ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/2016 от 14.04.2016 Смидовичского районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2-292/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2016 года

Смидовичский районный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Куликовой Е.А.

при секретаре Холщевниковой Е.В.

с участием прокурора Лобода Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович дело по исковому заявлению прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению «Детский сад № 7 п. Смидович» об обязании совершения определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

03.03.2016 прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению «Детский сад № 7 п. Смидович» об обязании в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, разместить на официальном сайте Российской Федерации размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» план-график размещения муниципальных заказов учреждения на 2016 год. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Смидовичского района проведена проверка сведений, размещенных на официальном сайте Российской Федерации размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сайте htth//zakupki.gov/ru. В ходе проверки сайта ответчика, установлено, что казенным учреждением, являющимся в силу закона распорядителем бюджетных средств, муниципальным заказчиком, в нарушение положений Бюджетного кодекса РФ, ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» план-график размещения заказов на текущий год на официальном сайте не размещен. Нарушение требований закона со стороны муниципального заказчика не способствует эффективному расходованию бюджетных средств, ограничивает конкуренцию на рынке товаров, работ и услуг, что способствует коррупционным проявлениям, нарушает права неопределенного круга лиц – предпринимателей и юридических лиц на свободную экономическую деятельность на территории Российской Федерации, а также на права граждан на получение информации.

Определением суда от 04.03.2016 данное исковое заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено гражданское дело.

В судебном заседании помощник прокурора Смидовичского района Лобода Н.А. исковые требования к муниципальному автономному образовательному учреждению «Детский сад № 7 п. Смидович» об обязании в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, разместить на официальном сайте Российской Федерации размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» план-график размещения муниципальных заказов учреждения на 2016 год, а также доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, дополнительных пояснений не высказала.

Представитель ответчика – муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад № 7 п. Смидович» ФИО1 в судебное заседание не явилась. О дне, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом. Возражений на исковое заявление в суд не представила. Об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Выслушав пояснения прокурора Лобода Н.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно положениям ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В соотвествии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014-2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).

Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ).

В соотвествии со ст. 4 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает: формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона; контроль за соответствием: информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика; информации, включенной в планы-графики закупок (далее также - планы-графики), информации, содержащейся в планах закупок; информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках; информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках; условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя); информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта; использование усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее - усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом; подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.

Порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Единая информационная система содержит: планы закупок; планы-графики; информацию о реализации планов закупок и планов-графиков.

Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: планов закупок; планов-графиков (ст. 16 этого же закона).

На основании положений ст. 21 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: идентификационный код закупки; наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со ст. 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно); дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований; способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа; дата начала закупки; информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта; информация о применении указанного в ч. 3 ст. 32 настоящего Федерального закона критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя); информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 настоящего Федерального закона.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках. Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную <данные изъяты>.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Смидовичского района была проведена проверка сведений, размещенных на официальном сайте Российской Федерации размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сайте htth//zakupki.gov/ru. В ходе проверки сайта ответчика, путем введения его ИНН, установлено, что бюджетным учреждением, являющимся в силу закона распорядителем бюджетных средств, муниципальным заказчиком, в нарушение положений законодательства, план-график размещения заказов на текущий год на официальном сайте не размещен.

Указные обстоятельства ответчиком опровергнуты не были.

Вместе с тем, как следует из п. 2 «Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы» планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В случаях, указанных в п. 7 Особенностей, размещение плана-графика на официальном сайте осуществляется в день его утверждения.

Нарушение данных требований закона со стороны муниципального заказчика не способствует эффективному расходованию бюджетных средств, ограничивает конкуренцию на рынке товаров, работ и услуг, что способствует коррупционным проявлениям, нарушает права неопределенного круга лиц – предпринимателей и юридических лиц на свободную экономическую деятельность на территории Российской Федерации, а также на права граждан на получение информации.

Таким образом, суд приходит к выводу об обязании ответчика – муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад № 7 п. Смидович» разместить на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» план-график размещения муниципальных заказов учреждения на 2016 год.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд соглашается с прокурором и приходит к выводу о необходимости предоставления срока для размещения информации об учреждении в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку план-график размещается на официальном сайте в день его утверждения.

Поскольку в силу п/п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождены от уплаты государственной пошлины, согласно ст. ст. 98, 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад № 7 п. Смидович».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление по исковому заявлению прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению «Детский сад № 7 п. Смидович» об обязании совершения определенных действий, удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 7 п. Смидович» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» план-график размещения муниципальных заказов учреждения на 2016 год.

Взыскать с муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад № 7 п. Смидович» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Куликова