ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/20 от 22.01.2020 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-292/20

УИД 24RS0046-01-2019-003790-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Медведской Г.А,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Камаловой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «МРСК Сибири», о возложении обязанности заключить договор

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «МРСК Сибири», о возложении обязанности заключить договор.

Требования мотивированы тем, что 13.10.2017 года между сторонами заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств. 17.06.2019 года истец обратился с заявкой на технологическое присоединение находящихся у него энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а именно, ранее присоединенных электроустановок жилого строения по адресу: <адрес> к электрическим сетям ответчика. Договор технологического присоединения истцу не направлен.

С учетом уточнения исковых требований просит 1) обязать в срок 1 день заключить договор, соответствующий типовому (Приложение №8 Правил), заявке и правилам в редакции, действовавшей 17.06.2019 года, 2) определить текст п.5 договора следующим: «срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.», 3) определить размер платы технологического присоединения по договору в размере не более 550 руб. (п. 10 договора), 4) обязать ответчика одновременно с заключением договора уведомить истца о возможности временного технологического присоединения (абз. 5 п.15 правил), 5) взыскать компенсацию морального вреда – 200 000 руб., неустойку более 300 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда, 7) судебных расходы.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, дал пояснения по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель истца – ФИО2 (по устному ходатайству) позицию доверителя поддержал.

Представитель СНТ «Земля» - ФИО2, с иском согласен.

Ответчик ПАО «МРСК Сибири», на рассмотрение дела не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Свердловского районного суда г. Красноярска www. sverdl.krk.sudrf.ru.

В связи с чем, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2019 г. № 682).

Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 декабря 2004 г., № 52 (часть 2), "Российской газете" 19 января 2005 г.

Правила дополнены пунктом 8(5) постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 г. N 219, которое размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 17 марта 2015 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 23 марта 2015 г., № 12.

Пункт 8(5) Правил изложен в новой редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1622, размещенным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 26 декабря 2018 г., опубликованным в Собрании законодательства Российской Федерации 31 декабря 2018 г., № 53 (часть II).

Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).

Данные положения нормативного правового акта устанавливают порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, и соответствуют гражданскому законодательству, законодательству об электроэнергетике.

Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Федеральный закон "Об электроэнергетике" предусматривает, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (абзац третий пункта 1 статьи 26).

Установленная данными положениями нормативного правового акта процедура подачи заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям некоммерческим объединением не может рассматриваться как ограничение свободы договора и ограничение прав потребителя, имеющего энергопринимающие устройства, на их использование.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1).

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правша, принятые в соответствии с ними (пункт 3).

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , является членом СНТ «Земля».

17.06.2019 истец оформил заявку физическою лица в ПАО «МРСК Сибири» на присоединение по одному источнику энергоснабжения энергопринимающих устройств, с повышением мощности. В качестве заявителя в заявке указан истец.

Данная заявка в числе иных была передана 17.06.2019 года в ПАО «МРСК Сибири» председателем правления СНТ «Земля» ФИО3

То есть именно истец, а не иное лицо подало заявку на присоединение. Данное следует из формулировок сопроводительного письма СНТ «Земля», из самого заявления, где указано, что именно истец обращается с заявлением в ПАО МРСК, из иска, где истец также указывает, что он лично обращался к ответчику на технологическое присоединение.

04.07.2019 истец подал в ПАО «МРСК Сибири» претензию о нарушении сроков рассмотрения его заявки. Данное также свидетельствует, что именно истец обратился к ответчику с заявлением на технологическое присоединение.

21.08.2019 года ответчиком истцу был направлен ответ на претензию о несоответствии его заявления п.8.5 Правил, т.к. с заявление должно обращаться садоводство.

Суд полагает признать не обоснованными требования истца, виду того факта, что не соблюден порядок обращения на технологическое присоединение новых и дополнительных мощностей к электрическим сетям.

В соответствии с п. 8(5) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства ими огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

Согласно пп. а п.7 Правил, процедура технологического присоединения начинается с подачи заявки юридическим или физическим лицом (заявителем), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение.

Таким образом, заявителем является юридическое или физическое лицо которое подает заявку, в связи с чем, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество должно не просто подать заявку в смысле ее физического направления в сетевую организацию, а быть заявителем по заявке.

Иное толкование Правил исключает целесообразность внесенных Правительством РФ изменений в п. 8(5) Правил (Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1622 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ, согласно которым бы на исключена возможность подачи заявки на технологическое присоединение непосредственно гражданами, путем возложения данной обязанности на садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества, с закреплением гарантии того, что товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих садоводам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

На основании изложенного, согласно действующей редакции Правил, СНТ, действуя в интересах и по поручению своего члена, подает от своего имени заявку в сетевую организацию, об осуществлении технологического присоединения оборудования, принадлежащего члену СНТ, после чего сетевая организация заключает договор технологического присоединения с конкретным членом СНТ, в интересах которого была подана заявка.

Иные, связанные с исполнением Правил присоединения вопросы (компенсация расходов СНТ на подачу заявки, заключение договора с членом СНТ, в интересах которого подана заявка, согласование технических вопросов), подлежат последующему разрешению и согласованию между заинтересованными сторонами, и не могут влиять на изменение установленных Постановлением Правительства Правил подачи заявки.

Таким образом, поскольку по настоящему делу, заявителем, указанным в заявке на технологические присоединение, являлось не СНТ «Земля», а истец –ФИО1, ответчик правомерно отказал в рассмотрения заявки, как поданной ненадлежащим лицом, что не исключает возможность повторного обращения заинтересованных лицо установленном Правилами порядке.

Установленная процедура подачи заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям некоммерческим объединением не может рассматриваться, как ограничение свободы договора и ограничение прав истца, как потребителя, имеющего энергопринимающие устройства, на их использование.

Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Так, согласно подпункту 5 пункта 7 статьи 18 данного Федерального закона к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества. Исходя из этого, товарищество выступает в качестве единого субъекта в вопросах взаимодействия с организациями, осуществляющими снабжение электрической энергией, как членов товарищества, так и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе.

В силу абзаца второго пункта 8(5) Правил садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

Данная норма регулирует отношения по ведению садоводства или огородничества гражданами на земельных участках, на которых товарищества не созданы, и заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Сетевые организации владеют на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Осуществление технологического присоединения без учета имущества общего пользования некоммерческого объединения может привести к значительному увеличению количества объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и увеличению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, ограничит использование имущества, расположенного в пределах охранных зон. Сетевой организации необходимо для технологического присоединения, в частности, осуществить мероприятия по разработке, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств электроэнергетики.

Положения абзаца третьего пункта 8(5) Правил не могут нарушать права истца, поскольку данная норма регулирует отношения по сведению садоводства или огородничества гражданами на земельных участках, на которых товарищества не созданы, и заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Таким образом, поскольку по настоящему делу заявителем, указанным в заявке на технологическое присоединение, являлось не СНТ «Земля», а истец, ПАО «МРСК Сибири» правомерно отказало в рассмотрении заявки как поданной ненадлежащим лицом, что не исключает возможность повторного обращения заинтересованных лиц в установленном Правилами порядке.

Иные связанные с исполнением Правил присоединения вопросы (компенсация расходов СНТ на подачу заявки, заключение договора с членом СНТ, в интересах которого подана заявка, согласование технических вопросов) подлежат последующему разрешению и согласованию между заинтересованными сторонами, и не могут влиять на изменение установленных Постановлением Правительства Правил подачи заявки.

Поскольку нарушения прав истца судом не установлено суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «МРСК Сибири», о возложении обязанности заключить договор - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Г.А. Медведская