается с расчетом задолженности, произведенным ответчиком, с учетом требований п. 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Количество отпущенной воды при пропускной способности водопровода диаметром 15 мм (согласно акту), при его круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с, время (3600 сек/час х 24 час.) составляет 18,312 куб.м. в сутки. Принимая во внимание установленный тариф на питьевую воду – 88,33 руб./куб.м., период – 30,4 дня, размер платы за водопотребление составит: 18,312 куб.м. (количество отпущенной воды в сутки) х 30,4 дн. (период пользования водой) х 88,33 руб. (тариф) = 49172, руб.

Размер доначисления платы за потребленную коммунальную услугу отвечает предусмотренным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения требованиям, положениям ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», иным нормативным актам, регулирующим данные правоотношения.

Каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих отсутствие задолженности перед АО «Омскоблводопровод», либо альтернативного расчета ФИО8 представлено не было.

С учетом вышеизложенного, требования истца о запрете АО «Омскоблводопровод» совершать действия по приостановлению подачи воды в жилой дом удовлетворению не подлежат, поскольку в силу п.п. «в» п. 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ограничение/приостановление предоставления коммунальных услуг в случае выявления факта несанкционированного подключения потребителя к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения с момента выявления несанкционированного подключения является обязанностью АО «Омскоблводопровод», при достоверном установлении в ходе судебного заседания факта несанкционированного подключения жилого дома, принадлежащего ФИО8, к центральному водоснабжению. Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика ФИО9, фактически ограничение или приостановление коммунальной услуги ФИО8 не прекращено.

Иных доводов и допустимых доказательств в обоснование заявленных исковых требований истцом в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

С учетом вышеизложенного, заявленные исковые требования ФИО8 удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 2 ст. 103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

Поскольку истец в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины в связи с подачей иска, связанного с нарушением прав потребителей, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО8 к акционерному обществу «Омскоблводопровод» о признании незаконными акта о выявленных нарушениях водопотребления от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления о планируемом ограничении (приостановлении) предоставления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, расчета платы за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, запрете совершать действия по приостановлению подачи воды в жилое помещение отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене данного решения в течение 7 дней со дня вручения ему этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Омский областной суд через Москаленский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья О.В. Кобзарь

Мотивированное решение изготовлено 02.07.2019.

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи ______________________

______секретарь судебного заседания_______

(Наименование должности работника аппарата суда)

__Р.Т. Искакова____

(инициалы, фамилия)

«_____»_________________20_____ г.