ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/2018 от 16.04.2018 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

Решение по делу № 2-292/2018

Именем Российской Федерации

16 апреля 2018 года г. Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретаре Стрелковой Т.А.

с участием:

представителя истца Бокситогорского городского прокурора – Богдановой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено

У С Т А Н О В И Л:

Истец Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявления указано, что Бокситогорской городской прокуратурой Ленинградской области в связи с обращением гр. ФИО1, поступившего в Бокситогорскую городскую прокуратуру из прокуратуры Ленинградской области, проведена проверка интернет-сайта, на котором размещена информация о продаже документов об образовании. В ходе проведенного мониторинга сети Интернет Бокситогорской городской прокуратурой установлено, что в настоящее время в сети Интернет на сайте по электронному адресу: http://boksitogorsk.okwus.com:, в свободном для неопределенного круга лиц доступе размещены информационные материалы, содержащие сведения о продаже документов, подтверждающих образование у гражданина. Вместе с тем, распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании и подрывает основы конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Распространение информации о продаже дипломов посредством сети Интернет фактически предоставляет возможность приобретения документов об образовании, который может использоваться при трудоустройстве, в том числе при поступлении на государственную и муниципальную службу без прохождения в образовательных учреждениях, что противоречит требованиям закона.

А потому истец, ссылаясь на ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 2,23-24, 27 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 № 112, Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № 115, ст. 324, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст. 2, ч.1 ст.9, ч. 1,6 ст. 10, ч. 5 ст. 15, ст. 15.1 Федерального закона от 27.02.2006 № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» истец указывает, что незаконное распространение в сети «Интернет» информации, в нарушение положений действующего законодательства РФ, влечет нарушение прав и интересов Российской Федерации, а также в водят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования дипломов, школьных аттестатов, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, в том числе нарушает права несовершеннолетних, поскольку аттестат об основном общем и среднем общем образовании получают граждане не достигшие возраста 18 лет, а соответственно не обладающие полной дееспособностью, предусмотренной гражданским законодательством РФ и в силу своей юридической неграмотности в указанном возрасте не способны в полной мере отделить законные действия от незаконных. Учитывая изложенное, ознакомление с размещенной на указанном сайте информацией, в том числе содержащей признаки уголовно-наказуемого деяния, могут способствовать совершению несовершеннолетними, незаконных действий по приобретению недостоверных, содержащих ложные сведения документов.

На основании изложенного, истец просит:

Признать информационные материалы, распространяемые на Интернет-сайте по сетевому адресу: http://boksitogorsk.okwus.com информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения вышеуказанного сетевого адреса в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник Бокситогорского городского прокурора Богданова А.А. заявление поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ, суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение; п. 2 данной статьи ГПК РФ установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101.

Так, согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре" и части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, Бокситогорской городской прокуратурой Ленинградской области в связи с обращением гр. ФИО1, поступившего в Бокситогорскую городскую прокуратуру из прокуратуры Ленинградской области, проведен мониторинг сети Интернет и установлено, что на сайте по электронному адресу: http://boksitogorsk.okwus.com: в свободном для неопределенного круга лиц доступе размещены информационные материалы, содержащие сведения о продаже документов, подтверждающих образование у гражданина.

Однако, распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании и подрывает основы конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и квалификации образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложения к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п. 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 № 112 (далее - Порядка), дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования: лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования программы специалиста, - диплом специалиста, диплом специалиста с отличием; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования- программы магистратуры, - диплом магистра, диплом магистра с отличием; лицам освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, - диплом об окончании аспирантуры; лицам, освоившим образовательные программы высшего образования- программы подготовки научно-педагогических кадров а адъюнктуре, - диплом об окончании адъюнктуры.

В соответствии с п. 27 указанного Порядка диплом выдается лицу завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию.

Согласно п.п. 23-24 указанного Порядка бланки хранятся в организации как документы строй отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается.

Аналогичные положения относительно учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании содержатся в Порядке заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № 115.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Таким образом, незаконное распространение в сети «Интернет» информации, в нарушение указанных выше положений действующего законодательства РФ, влечет нарушение прав и интересов Российской Федерации, а также в водит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования дипломов, школьных аттестатов, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, в том числе нарушает права несовершеннолетних.

С учетом вышеизложенного суд считает необходимым признать информационные материалы, распространяемые на Интернет-сайте по сетевому адресу: http://boksitogorsk.okwus.com информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения вышеуказанного сетевого адреса в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать информационные материалы, распространяемые на Интернет-сайте по сетевому адресу: http://boksitogorsk.okwus.com информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения вышеуказанного сетевого адреса в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 16 апреля 2018 года.

Судья: