ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/2013 от 08.10.2013 Пряжинского районного суда (Республика Карелия)

Дело №2-292/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 октября 2013 года посёлок Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,

при секретаре Арефьевой М.В.,

с участием истца ФИО1, её представителя – <данные изъяты> ФИО2,

представителя ответчика – Администрации Пряжинского национального муниципального района ФИО3,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Пряжинского национального муниципального района о взыскании доплаты к трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала муниципальную должность управляющей <данные изъяты> сельской администрацией. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности управляющей сельской администрации в связи с избранием, то есть замещала выборную должность. ДД.ММ.ГГГГ ей назначена трудовая пенсия по старости и была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в соответствии с ранее действовавшим Законом Республики Карелия от 03.01.2001 года № 456–ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Администрации Пряжинского национального муниципального района заявителю отказано воспользоваться правом на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, поскольку заявитель вышла на трудовую пенсию не в период прохождения муниципальной службы. Данное решение обжаловалось в вышестоящих органах государственной власти и прокуратуре. Письмом <данные изъяты> Администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ заявителю разъяснено, что с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Администрацию Пряжинского национального района с просьбой разъяснить основания для назначения доплаты. Письмом <данные изъяты> Администрации Пряжинского национального муниципального района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что доплата назначена Распоряжением Администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Приложением № к Решению Совета Пряжинского национального муниципального района <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель полагает, что Распоряжение Администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным и противоречит действующему законодательству, нарушает ее право на получение доплаты к трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенных в заявлении обстоятельств, заявитель просит признать незаконным Распоряжение Администрации Пряжинского национального муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить нарушение ее права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района выплатить доплату за вышеуказанный период в сумме <данные изъяты> рублей.

В последующем истица увеличила исковые требования. Просит суд признать незаконным Распоряжение Администрации Пряжинского национального муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в части основания назначения доплаты; обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района установить размер доплаты к трудовой пенсии в размере 35% месячного должностного оклада; обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района выплатить в ее пользу ежемесячную доплату к трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. В дальнейшем истица уточнила исковые требования, просит взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района причиненные ей убытки в виде неполученных доходов от сумм доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

В отзыве на исковое заявление Администрация Пряжинского национального муниципального района полагает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку доплата к трудовой пенсии выплачивается Администрацией со дня издания распоряжения <данные изъяты> Администрации.

    В судебном заседании истица и её представитель – <данные изъяты> ФИО2 поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему основаниям.

    Представитель ответчика – Администрации Пряжинского национального муниципального района ФИО3 в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, указав, что уставами местного самоуправления района не предусматривалась выборность управляющих сельских администраций.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, законы субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного органа должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Карелия «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» предусмотрена возможность такой доплаты. Так, согласно абзацу первому статьи 4 Закона дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) могут предусматриваться за счет средств местного бюджета в установленном уставом муниципального образования порядке.

Таким образом, федеральным законодательством и Законом Республики Карелия установлено, что социальные гарантии выборным должностным лицам местного самоуправления также устанавливаются Уставом муниципального образования.

    Устав Пряжинского национального муниципального района, предусмотрев возможность установления такой доплаты в части 4 статьи 44, устанавливает, что назначение, перерасчет и выплата ежемесячных доплат лицам, замещающим выборные муниципальные должности, осуществляется решением Совета.

    Решением Совета Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и размере ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности, назначенной на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы (далее – Положение).

    Подпунктом «а» пункта 2 Положения установлено, что правом обращения за установлением ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности, получаемой на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обладают лица, имеющие стаж работы по выборной должности в органах местного самоуправления Пряжинского национального муниципального района не менее двух лет.

    По существу, основанием для обращения истицы в суд послужило разногласие с ответчиком по вопросу, является ли ФИО1 лицом, имеющим стаж работы по выборной муниципальной должности в органах местного самоуправления Пряжинского национального муниципального района.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала управляющей <данные изъяты> сельской администрации. Вопросы местного самоуправления в Республике Карелия регулировались в тот период Законом Республики Карелия от 20 января 1994 года №XII-23/623 «О местном самоуправлении в Республике Карелия». Абзацем четвертым части 5 статьи 9 указанного Закона установлено, что для реализации своих полномочий глава местного самоуправления может назначить своих представителей (управляющих) в населенном пункте (группе населенных пунктов), входящих в самоуправляющуюся территорию. Назначение представителей главы местного самоуправления в населенном пункте (группе населенных пунктов), в которых избраны органы территориального общественного самоуправления, производится с согласия этих органов. Уставом местного самоуправления может быть предусмотрен иной порядок назначения представителя главы местного самоуправления (управляющего), в том числе выборы населением либо органом территориального общественного самоуправления соответствующих населенных пунктов (группы населенных пунктов).

Таким образом, республиканский законодатель предусмотрел возможность назначения представителя главы местного самоуправления (управляющего) в порядке, предусмотренном уставом местного самоуправления. Статьей 21 Устава местного самоуправления Пряжинского района (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что глава местного самоуправления района назначает своих представителей (управляющих) в населенных пунктах с согласия представительных органов территориального общественного самоуправления, а там где нет, с согласия граждан на сходах или конференциях.

Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана избранной на должность управляющего сельской (поселковой) администрации.

Имея в виду положения Устава местного самоуправления Пряжинского района, действовавшего в тот период, суд исходит из того, что голосование, проходившее в <данные изъяты> одномандатном избирательном округе ДД.ММ.ГГГГ, являлось формой получения главой местного самоуправления района согласия граждан на назначение управляющего сельской администрацией, а не выборами указанного должностного лица.

Указанное также следует из того обстоятельства, что Законом Республики Карелия от 03 марта 1998 года №267-ЗРК «О внесении изменения в Закон Республики Карелия «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Карелия» из части 2 статьи 3 Закона Республики Карелия «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Карелия» исключен пункт 2, предоставлявший общим собраниям (сходам), конференциям граждан право в случаях, предусмотренных Уставом местного самоуправления, избирать управляющих поселковыми, сельскими администрациями.

Закон Республики Карелия №267-ЗРК вступил в силу со дня его официального опубликования (статья 2), опубликован в газете «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ранее голосования, состоявшегося в <данные изъяты> одномандатном округе.

В период работы ФИО1 на должности управляющей <данные изъяты> сельской администрации в Республике Карелия действовал также Закон Республики Карелия от 05 декабря 1996 года №160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия». Статья 5 указанного Закона была изложена в новой редакции Законом Республики Карелия от 18 октября 1999 года №376-ЗРК, а также указанный нормативный правовой акт был дополнен новой статьей 5-1. Согласно части 2 статьи 5 Закона (в новой редакции) муниципальные должности подразделяются на выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы.

При этом должность управляющего городской, поселковой, сельской, волостной (в районе) администрацией статьёй 5-1 Закона отнесена к ведущим муниципальным должностям муниципальной службы.

Таким образом, со вступлением в силу Закона Республики Карелия от 18 октября 1999 года №376-ЗРК, а вступил он в силу 27 октября 1999 года, когда был опубликован в газете «<данные изъяты>», законодательно исключена возможность отнесения управляющего сельской администрацией к выборным муниципальным должностям.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Положения правом обращения за установлением ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности, получаемой на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обладают лица, имеющие стаж работы по выборной должности в органах местного самоуправления Пряжинского национального муниципального района не менее двух лет. При замещении муниципальной должности до двух лет ежемесячная доплата не выплачивается.

Поскольку ФИО1 приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ законодательно исключена возможность отнесения управляющих сельскими администрациями к выборным должностям местного самоуправления, то необходимого двухлетнего стажа работы на такой должности у ФИО1 в любом случае не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФИО1 не может считаться лицом, имевшим стаж работы по выборной муниципальной должности в органах местного самоуправления Пряжинского национального муниципального района от двух лет и более, а потому не имеет права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, предусмотренную подпунктом «а» пункта 2 Положения.

Изложенное означает отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.

Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд учитывает, что права иных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, таким решением не разрешаются, поскольку какое-либо новое решение, по-иному определяющее права и обязанности участников гражданского оборота, по сравнению с существующими, при этом не выносится.

    Согласно статье 103 ГПК РФ при отказе в иске понесенные истцом судебные расходы ответчиком не возмещаются.

    Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Ю. Прохоров

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 14 октября 2013 года