ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/2018 от 05.03.2018 Ейского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2-292/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 05 марта 2018 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Полевик Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район, о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы и перерасчете пенсии,-

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд и просит обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Ейский район в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды с 01.09.1977 года по 10.01.1981 года и с 25.04.1982 года по 28.05.1984 года, произвести перерасчет пенсии с учетом повышающего коэффициента и повышенной фиксированной выплаты с 13.06.2017 года, расчет страховой пенсии с использованием периода, установленного ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 года, который составляет 19 лет с 13.06.2017 года, расчет величин ИПКн по страховым взносам за 2017 год в действительных размерах с 13.06.2017 года, а также взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Ейский район компенсацию морального вреда в размере 7 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены – истец просит обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Ейский район включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды с 01.09.1977 года по 10.01.1981 года и с 25.04.1982 года по 28.05.1984 года; обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Ейский район с 13.06.2017 года произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 путем учета в северный стаж службы в Советской Армии по призыву в двойном размере, количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой пенсии (Т), применив 19 лет (228 месяцев), коэффициент среднего заработка (КСЗ) применив равным 1,9, при расчете страховой пенсии дополнив итоговое значение индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) индивидуальным пенсионным коэффициентом ИПК за 2017 год, и повысив фиксированную выплату к страховой пенсии в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии; взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Ейский район в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 7 000 рублей.

Выслушав истца и его представителя, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

ФИО1 и его представитель в судебном заседании на исковых требованиях настаивают, просят их удовлетворить в полном объеме, с учетом внесенных уточнений.

Представители ГУ Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Ейский район в судебном заседании просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что с 01.09.1977 года по 10.01.1981 года ФИО1 обучался в ГорПТУ №74 по профессии электрослесарь подземный, после чего, с 03.02.1981 года по 26.11.1981 года – работал подземным электрослесарем с полным рабочим днем под землей, а в период с 25.04.1982 года по 28.05.1984 года – ФИО1 проходил службу в Советской Армии (л.д.12-18,19-20,21-22,23).

С 13.06.2017 года ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с п. 6 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» (л.д.34).

При назначении страховой пенсии по старости ФИО1, расчет пенсии производится следующим образом: стаж для определения пенсионного капитала по периодам с 03.02.1981 года по 31.12.2001 года (на 31.12.2001 года) – 17 лет 08 месяцев 29 дней (без учета периода обучения в Первомайском СПТУ №74 с 01.09.1977 года по 10.01.1981 года). Стаж работы в РКС в календарном исчислении составляет 13 лет 06 месяцев 29 дней, оценка пенсионных прав произведена по п. 3 ст. 30 Закона от 17.12.2001 года; стажевый коэффициент - 55%; отношение имеющегося общего стажа к требуемому – 0,70988889; стаж для валоризации (на 31.12.19920 года) – 09 лет 05 месяцев 10 дней (19%); отношение заработков (за период с 01.01.1993 года по 28.02.1997 года) – 4,341, ограничено предельной величиной – 1,2, так как не соблюдены условия, оговоренные выше (по состоянию на 31.12.2001 года отсутствует 15 календарных лет работы в РКС, либо проживание); ожидаемый период выплаты – 252 месяцев; страховые взносы на 31.12.2014 года -367 395,79 рублей; расчетная пенсия 0,55*1,2*1671=1102,86 рублей; пенсионный капитал на 01.01.2002 года: 1102,86 рублей -450 рублей (базовая часть пенсии)=652,86 рублей, 652,86 рублей *252*0,70988889=116 791,43 рублей; пенсионный капитал на дату назначения: 116 791,43*5,61481656 (суммарный индекс)=655 762,47 рублей; сумма валоризованного капитала: 655 762,47*19%-124 594,87 рублей; страховая часть: 655 762,47+124 594,87+367 3954,79:252=4 554,56 рублей; ИПК =4554,56:64,10 (стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года) =71,054; ИПКн по страховым взносам за 2015-2016 годы- 8,832; суммарный ИПК – 79,886 (71,054+8,832); размер страховой пенсии н 13.06.2017 года – 79,886*78,58 (стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.04.2017 года) = 6277,44 рублей; фиксированная выплата – 4805,11 рублей (фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в соответствии с ч.1 ст. 16 Закона от 28.12.2013 года, без повышения), так как не соблюдаются условия, предусмотренные ч.4 ст. 17 Закона от 28.12.2013 года (наличие не менее 15 календарных лет РКС); суммарный размер страховой пенсии – 11 082,55 рублей (л.д.30-32).

Порядок установления и выплаты страховой пенсии предусмотрен Федеральным Законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно п. 1 ст.3 которого, под страховой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях», мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При этом, под индивидуальным пенсионным коэффициентом понимается параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

В соответствии со ст. 11,12 Федерального Закона «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; 2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; 4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; 7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; 8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности; 9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; 10) период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Однако, указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года №516, пунктом 4 которых (Правил) определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 24.09.2012 года № 1505-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О).

В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в соответствии с Законом о государственных пенсиях, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года №590 (действовавшего в период обучения ФИО1 в среднем профессиональном училище), кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

Однако, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта "91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Иными словами, приравнивание обучения к периодам льготной работы возможно при условии назначения пенсии по перечисленным основаниям и в размере, не превышающем специальный стаж.

На основании вышеизложенного, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.

Как установлено в судебном заседании, с 13.06.2017 года ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с п. 6 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях». При этом, стаж его работы в РКС в календарном исчислении, при назначении страховой пенсии по старости (без учета периода обучения в ГорПТУ №74 по профессии электрослесарь подземный с 01.09.1977 года по 10.01.1981 года, а также периода прохождения службы в Советской Армии), составлял 13 лет 06 месяцев 29 дней.

Принимая во внимание, что возможность приравнивания периода обучения к периодам льготной работы обусловлена наличием основанием для назначения пенсии, в частности, в связи с занятостью в подземных условиях, право на которую (указанный вид льготной пенсии) у ФИО1 отсутствует, в связи с отсутствием достаточного стажа, в то время как, приравнивание к работе в районе Крайнего Севера периодов с особыми условиями труда (подземная работа) законодательством, действовавшем в спорный период обучения истца, не предусматривалось, суд считает не подлежащими удовлетворению требования о включении в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода обучения с 01.09.1977 года по 10.01.1981 года, равно как и периода прохождения военной службы с 25.04.1982 года по 28.05.1984 года, поскольку необходимым условием для включения соответствующих периодов трудовой деятельности в работы в стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в то время как, периоды военной службы относятся к иным периодам (статья 12 Закона N 400-ФЗ), в течение которых уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие оснований для изменения параметра, учитываемого в расчете пенсии ФИО1 – ожидаемого периода выплаты пенсии, а также оснований для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и учете в размере его пенсии суммы страховых взносов за 2017 год, сведения о которых не отражены в индивидуальном лицевой счете, суд, исходя из правовой позиции, изложенной в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федрации от 11.12.2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется, считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район, о возложении на Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район обязанности включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды с 01.09.1977 года по 10.01.1981 года и с 25.04.1982 года по 28.05.1984 года; понуждении Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Ейский район с 13.06.2017 года произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 путем учета в северный стаж службы в Советской Армии по призыву в двойном размере, количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой пенсии (Т), применив 19 лет (228 месяцев), применив коэффициент среднего заработка (КСЗ) равным 1,9, дополнения итогового значения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) индивидуальным пенсионным коэффициентом ИПК за 2017 год и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии; взыскании с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Ейский район в пользу ФИО1 компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ейский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме 07.03.2018 года.

Председательствующий